Эманация в философии

92

(от emanare — истекать) — одна из возможных форм объяснения мирового процесса. Э. Противоположна эволюции. Эволюция полагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале, а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение путем истечения. На конкретном примере отношение эволюции к Э. Представляется в следующем виде. Эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из мертвой материи — Э., наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни. Нельзя сказать, чтобы теория Э. Была отжившей, хотя несомненно, что эволюционизм в XIX в. Взял верх над Э. В истории эманационных теорий выдаются три крупных имени. Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена и Шеллинг (в последний период его жизни). Вообще говоря, Э.

Имеет некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. Теорий охотно пользуются для определения отношения Бога и миpa аналогией отношения солнца к свету, исходящему из него. Подобно тому, как сила света уменьшается соразмерно с удалением от своего источника — солнца, так и совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем последней, худшей ступенью является материя. Представление об Э. Естественно влечет за собой требование перечислить главнейшие ступени бытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, из Единого проистекает Дух (νούς), из него — мир сверхчувственных идей (χοσμος νοητός), из последнего — мировая душа, из мировой души — отдельные души, а из душ — телесный мир.

Идею Э. С своеобразными видоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее Дионисий Ареопагит ("О небесной иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал Э. С эволюционными представлениями. Мир истекает из Божества, но в то же время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире. Из творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих идей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа, возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом, мир является самооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются у Экгарта и Якова Бэме. Эманационные представления распространены и в восточной философии (напр., в суфизме). В греческой философии Э. Появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока.

Некоторую выгоду теория Э. Представляет для объяснения зла в мире. Положив целый ряд звеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло от первоисточника бытия. Однако эта выгода более кажущаяся, чем реальная. Так как Бог мыслится в большинстве эманационных систем не трансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходится отыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем, возражения, которые могут быть сделаны против теории Э., тождественны с возражениями против эволюции. И здесь, и там мы имеем лишь картину, изображающую генезис явлений. Между тем, указание генезиса известного явления нисколько не избавляет от обязанности рассмотрения логической его состоятельности. В этом отношении приходится признать, что Э.

Орудует с построениями фантазии, которые только в весьма малой степени могут быть оправданы указаниями опыта и умозрения. Понятия мировой души, интеллигибельного мира и тому подобные хотя и приняты в некоторых системах, но построены, однако, по аналогии с явлениями психического мира, которые вряд ли дают основание к подобным построениям. В этих понятиях мысль заключена в заколдованный круг. Они должны служить объяснением явлений психического мира, и в то же время они в этом психическом мире ищут своего оправдания. Э. Р..

Значения в других словарях
Эманация (филос.)

(от emanare — истекать) — одна из возможных форм объяснения мирового процесса. Э. Противоположна эволюции. Эволюция полагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале, а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение путем истечения. На конкретном примере отношение эволюции к Э. Представляется в следующем виде. Эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из мертвой материи — Э., наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни. Нельзя сказать, чтобы теория Э. Была..

Эманация в физике*

— материальное "нечто", выделяющееся из активных препаратов тория и радия. Учение об Э. Тесно связано с новейшим открытием так называемых радиоактивных веществ, вследствие чего является необходимым прежде всего дать краткий очерк истории открытия этих веществ и указать на их свойства. Как известно, в 1895 г. Рентгеном были открыты особые Х-лучи, имеющие способность проникать через непрозрачные для света тела, действовать на фотографическую пластинку, помещенную в светонепроницаемый конверт и зас..

Эманий

См. Радиоактивность, Актиний.. ..

Эмансипация

Выход детей из-под родительской власти, в различных правах долго бывшей пожизненной. В древнем Риме для освобождения сына или дочери из-под родительской власти (называвшейся прежде manus. См.) нужен был специальный юридический акт, состоявший в фиктивной продаже сына или дочери постороннему лицу, причем последнее совершало manumissio (см.). Для Э. Сына продажа должна была быть совершена три раза, для Э. Дочери и внуков — один раз. Эмансипированные мужчины становились свободными, но терпели capit..

Дополнительный поиск Эманация в философии Эманация в философии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эманация в философии" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эманация в философии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 20 символа