Эйюбиды

89

Известная по борьбе с крестоносцами удельная месопотамско-сирийско-египетская династия XII—XIII вв. (1169—1262), отчасти и XIV в. (до 1341 г.), которую основал курд Саладин ибн-Эйюб (см.). Главной ее ветвью оказалось потомство его брата Мелик-Адиля. Другие ветви — потомки прочих братьев Саладина и его дяди Ширкуха. Держать себя независимо по отношению к своему государю, месопотамско-сирийскому атабеку Нуреддину Зенгиду (см.), пославшему Саладина с войском для завоевания Египта, Саладин начал еще в 1169 г. После смерти Нуреддина (1174) он двинулся из Египта в Сирию и постепенно успел занять владения наследников Нуреддина. Кроме того, им было отвоевано большинство крепостей крестоносцев и еще раньше — Триполи, от норманнов (1172).

Был занят также Йемен (1173). Среди удельных междоусобиц, которые возникли после смерти Саладина (1193), верховным главой созданной им обширной империи, простиравшейся от Евфрата за пределы Нила, сделался его брат Мелик-Адиль (см.), при котором, однако, были сохранены некоторые уделы его родственников в Сирии и который свои владения сам разбил на уделы между своими сыновьями. В руках прямых потомков Саладина остался только Алеппо. Одному из сыновей Мелик-Адиля (ум. В 1218 г.), Мелик-Камилю (см.), удалось еще раз сосредоточить в своих руках значительную часть наследства Саладина и Мелик-Адиля. После его смерти (1238 г.) начались беспрерывные усобицы мелких Э. В Египте, Дамаске и Месопотамии держались различные ветви потомков Адиля, в Алеппо — потомки Саладина, в Хаме, Хымсе (Эмессе) и Йемене — потомки других представителей рода Э.

(двух братьев и дяди Саладина). Велись усобицы целую четверть века. Египетские Э. Боролись с дамасскими за южную Сирию, дамасские хотели отнять у алеппских северную Сирию. Тем временем, крестоносцы с 1239 г. Вели с перерывами последний, шестой крестовый поход (1239—70). Кончилось тем, что в Египте водворилось (1250) господство мамелюков (см.), а Сирию (1260) завоевали монголы, которые еще за пятнадцать лет перед тем овладели уделами Э. Месопотамских (1245). Позже от изгнанных крестоносцев (окончат. 1291) и монголов досталась мамелюкам и Сирия. Только в Хаме (город в сев. Сирии) удержалась и при монголах, и при мамелюках удельная ветвь потомков брата Саладина, Нуреддина-Шахан-шаха ибн-Эйюба, и правила там до 1341 г.

Предпоследний из хаматских князей Э. Этой ветви, являвшийся уже наместником мамелюков, Абульфыдâ (ум. В 1331 г.), был знаменитым арабским историком и географом (см.). См. А. Мюллер, "История ислама" (т. III, гл. 4, СПб., 1896). А. Крымский, "История арабов" (стр. 227—238, М., 1903). Стэнли Лэн-Пуль, "Мус. Династии. Хронологические и генеалогические таблицы" (стр. 58—61, 78, СПб., 1899).А. Крымский..

Значения в других словарях
Эйшен Павел

(Eyschen) — люксембургский политический деятель, род. В 1842 г. Был адвокатом в Люксембурге. В 1867 г. Избран в палату депутатов, членом которой остается поныне. Принадлежит к умеренным либералам и германофилам. В 1876 г. Вступил в министерство на должность генерального директора (министра) юстиции. Провел реформу уголовного уложения (1879) по бельгийскому образцу и реформу судопроизводства (1885). В 1888 г. Э. Сделался государственным министром (премьером). Эту должность он сохранил в 1889 г. В..

Эйшишки

Мст. Виленской губ., Лидского уезда, при р. Версоке, в 36-ти верстах от уездн. Гор. Основано в 1070 г. Литовским полководцем Эйшиссом. До 1413 г. Было главным городом округа. Костел (сооруженный в 1398 г., но подвергавшийся не раз разорениям и вновь возобновленный в 1847 г.), 2 евр. Молитв. Школы, базары, ярмарка, почта и телеграф. Жит. Свыше 1000.. ..

Экаалюминий

См. Галлий и Периодическая законность.. ..

Экабор

См. Скандий и Периодическая законность.. ..

Дополнительный поиск Эйюбиды Эйюбиды

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эйюбиды" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эйюбиды, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 7 символа