Церковно-уставные грамоты удельных князей XII века

75

Кроме церковных уставов св. Владимира и Ярослава I, от XII в. До нас дошло несколько Ц.-уставных грамот, приписываемых удельным князьям XII в. Некоторые из этих грамот несомненно подлинны, другие сохранились в более или менее переделанном виде. К числу первых принадлежат. 1) уставная грамота новгородского князя Святослава Ольговича 1137 г. — о замене десятины в пользу местной епископии определенным годовым княжеским жалованьем. Грамота эта свидетельствует об исконном существовании на Руси церковной десятины, оказывавшейся, однако, неудобною в том отношении, что доходы, часть которых она составляла, были не каждый год одинаковы. 2) Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича, данная в 1150 г. Новоучрежденной в Смоленске епископии.

Она определяет, главным образом, средства содержания епископии, частью прежние — десятина от даней княжих (но не от вир и продаж) и пошлины с судов церковных, частью новые — земли населенные и ненаселенные. В единственном дошедшем до нас позднем списке этой грамоты текст крайне испорчен, и притом в самой важной части — там, где исчисляются предметы епископского суда. Видно, однако, что здесь смоленская грамота имеет много общего с постановлениями устава св. Владимира о церковных судах. Две Ц.-уставные грамоты если не прямо подложные, то сильно переделанные позднейшими писцами, приписываются новгородскому князю Всеволоду Мстиславичу (1117 — 37). Одна из них имеет вид устава, данного Софийскому новгородскому собору о церковных судах.

Это довольно неискусная переделка церковного устава Владимира, но в ней есть такие черты, которые с вероятностью могут быть приняты за постановления Всеволода. Таковы постановления о торговых пошлинах в пользу Софийского собора (на площади которого существовало торжище) и о передаче дел по спорам о наследстве в ведение епископа. Другая уставная грамота дана церкви св. Иоанна Предтечи в Опоках, построенной Всеволодом в 1127 г. По этой грамоте новопостроенная церковь долженствовала быть приходскою церковью особого торгового товарищества, которое по ее имени называлось "купечеством Иванским". Изложенные постановления могли находиться уже в первоначальном тексте грамоты, но, конечно, Всеволод не мог называть себя "великим князем, самодержцем, владычествующим над всею русскою землею", как он назван в начале грамоты.

До нас дошли, без сомнения, не все Ц.-уставные грамоты удельно-вечевого периода. По мере учреждения в удельных княжествах новых епископий, местные князья должны были давать епископам и особые уставные грамоты. Так, летопись под 1158 г. Говорит о суздальском князе Андрее Боголюбском, что он, поставив во Владимире на Клязьме соборную церковь Успения Пресв. Богородицы, "дал ей многие имения и слободы и села лучшие с данями, и десятину во всем и в стадах своих, и торг десятый во всем своем княжестве". См. Н. Суворов, "Курс церковного права" (т. I, Ярославль, 1889). А. Павлов, "Курс церковного права" (Сергиев Посад, 1902)..

Значения в других словарях
Церковно-приходские школы

См. Начальное образование.. ..

Церковно-славянский язык

Под именем Ц. Или старославянского языка принято понимать тот язык, на который в IX в. Был сделан перевод Св. Писания и богослужебных книг первоучителями славян, св. Кириллом и Мефодием. Сам по себе термин Ц. Язык неточен, потому что одинаково может относиться как к позднейшим видам этого языка, употребляемым в православном богослужении у разных славян и румын, так и к языку таких древних памятников, как Зографское еванг., и т. Д. Определение "древне-Ц." язык тоже мало прибавляет точности, ибо м..

Церковное вино

Так назыв. "Ц. Вино" довольно распространено в России, но из нескольких миллионов ведер, ежегодно поступающих в продажу, лишь небольшое количество (около 500 тыс. Ведер) идет для надобностей церкви при совершении таинства евхаристии, значительнейшая же часть (до 4½ млн.) потребляется преимущественно средним и низшим слоями населения при всякого рода празднествах (крестинах, свадьбах и пр.), а иногда также в целях лечебных. Понятие и качества Ц. Вина в точности православною церковью не установлен..

Церковное красноречие

Как особый вид ораторского искусства, ведет свое происхождение из красноречия античного, так как среди первых христианских проповедников апостольского периода были лица, прошедшие систематическую школу у греческих и латинских риторов. Распространяя новую религию среди культурных язычников, требовавших от всякого оратора уменья применять к своим речам правила античного красноречия, первые представители церковно-общественной проповеди должны были пользоваться теми же приемами ораторского искусства..

Дополнительный поиск Церковно-уставные грамоты удельных князей XII века Церковно-уставные грамоты удельных князей XII века

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Церковно-уставные грамоты удельных князей XII века" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковно-уставные грамоты удельных князей XII века, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 50 символа