Цельтес
Или Цельтис (Конрад. Настоящее фамильное имя его было Pickel) — один из выдающихся германских гуманистов старшего, "рейхлиновского" поколения (1459—1508). Отец его, крестьянин-винодел, прочил своего сына в преемники по своей профессии, но даровитый юноша, успевший при помощи своего старшего брата, духовного, познакомиться с известными в то время образцами классической литературы, почувствовал призвание к поэзии и к науке. Отрицательное отношение отца к этим стремлениям заставило 18-летнего Ц. Бежать тайком из отцовского дома. В Кельне он записался в число студентов и с жаром принялся за изучение риторики и "поэтрии". Несколько лет спустя он познакомился в Гейдельберге с Рудольфом Агриколой, одним из родоначальников германского гуманизма, и нашел в его лице опытного руководителя.
В восьмидесятых годах слава Ц. Как поэта-гуманиста была уже настолько громка, что он удостоился небывалой еще в Германии чести увенчания лавровым венком из рук императора в Нюрнберге, в 1487 г. После этого Ц. Вел в течение нескольких лет жизнь "странствующего поэта" (каких было немало в ту пору). В девятидесятых годах он был в Ингольштате профессором риторики и "поэтрии". Отсюда он перешел в Вену, куда был приглашен импер. Максимилианом I в качестве профессора красноречия и императорского библиотекаря. Ц. Принадлежит к числу тех немецких гуманистов, которые всего ближе примыкали к "язычествующему" итальянскому гуманизму и девизом которых было. "жить по-язычески, умереть по-христиански". "Они выказывали церкви изредка холодную вежливость и считали себя уже затем настолько свободными от всех обязательств по отношению к ней, что отдавались свободно своему идеалу — натурализму в античном духе.
Ц., наиболее даровитый и необузданный из всех этих поэтов, открыто признается, что он творит молитву в полях и лесах, а не под угрюмым церковным сводом, оглашаемым поповским завыванием. Он не только издевается над священниками и монахами, над постом и отпущением грехов, над преисподней и дьяволом, но при случае говорит даже о бытии Бога и о бессмертии души, как об открытых еще вопросах" (Бецольд). Главнейшие сочинения Ц. "Proseuticum ad D. Fredericum Tertium pro laureo apollinari" (1487). "Ars versificandi et carminum" (1487). "Quatuor libri amorum secundum quatuor latera Germaniae" (1502). "Odarum libri quatuor" (1513). Кроме общих сочинений по истории германского гуманизма и реформации, см. Klüpfel, "De vita et scriptis Conradi Celtis" (Фрейбург, 1827).
Aschbach, "Die fruheren Wanderjahre des Conrad Celtes" (Вена, 1869). Hartmann, "Konrad Celtes in Nürnberg" (Нюрнберг, 1889). Huemer, "Conrad Celtis" ("Allg. Deutsche Biographie", 4-й т., стр. 82—88).П. Ардашев.Ц. Проявил себя выдающимся педагогом, введя различные усовершенствованные приемы, усилив в общей системе воспитания роль древних языков, особенно греческого, и обратив внимание на более серьезную подготовку преподавания реальных наук, в особенности географии и истории. Ему принадлежит честь обнародования сочинений монахини Гросвиты Гандерсгеймской (Нюрнберг, 1501), которые он разыскал в монастыре св. Эммериана в Регенсбурге, а также поэмы. "Ligurinus sive de rebus gestis Friderici primi imperatoris libri X" (изд.
1507). Ему также принадлежит знаменитая путевая карта Римской империи (так называемая tabula Peutingeriana). Он составил план подробнейшего обозрения Германии в различных отношениях ("Germania illustrata"), но ему удалось издать лишь несколько подготовительных работ к этому сочинению. "Germania generalis" и "De origine, situ, moribus et institutis Norembergæ libellus". Издал сочинения нескольких классических писателей..
Дополнительный поиск Цельтес
На нашем сайте Вы найдете значение "Цельтес" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цельтес, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ц". Общая длина 7 символа