Черноморский флот

92

Образован в царствование Екатерины II из азовского флота и судов, построенных в Херсоне, после основания последнего в 1778 г. Для успешного действия в войнах с Турцией, начатых еще Петром Великим, необходимо было стать твердой ногой на берегах Черного моря, путем сильного флота. Между тем Азовское море не имело гаваней для глубокосидящих судов, могущих действовать в Черном море.Первым шагом к основанию флота и было основание на лимане "Глубокая пристань" города Херсона, в коем поведано было новороссийскому генерал-губернатору князю Потемкину "завести гавань, верфи и укрепление оных". Для заведования новым флотом и азовской флотилией было учреждено "Черноморское адмиралтейское управление", подчиненное Потемкину.

После присоединения Крыма основан был новый порт — Севастополь, который в 1784 г. Был сделан главным портом Ч. Флота. В 1785 г. Был утвержден впервые штат Ч. Флота. Два 80-пушечных и десять 66-пушечных кораблей, 20 фрегатов, 3 камели и несколько мелких портовых и транспортных судов. Морских чинов полагалось всего 131/2 тысяч. Для судостроительных работ было выписано из Петербурга 40 семейств охтенских плотников. Судостроительные материалы и принадлежности были доставлены из различных мест России.В 1787 г. Екатерина II произвела в Севастополе первый смотр народившемуся Ч. Флоту, который вслед за тем успел выказать себя в войну с Турцией 1787-91 гг. Против турок действовали два отряда. Лиманская флотилия контр-адмирала Мордвинова и севастопольская корабельная, под командой графа Войновича.

Первая оказала большую помощь при взятии Кинбурна в 1787 г. На следующий год она была разделена на два отряда — гребную флотилию из 51 судна, под командой принца Нассау-Зигена, и парусную эскадру из 14 судов, под командой Поля Джонса. Турецкий флот в 1788 г. Подступал к Очакову, осажденному войсками Потемкина. У входа в лиман он встретил одно из русских судов — дубель-шлюпку, под командой капитана 2 ранга Сакена. Окруженный целой эскадрой, Сакен отстреливался от нее до последней возможности и когда убедился в невозможности спасения, сцепился с ближайшим турецким кораблем и вместе с ним взлетел на воздух. Лиманский отряд два раза подвергался атаке турецкой эскадры (17 и 18 июня), но оба раза атака была отбита.

Действия Войновича с севастопольской корабельной эскадрой были неудачны. Только в июле 1788 г. Корабельной эскадре удалось отвлечь турецкий флот от Очакова к устьям Дуная, близ которых 8 июля у острова Фидониси произошла удачная стычка с турками. В ней особенно отличился капитан Ушаков (впоследствии известный адмирал). Для той же цели — отвлечения флота от русских берегов — производились в Черном море небольшие, но удачные крейсерские операции капитана Сенявина, который со своим отрядом брал в плен небольшие военные и торговые турецкие суда у берегов Румелии и Малой Азии. В 1790 г. Войнович был отозван в Херсон, и командование корабельной эскадрой поручено было более энергичному Ушакову, который одержал две победы над турецким флотом — у Керченского пролива и у Тендры.

Это расстроило план турецкого флота произвести большую десантную экспедицию в Крым, при участии малоазийских войск из Синопа и татар из Анапы. Русская лиманская флотилия (адмирала Рибаса) вошла в устья Дуная и помогла сухопутной армии овладеть крепостями Тульчей, Исакчей и Измаилом. Последнее поражение турецкому флоту в эту войну нанесено было Ушаковым при Калиакрии (31 июля 1791 г.). Первый основанный Потемкиным черноморский порт Херсон был еще в 1784 г. Заменен Николаевом, основанным на месте слияния рек Буга и Ингула. Сюда была переведена вся судостроительная деятельность из Херсона.Во время царствования императора Павла I Ч. Флот принимал участие, совместно с англичанами и турками, в действиях в Архипелаге против французов.

Наша эскадра, под командой адмирала Ушакова, освободила Ионические острова из-под власти французов. В этой экспедиции принимал участие капитан Сенявин, который в царствование императора Александра I, в чине адмирала, отличился удачными действиями против турок (поражение турецкого флота при Афоне в 1807 г.) и помощью, оказанной освобождавшимся на Балканском полуострове славянским народностям. Во время войны 1828-29 гг. Ч. Флот, под начальством адмирала Грейга, содействовал взятию крепостей Анапы, Варны и др. В эту войну совершен был замечательный подвиг капитан-лейтенантом Казарским, который на бриге "Меркурий" подвергся нападению двух турецких линейных кораблей — 110-пушечного и 74-пушечного, — вступил с ними в бой и после упорной перестрелки успел перебить им рангоут и уйти.Наибольшую славу в истории русского флота Ч.

Флот или, точнее, личный состав его приобрел во время Восточной войны (1853-56) — в Синопском бою и обороне Севастополя. Личный состав Ч. Флота к этому времени был подготовлен адмиралом Лазаревым, бывшим с 1833 г. Главным командиром Ч. Флота и отличавшимся как административными способностями, так и боевыми качествами и уменьем воспитать в подчиненных такой же дух. Из его школы вышли адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин и другие славные деятели Севастопольской обороны. Ч. Флот в это время состоял из трех 120-пушечных кораблей, двенадцати 84-пушечных, восьми фрегатов и около шестидесяти мелких судов — бригов, шхун и небольших пароходов. Судовые команды распределялись по 17 экипажам, по 1000 человек в каждом. При превосходном личном составе техническая часть флота сильно отставала от западноевропейских флотов (а отчасти и от турецкого), где были введены паровые двигатели, более усовершенствованная артиллерия и даже делались попытки броненосного судостроения.

Несмотря на это нашему флоту удалось одержать, под начальством Нахимова, блестящую победу при Синопе, где был уничтожен весь находившийся там турецкий флот и срыты береговые укрепления (18 ноября 1853 г.). При появлении в Черном море союзного англо-французского флота, значительно превосходившего наш по численности, Ч. Флоту было слишком рискованно вступать с ним в бой, хотя и высказывались мнения, что следовало бы напасть на неприятельский флот при перевозке десанта, который можно было бы при этом уничтожить. Когда союзники уже приближались к Севастополю, решено было заградить им вход в бухту последним средством — потоплением своих кораблей (см. Восточная война).Последствием этой войны был отказ России, по Парижскому трактату, от права иметь в Черном море военные суда, кроме самых незначительных.

Поэтому к началу русско-турецкой кампании 1878-79 гг. Ч. Флот состоял всего из двух поповок (см.), судов негодных для плавания в море и могущих быть лишь прибрежным оборонительным средством, 4-х старых деревянных корветов, императорской яхты "Ливадия" (построенной по плану поповок, но слегка удлиненной), 7 пароходов и нескольких мелких судов. Запрещение иметь боевой Ч. Флот было снято с России в 1871 г., но ко времени русско-турецкой войны не было возможности организовать в Черном море, из-за дальности расстояния до мест добывания материалов и топлива, железное и броненосное судостроение. В начале военных действий Ч. Флот распределен был следующим образом. Почти все военные суда были оставлены для обороны северных прибрежных местностей (Одессы, Очакова, Севастополя и т.

Д.), наступательные же решено было производить крейсерскими операциями, взяв для того пароходы Русского общества пароходства и торговли. "Великий Князь Константин", "Владимир", "Веста", "Аргонавт" и "Россия", к которым присоединены были из судов флота "Ливадия" и пароход "Эльборус". Для действия на Дунае были посланы из Ч. Флота две роты черноморских экипажей, под командой капитан-лейтенанта Бекитова. Преобладающим оружием в эту компанию была мина, только что введенная во флоте. Только ее и можно было противопоставить турецким. Броненосцам, с многочисленной артиллерией. Крейсерские операции имели целью нападение на неприятельские берега, на коммерческие пароходы, единичные военные суда и даже отряды, при благоприятных для минной атаки случаях, отвлечь внимание турецкого флота от Дуная и от берегов Кавказа, оставшихся без защиты.

Организацией крейсерства занялся главный командир Ч. Флота генерал-адъютант Аркас, давший командирам пароходов возможность широко развить личную инициативу и предприимчивость. Главные действия Ч. Флота были следующие. 28 июня 1877 г. На Сулинском рейде была атакована турецкая эскадра минными катерами с "Великим Князем Константином" (командир — лейтенант Макаров), причем турецкий броненосец получил серьезные повреждения. 6 июня тот же пароход сжег у Анатолийского берега 4 турецких брига. 11 июля пароход "Веста" (командир — капитан-лейтенант Баранов) выдержал 5-часовой бой с броненосцем "Фехти Буленд", который получил повреждения и перестал преследовать его. У кавказского берега турецкий броненосец "Ассари-Тевкент" был взорван минной атакой катеров с "Великого Князя Константина" в то время, когда угрожал проходу у мыса Адлер, где должен был пройти русский сухопутный отряд.

В декабре пароход "Россия" (командир — капитан-лейтенант Баранов) захватил в море транспорт "Мерсина" с войсками. Транспорт был отведен в Севастополь и переименован в "Пендераклию". Кроме того, пароходы наши занимались перевозкой войск, доставкой различных предметов для действующей армии и в конце войны перевезли последнюю обратно в Россию. В 1880-х годах на Черном море устанавливается уже броненосное судостроение, которому сильно помогла разработка донецкого бассейна и близость железоделательных заводов.В настоящее время Ч. Флот — второй по величине в России, хотя значение его главным образом местное, в пределах Черного моря, выход из которого разрешается нашим военным судам, даже небольшим, очень редко.

Боевые суда Ч. Флота — броненосцы, с тяжелой артиллерией и толстой броней, позволяющими им вступать в бой даже с прибрежными крепостями. Запас топлива у них сравнительно небольшой. Суда эти в настоящее время (1903) следующие:1) эскадренные броненосцы. "Екатерина II" (длина 3331/2 фута, ширина 69 футов, осадка 27 футов 10 дюймов, водоизмещение 11000 тонн, скорость 15 узлов, артиллерия. Шесть — 12" орудий, семь — 6" и скорострельн.). "Чесма" и "Синоп" того же типа. "Двенадцать Апостолов" (длина 342 фута, ширина 60 футов, осадка 271/2 футов, водоизмещение 8430 тонн, скорость 17 узлов, 4 — 12" пушек, 4 — 6" и скорострельн.), "Георгий Победоносец" (длина 3391/2 футов, ширина 69 футов, осадка 2872 фута, водоизмещение 11940 тонн, скорость — 17 узлов, 6 — 12" пушек и 7 — 6" и скорострельн.), "Три Святителя" (длина 377 футов 9 дюймов, ширина 73 фута, осадка 28 футов 5 дюймов, водоизмещение 13300 тонн, скорость 17 узлов, 4 — 12" пушек и 8 — 6", 4 — 120 мм и скорострельн.).

"Ростислав" (длина 351 фут 10 дюймов, ширина 68 футов, осадка 27 футов, водоизмещение 8800 тонн, скорость 17 узлов, 4 — 10" орудий, 8 — 6" и скорострельн.). Броненосец этот единственный в русском флоте, имеющий исключительно нефтяное отопление. "Князь Потемкин-Таврический" (длина 377 футов 9 дюймов, ширина 73 фута, осадка 27 футов, водоизмещение 12480 тонн, скорость 18 узлов, 4 — 12" орудий, 16 — 6" и скорострельн.).2) Из броненосцев береговой обороны имеются только две поповки (см.), в настоящее время уже сдаваемые к порту, т. Е. Разоружаемые навсегда.3) Крейсера I ранга. Строящиеся "Кагул" и "Очаков", типа "Богатырь" (длина 434 фута 2 дюйма, ширина 54 фута, осадка 20 футов 8 дюймов, водоизмещение 6675 тонн, скорость 22 узла, 12 — 6" орудий и скорострельная артиллерия).

"Память Меркурия" (длина 295 футов, ширина 40 футов 8 дюймов, осадка 19 футов 7 дюймов, водоизмещение 3000 тонн, скорость 14 узлов, 6 — 6" орудий и скорострельн.).4) Крейсеров II ранга не имеется. Минных крейсеров три — "Капитан Сакен", "Казарский" и "Гридень". Водоизмещение первого 700 тонн, остальных — 400 тонн, скорость хода около 22 узлов. Мореходных канонерских лодок шесть — "Запорожец", "Донец", "Черноморец", "Терец", "Кубанец" и "Уралец", в 1200 тонн водоизмещения и 12 узлов скорости (артиллерия у каждого 2 — 8" орудий на носу и 1 — 6" на корме, кроме скорострельных). Миноносцев — 26, из них четыре типа "Сокол", со скоростью 261/2 узлов, построенных в С.-Петербурге и переведенных через Босфор в Ч.

Флот. 2 парохода, 8 транспортов, 3 учебных судна, 1 плавучая тюрьма и несколько портовых и мелких судов.Судостроение производится в двух портах — Севастополе и Николаеве, где имеются казенные адмиралтейства и доки (1 сухой, 1 плавучий и 1 док-мост в Севастополе). Кроме того, военные суда строятся на заводе частного общества судостроительных и железоделательных заводов в Николаеве. В административном отношении Ч. Флот подчинен главному командиру Ч. Флота и портов Черного моря, имеющему пребывание, вместе со своим штабом, в Севастополе. Для управления военными портами — Севастополем, Николаевом и Батумом — имеются в первом капитан над портом, в остальных командиры портов. Гидрографической частью ведает дирекция маяков и лоций Черного и Азовского морей, под начальством особого директора.

Во время кампании суда Ч. Флота разделяются на 2 отряда. Практическую эскадру, под начальством старшего флагмана (вице-адмирала), и учебный минно-артиллерийский отряд, под командой контр-адмирала. Кроме того, посылаются станционерами в Средиземное море мореходные канонерские лодки. Из учебных заведений в Ч. Флот существовал морской кадетский корпус, основанный Потемкиным в Херсоне, затем переведенный в Николаев, где был преобразован в юнкерское училище и во второй половине прошлого века уничтожен. Для обучения нижних чинов имеется несколько школ. Судовой состав Ч. Флота распределяется по экипажам, от № 28 по № 37 включительно, численностью около 2000 человек каждый. Из наружных отличий Ч. Флот имеет. Георгиевские ленты на фуражках нижних чинов, данные за крымскую кампанию вместо черных, и летние фуражки у офицерских чинов — совершенно белые, как и у армии в южных округах, надеваемые взамен фуражки с белым чехлом, как это делается в остальном русском флоте.Ср.

Русский флот, Судостроение, Корабль, Восточная война. См. Ф. Веселаго, "Материалы для истории русского флота". А. Долгов, "Военно-морская администрация". "Судовой список", издаваемый ежегодно морским министерством. "Военные флоты" и "Морская справочная книга", издаваемые каждые 2-3 года великим князем Александром Михайловичем.Р. Л-н..

Значения в других словарях
Черноморский 149-й пехотный полк

Его Императорского Высочества великого князя Михаила Николаевича — сформирован в 1863 г. Из резервных батальонов лейб-Эриванского гренадерского и Апшеронского пехотного полков, к которым затем присоединен еще 11-й кавказский линейный батальон. Великий князь Михаил Николаевич состоит шефом полка с 1871 г. Боевые отличия. 1) георгиевское полковое знамя за кавказскую войну. 2) знаки на шапки, с надписями. В 1-й роте "За отличие при покорении Западного Кавказа", а во 2-м и 3-м батальонах — "За отлич..

Черноморский Вестник

Газета литературная и политическая. Издается в городе Батуме с 1895 г., с еженедельным бесплатным приложением. Редактор-издатель Гр. Ал. Пальм.. ..

Черноносик

(Clupea Kessleri Gr.) — черноспинка, один из видов каспийской селедки (см. Сельдь).. ..

Черноозерский

(Александр Сергеевич, умер в 1885 г.) — писатель, воспитанник казанской духовной академии, преподаватель латинского языка в духовных семинариях. Его труды. "Блаженный Августин, как проповедник" (1888). "Первая христианская гомилетика" ("Пензенские Епархиальные Ведомости", 1880, № 22) и "Из воспоминаний ученика нижнеломовского духовного училища, 1862-68 гг." (ib., 1883, №№ 4, 5, 6 и 7).См. С. Терновский, " Историческая записка о состоянии казанской духовной академии, 1870-92 г." (Казань, 1892).. ..

Дополнительный поиск Черноморский флот Черноморский флот

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Черноморский флот" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Черноморский флот, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 17 символа