Черкесы

82

Этим именем обозначается группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре западно-горских народностей Кавказа, занимавших (до выселения своего из России) большую половину Кабардинской плоскости, значительную часть обоих склонов Кавказского хребта и восточный берег Черного моря, т. Е. Всю южную часть нынешней Кубанской области и западную часть Терской. Ч. Делят на три большие группы. Собственно Ч. Или адиге, как они сами себя называют, кабардинцев и абхазцев (родственность языка последних с языком Ч. Научно, впрочем, еще не установлена). В состав 1-й группы (адиге) входили следующие народности. Абадзехи, самое воинственное из черкесских племен, обитавшее в долинах рек Белой, Лабы, Пшиша, Псекупса, по северному склону Кавказского хребта.

Шепсуги, населявшие долины реки Убин и ее притоков. Натухайцы (по берегу Черного моря от Анапы до реки Туапсе и по реке Кубани до Адагума). Бесленеевцы — "жители большого леса". К западу от последних — егарукаи и мехешевцы. Еще дальше на запад, между реками Схагуаше и Пшиш — гатюкаевцы. Севернее, по правому берегу Белой и по водоразделу с Лабой — темиргои (кемгуй). Бжедухи (между реками Афипсом и Белой, к востоку от шепсугов). Наконец, жанеевцы, некогда могущественное племя, остатки которого удержались на Каракубанском острове, и весьма смешанное племя убыхов. Ч. Жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен. Первые исторические сведения о них восходят к началу VI в. До Р. Х. Название Ч. Дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли адиге.

Клапрот выводит название Ч. Из тюркских слов. Чер (дорога) и кесмек (отрезывать), так что Ч. — синоним разбойника. Но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии. Уже у греческих историков встречается название керкет, которое относят именно к Ч. Греки их называли также зюхой (у Appiana). В древности территория Ч., кроме западного Кавказа, простиралась и на Крымский полуостров. Еще в 1502 г. Они занимали весь восточный берег Азовского моря до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. О древнейшей истории Ч. Сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими.

По словам Масуди (X в.), они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный строй воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией. От XVI в. Дошло до нас первое детальное описание быта Ч., сделанное генуэзцем Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявшие из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с Каиром. Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на Херсонес, беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты.

Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин. Но быт их был полон грубости и жестокости. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды часто были языческие. Они придерживались многоженства. Жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь. Письменности они не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты. Роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в одежде. В XVII в.

Другой путешественник, Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина Ч. Уже исповедует магометанство. Не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь Ч., постепенно подпавших и политическому влиянию турок. По заключении Адрианопольского мира в 1829 г., когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России, Ч. (с территорией которых Россия граничила по реке Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну (см. Кавказские войны), кончившуюся эмиграцией большинства Ч. В Турцию и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости. В 1858 г. Их насчитывалось на правом склоне Кавказского хребта до 350 тыс.

Мужчин, из коих 100 тыс. Одних благородных. По окончании войны до 400 тыс. Душ выселилось в Турцию. К концу 1880-х годов всех Ч. Насчитывалось 130 тыс., из коих большая часть (84 тыс.) — кабардинцы. Из собственно Ч. (адиге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тысяч, бжедухов 12 тысяч, бесленеевцев 6 тысяч, шапсугов 21/2 тысячи — все в Кубанской области, да еще в Черноморской губернии до 1200 душ. Абхазцы и кабардинцы описаны особо (см. Эти слова). Собственно Ч.-адиге стройны и широкоплечи. Их волосы, чаще всего темно-русые, обрамляют лицо с прекрасным овалом, с блестящими глазами, почти всегда темными. Их внешность дышит достоинством и внушает симпатию. Они с гордостью говорят. "ssé adighé — я адиге" (Шантр). Костюм Ч.

Состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяков, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие — шашка (название от Ч. Перешедшее к нам), ружье, кинжал и пистолеты. На черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе — жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Женщины поверх шаровар надевают длинную рубашку из бязи или кисеи, с широкими рукавами, поверх рубахи шелковый бешмет, чевяки, обшитые галуном, а на голове круглую шапочку, повитую белой кисейной, чалмой. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь. Усадьба Ч. Обыкновенно расположена совершению уединенно. Она состоит из сакли, построенной из турлука и крытой соломой, амбара на столбах и хлева, обнесенных плотным тыном, за которым тянутся огороды, засеянные преимущественно кукурузой и просом.

К забору с наружной стороны примыкает кунакская, состоящая из дома и конюшни, огороженных частоколом. Сакля состоит из нескольких комнат, с окнами без стекол. Вместо печи в земляном полу углубление для огня, с плетеной, обмазанной глиной трубой. Обстановка самая незатейливая. Полки по стенам, несколько столиков, кровать, застланная войлоком. Каменные постройки редки и только на вершинах гор. Воинственный Ч. Считал постыдным искать защиты за каменными оградами. В пище Ч. Очень нетребователен. Обыкновенная его еда. Пшеничная похлебка, баранина, молоко, сыр, кукуруза, просяная каша (паста), буза или брага. Свинины и вина не употребляют. Кроме земледелия, скотоводства и охоты, Ч. Культивируют пчеловодство. Еще в 50-х гг. XIX в. Социальный строй Ч.

Напоминал собой даже до деталей феодальный быт средневековой Европы. Князья, благородные, вассалы, крепостные, рабы, вольноотпущенные, крестьяне, крепко сплоченные для взаимной защиты — такова была сложная организация Ч. В одном они отличались от средневековых европейцев. Наличностью родового быта, со всеми его особенностями, с его адатом (см.), кровной местью, институтом гостеприимства. Эти черты, особенно последние две, сохранились и до настоящего времени. У благородных существует обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на полное воспитание в другую семью, опытному учителю (аталык). В семье учителя, вдали от ласк и изнеживающего влияния родителей, мальчик проходит суровую школу закаливания и приобретает все привычки наездника и воина, а девушка — все познания хозяйки дома и работницы.

Между воспитанниками и их воспитателями и семьями последних устанавливаются на всю жизнь прочные и нежные узы дружбы. Молодые люди встречаются во время празднеств, танцуют свой национальный танец кафенир (род лезгинки), во время которого происходят объяснения в любви, в единственно допускаемой символической форме произведения выстрелов перед возлюбленной. До брака молодые не имеют никакого общения, но через посредство своих друзей жених просит согласия невесты и условливается насчет дня бегства ее из дому родителей (брак посредством умыкания практикуется у благородного сословия). Только после этого устанавливается соглашение насчет калыма (см.). Положение женщин тяжелое. На них лежат самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома.

Со 2-й половины XVIII в. Ч. Все стали магометанами-суннитами. Приверженность к магометанству поддерживается ненавистью к иноверным победителям. Но они далеко не магометане по существу. Их религиозные обряды и воззрения — смесь язычества, христианства и магометанства. Они доныне поклоняются Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам вод, моря, деревьев, стихий. Они приносят своим богам кровавые жертвы, особенно уважаются их священные рощи, которых не смели профанировать, в свое время, даже их священники, ограничивавшиеся лишь установлением среди них крестов, возведением храмов и т. Д. Язык Ч. Совершенно отличен от прочих кавказских языков. Самое чистое наречие — кабардинское. Оно отличается обилием губных и палатальных звуков, делающих усвоение произношения почти немыслимым для европейца.

Имеется опыт грамматики и словаря, но научное исследование языка стоит еще на очень примитивной ступени.Литературу см. Кавказский край, Кабардинцы, Абхазцы, а также у Семенова ("Географо-статистический словарь Российской Империи"), Якушкина ("Инородцы России") и Межова. Ср. Также "Живописная Россия" (т. IX, ст. Берже). Ernest Chantres, "Recherches anthropol. Dans le Caucase" (т. IV). Erckert, "Der Kaukasus". "Материалы для описания местностей и племен Кавказа". Издания кавказского отдела географического общества. "Кавказский Календарь".Л. Ш..

Значения в других словарях
Черкезовы, княжеский род

Грузинский княжеский род, Высочайше утвержденный 9 января 1829 г. И записанный в V часть родословной книги Тифлисской губернии.. ..

Черкес-кермен

Татарская деревня Таврической губернии, Симферопольского уезда, в 17 верстах от Бахчисарая. Известна находящимся близ нее замечательным пещерным городом, который носит название Эски-кермен или Джингиз-кермен. О существовании здесь укрепления, возведенного турками в XVI в., свидетельствуют остатки башни. Крипт (пещер) в Ч.-кермене множество и многие из них хорошо сохранились. Так, хорошо сохранилась христианская церковь со следами стенной живописи, обширный зал для судилищ и общественных собраний..

Черкизово

Село Московской губернии и уезда, примыкает к городу с северо-востока, при реке Яузе. Много фабрик бумаготкацких, шелковая, писчебумажная и др. Жителей до 10000. Обширная богадельня. Ч. В XIV в. Было вотчиной св. Алексея митрополита и подарено им московскому Чудову монастырю.. ..

Черкудиновы

Русский дворянский род, восходящий к концу XVI в. И записанный в VI часть родословной книги губерний Костромской и Ярославской.. ..

Дополнительный поиск Черкесы Черкесы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Черкесы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Черкесы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 7 символа