Чирнгауз

73

(Ehrenfried Walter von Tschirnhaus auf Kiesslingswalde, 1651-1708) — член французской академии, известен как математик, физик и философ. Первоначальное образование получил на родине, в Лузации, где род его принадлежал к старинному дворянству. По призванию и наклонности к математическим наукам приехал в 1668 г. В Лейден, для изучения математики и физики. Начавшаяся между Голландией иФранцией война увлекла его на поле сражения. Он поступил волонтером в голландскую армию. По окончании войны он предался изучению науки, побывал в Англии, где познакомился с ученым секретарем Royal Society математиком Ольденбургом. Прибыв в 1675 г. В Париж, он, по рекомендации Ольденбурга, познакомился там с Лейбницем, которому сообщил о своем первом исследовании по алгебре.

Позднее, в 1683 г., это исследование было напечатано в "Acta eruditorum", под заглавием. "Methodus auferendi omnes terminos intermedios ex data equatione", т. Е. Метод удаления всех промежуточных членов из данного алгебраического уравнения. Предполагается, что дано алгебраическое уравнение n-ой степени с (n+1) членами. При посредстве вспомогательного уравнения (n-1)-й степени, заключавшем в себе другую неизвестную величину, составлялось из этих двух уравнений новое уравнение, состоявшее только из двух членов. N-ой степени введенной неизвестной величины и постоянного члена. Таким путем, чисто алгебраическим, автор полагал решить алгебраическое уравнение какой угодно степени. Применение этого метода к уравнениям 3-й и 4-й степени оказывалось удачным, но уже Лейбниц сомневался, чтобы таким образом можно было решить уравнение 5-й степени.

Однако, метод Ч. И исследования его о каустических кривых были увенчаны французской академией, которая приняла его в число иностранных членов (associé etranger). Только в 1824 г. Абель показал, что уравнения степени 5-й и высших степеней не могут быть решены с помощью алгебраических действий. Дальнейшие исследования Ч. По математике относятся к геометрии. В сочинении под заглавием. "Medicus mentis seu tentamen genuina logicae, in qua disseritur de methodo detegendi incognitas veritates" (Амстердам 1687 и Лейпциг, 1695), посвященном логике и философии, автор рассматривает свойства кривых линий со многими фокусами, указывает способы вычерчивания этих кривых с помощью нитей и определяет направления касательных к этим прямым.

Ему же принадлежат исследования над свойствами зажигательных кривых (катакаустических кривых), образуемых параллельными лучами, отраженными от сферических вогнутых зеркал и от зеркал, меридиональное сечение которых есть циклоида. После 1681 г. Ч. Долго жил в Саксонии, где, при поддержке со стороны курфюрста, устроил три стеклянных завода, изготовлявшие оптические стекла невиданных до того времени размеров. Он также изготовлял вогнутые зеркала большого диаметра и весьма большой зажигательной силы.Д. Б.Из сочинений Ч., относящихся к зажигательным оптическим стеклам и к зажигательным сферическим вогнутым зеркалам, приводим названия некоторых. "De magnis lentibus sen vitris causticis eorumque usu et effectu" ("Acta Eruditorum", 1697).

"Effets des verres brûlants de trois ou quatre pieds de diamètre" ("Mémoires de l'Academie de Paris", 1699). Самое большое вогнутое зеркало (из меди), им устроенное, имело 3 лейпцигских локтя в диаметре и 2 фута фокусного расстояния. Оно описано в статье "Relatio de insignibus novi cujusdam speculi ustorii effectibus" ("Acta Eruditorum", 1867 и 1868). Пользуясь одним из зажигательных стекол Ч., итальянские физики Аверани и Тарджиони во Флоренции впервые доказали горючесть алмаза в 1694 и 1695 гг.В. В. Б.Право Ч. На внимание со стороны философов заключается в его сочинении "Medicina mentis sive artis inveniendi praecepta generalia", вышедшем в 1687 г. (второе издание в 1695 г., с прибавлением "Medica corporis", незначительным в философском отношении).

Ч. Увлекся философией Декарта. Личное знакомство с Гюйгенсом, Спинозой и Лейбницем также имело влияние на его воззрения. Письма Ч. К Спинозе, отпечатанные в переписке последнего, представляют весьма существенные возражения против его системы. Ч. Стоит ближе к Декарту, чем к Спинозе. Обоих Ч. Упрекает в том, что они не изложили в общедоступной форме метода, коим они пользовались. В своей "Medicina mentis" Ч. И желает пополнить этот пробел. Исходя, с одной стороны, из принципов рационалистической философии и пользуясь, с другой, результатами своих научных исследований в области математики и физики, Ч. Желает дать ars inveniendi — искусство научного познания реальных вещей, а не только искусство сочетания слов. Он желает найти метод philosophiae realis, a не verbalis.

Основу всякого познания Ч. Видит, вместе с Декартом, в достоверности сознания, оправданной внутренним опытом, но внутренний опыт подтверждает еще и то, что некоторые состояния нам приятны, а другие нет, что мы кое-что можем понять, другое нет, наконец, что мы имеем восприятия и представления о внешних предметах. В этих фактах Ч. Видит основу познания вообще, основуморали, основу рационального и эмпирического познания в частности. Задача науки состоит в выведении частного из общего. Следовательно, метод ее — дедукция. Материал науки — понятия. Работа науки над понятиями выражается в трех актах. Так как материал науки — понятия ума, а не перцепции воображения, то первый акт состоит в правильном определении, второй — в выводе из определений аксиом, третий — в переходе от соединения определений к теоремам.

Полученную таким путем систему знания Ч. Называет физикой или наукой о мире. "Под физикой я не разумею ничего иного, как науку о мире, которая доказана a priori — точным математическим методом, и a posteriori — очевиднейшими опытами, убеждающими воображение". Теории индукции или опыта Ч. Не дал, но тем подробнее выяснил, что он разумеет под определением, аксиомой и теоремой. "Определение есть первое (основное) понятие вещи или первое, что понимается в вещи". Три особенности Ч. Отмечает в определении. Во-первых, определения зависят от нас. Так, например, мы замечаем, чтодвижение не может быть представлено без движущегося, движущееся — без протяжения. Следовательно, протяжение есть то первое, ранее чего не может быть понято движение.

Во-вторых, определение вещи заключает в себе и возникновение ее. Кто имеет правильное определение круга или смеха, тот в этом определении имеет и самую вещь. Эта мысль находится в полном соответствии с духом рационализма XVII в., отождествлявшего causa и ratio, причину и основание. В-третьих, правильное определение исключает всякое сомнение в достоверности определяемой вещи. Ч. Дает довольно подробные указания относительно образования определений и от них переходит к аксиомам. Аксиомами он называет истины, выведенные из определений. Вследствие этого вопрос о том, принадлежит ли известное положение к числу аксиом, зависит исключительно от определений, путем которых мы достигаем правильных понятий. Ежели мы образовали ряд правильных определений, то для развития знания мы должны сочетать их между собой.

Таким образом возникают теоремы. То, что ранее принималось за самостоятельный элемент (natura), может оказаться элементом зависимым — и наоборот, может случиться, что из такого соединения возникнет новый элемент, или новая возможность, или новая истина. Истины, полученные таким путем, Ч. Называет теоремами. Из приведенного ясно, что "Medicina mentis" Ч. Принадлежит к числу тех сочинений, которые имеют в виду подробнее установить логику и методологию рационалистической философии. Отказавшись от формальной логики и заменив ее математической дедукцией, Декарт не дал полного изложения пути, по которому он шел в своих конструкциях. Этот пробел старались заполнить Мариотт в своей логике и Ч. В сочинении, о котором мы говорили.Э.

Р..

Значения в других словарях
Чиркины

Древний дворянский род, восходящий к первой половине XVII в и записанный в VI часть родословной книги Орловской губернии.. ..

Чиркун или белопоясный клёст

См. Клёст.. ..

Чирнер

(Heinrich-Gottlieb Tzschirner, 1778-1828) — немецкий богословско-философский писатель. Был преподавателем философского факультета в Виттенберге, потом профессором богословия в Лейпциге. Главные его труды. "Leben u. Ende merkwürdiger Selbstmörder" (1805). "Ueber den moralischen Indifferentismus" (1805). "Protestantismus und Katholicismus aus dem Standpunkte der Politik" (1822). "Die Gefahr einer deutschen Revolution" (1823). "Das Reactionssystem" (1824). "Sammlung von Predigten" (1812-16 и 1828-2..

Дополнительный поиск Чирнгауз Чирнгауз

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чирнгауз" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чирнгауз, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 8 символа