Церковные чтецы

68

Появились в христианской церкви не в конце II или в начале III в., как думают протестантские и римско-католические писатели, но гораздо раньше. Уже в словах Апокалипсиса. "Блажен читающий и слушающие слова пророчества его" (1, 3) можно видеть указание на существование чтецов раньше 100-го года христианской эры. Яснее говорит о чтецах св. Иустин Философ (II в.), в первой апологии которого сказано. "Когда чтец прервет чтение писаний апостольских или пророческих, тогда предстоятель начинает говорить к собранию" (гл. 67). Чтецы появились в церкви как необходимые при совершении богослужения лица и сначала не принадлежали к составу церковного клира. Около середины II века они достигли высокого положения, так как сделались и проповедниками слова Божия в Ц.

Собраниях. Это время, продолжавшееся до второй четверти III века, было золотым веком в жизни чтецов. Христианский писатель III в. Коммодиан обращается к чтецам со следующими словами. "Вы цветы в народе, вы светильники Христовы, помните о своем достоинстве и не забывайте о своей власти". Когда проповедничество отошло частью к епископам, частью к пресвитерам, среди которых около половины III в., по свидетельству св. Киприана Карфагенского, появились пресвитеры учащие (presbyteri doctores), положение чтецов сделалось менее высоким. При зачислении их в клир, происшедшем в начале III века, они были включены в состав низших клириков. В середине III в. Окончательно определилось положение чтецов в клире. Римский папа Корнелий причислил их к одной группе с Ц.

Привратниками и заклинателями. От чтецов стали требовать только механического дела — чтения, не поручая им более важных обязанностей. Впрочем, перемена в положении чтецов состоялась не сразу. Во время гонения при Диоклетиане (IV в.), когда языческие власти отбирали у христиан списки Свящ. Писания, сбережение этих списков было возложено на чтецов. Среди подписей участников арльского собора (314 г.) имеются подписи и двух чтецов, свидетельствующие о неисчезнувшем еще в то время почетном значении анагностов. В последующее время значение чтецов постепенно утверждалось в духе папского распоряжения. См. Ал. Лебедев, "Церковный чтец в глубокой древности" (М., 1901). "Церковные Ведомости", 1902, 34 (стр. 1184 — 85)..

Значения в других словарях
Церковные службы православной церкви

Делятся на службы постоянные, или обычные, которые служат выражением жизни и деятельности всей церкви, и службы особенные, которые связаны с потребностями отдельных ее членов. Службы постоянные имеют отношение к священным воспоминаниям, соединенным или с известными часами дня, или с днями седмицы, или с днями года. По истечении дня, седмицы и года они начинаются вновь и следуют одна за другою в том же порядке. Отсюда подразделение их на службы повседневные, седмичные и годовые. Службы вседневные..

Церковные соборы

См. Соборы.. ..

Церковный Вестник

Еженедельный журнал, издается с 1875 г. При СПб. Духовной академии. До 1888 г. Был официальным органом св. Синода. Затем его в этом качестве заменили "Церковные Ведомости" (см.). Приложение к журналу — "Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста" в русском переводе (с 1895 г.). Редактор (с 1903 г.) проф. А. Рождественский.. ..

Церковный год

См. Новый год и Год.. ..

Дополнительный поиск Церковные чтецы Церковные чтецы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Церковные чтецы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковные чтецы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 15 символа