Эскимосы

65

(европейское искажение индейского слова eskimatsic или askimeg, означающего "употребляющие сырое мясо". Сами Э. Называют себя просто innuit, т. Е. Люди) — типичнейшее арктическое племя, разбросанное на огромной территории по всему полярному побережью материка Северной Америки от Лабрадора до Аляски. Самый северный пункт их распространения — возле форта Конджера в Гренландии, под 81°44' северной широты, самый южный — у Гамильтона (55° северной широты) на Лабрадоре. Их делят на 1) гренландских, из которых одни, живущие под датским управлением, значительно цивилизовались. Наоборот, гренландцы крайнего севера, ныне почти вымершие, самое первобытное по своей культуре племя Э. 2) лабрадорских, наиболее цивилизованных.

3) центральных, занимающих морское побережье от Гудзонова залива до острова Бартера. 4) западных, простирающихся от этого последнего до Берингова пролива, и 5) азиатских (намолло или ю-ите). Последние, судя по заброшенным становищам, исследованным Врангелем и Норденшельдом, некогда занимали все побережье Чукотской территории. В настоящее время встречаются лишь отдельными становищами на берегах и островах Берингова моря. К западным Э. Причисляют и алеутов, родственных Э. По языку, но несколько отличных от них по типу (короткоголовы) и некоторым особенностям в нравах и обычаях. Большинство из них значительно обрусело.Все эти племена, несмотря на свою разбросанность по огромной территории и полное отсутствие сообщения между более или менее отдаленными пунктами, обнаруживают поразительную общность не только в языке и культуре, но и в соматических особенностях.

В этнологическом отношении Э. Представляют величайший интерес. Происхождение их и расовое положение по отношению к другим народам составляет предмет живейшего, не разрешенного еще спора. Приближаясь в лингвистическом отношении к народам американским, по культуре — к азиатским гиперборейцам, по чертам лица — к монголам, они по строению черепа, резко длинному и высокому, решительно отличаются как от азиатских монголов, несомненно короткоголовых, так и от всех почти американских племен, принадлежащих скорее к средне- и короткоголовым типам. Единственные из племен американского материка, с которыми по строению черепа Э. Более всего сближаются — такие же окраинные народы Южной Америки. Огнеземельцы, тегуельчи, ботокуды.

Доисторическая археология бросает свет на этот поразительный факт. Черепа неолитического периода обнаруживают присутствие обоих типов, как длинно-, так и короткоголового, между тем как ископаемые остатки наиболее древнего, палеолитического периода, найденные в Южной Бразилии и Аргентине, обнаруживают только один тип — длинноголовый. Иначе говоря, первобытным населением всего Американского континента была раса длинноголовая. Отсюда явствует, что Э. — остатки древнейшего, самого первобытного населения Америки. Одни, как Топинар, представитель полигенистов, полагают, что вторгшаяся через Берингов пролив в неолитический период раса короткоголовых азиатов оттеснила более стойкую часть длинноголовых на окраины северной и южной частей Американского материка, образовав с остальными расу среднеголовых.

Другие, как моногенист Кин (Keane), думают, что длинноголовая раса еще в палеолитический период пришла в Америку из Европы через Гренландию и впоследствии была вытеснена монголами, явившимися через Берингов пролив. Оба мнения сходятся на том, что Э. — древнейшее население Америки. Вирхов, Энгель, Латер и др. Полагают, что форма черепа Э. Могла явиться результатом образа жизни, а именно исключительного употребления мясной пищи в сыром виде. Оно требует напряжения жевательных мышц. Рост Э. — ниже среднего (1,62 м), в частности у лабрадорских и гренландских Э. = 1,58 м, а на Южной Аляске = 1,66 м. Кожа темная, буровато-желтая. Волосы интенсивно черные, толстые, гладкие и прямые. Растительность на лице скудная. Нос, особенно у мужчин, резко сплющенный.

Глаза блестящие, черные, с характерно узким разрезом и типичной монгольской складкой. Лицо широкое, что обуславливается выдающимися скуловыми костями. Губы большие и толстые. Весь ансамбль лица — монгольский. Монгольские черты заметны и в пропорциях строения тела. В сравнении с низким ростом, голова большая, туловище длинное, конечности короткие. Форма черепа типично длинноголовая, особенно у менее смешанных гренландских и центральных Э. У центральных Э. — 70—72, у гренландских — 76,8, но на Аляске — 79. "Черепа высокие, необычайно длинные и узкие, с ладьевидной формой черепной крышки" (Вирхов о лабрадорских Э.).Образ жизни самых даже наиболее отдаленных друг от друга племен более или менее тождествен, под влиянием общих арктических условий их территории.

Растительный мир скуден и едва доставляет несколько сортов мхов, корней и ягод, служащих скорее приправой, чем настоящими пищевыми продуктами. Важную роль играет олень, охота за которым возможна только в короткие летние месяцы. Он снабжает Э. Ценными теплыми шкурами для одежды, дающими ему возможность с успехом бороться с арктическими стужами. Истинным кормильцем эскимосов является море, с его несметными стаями тюленей, моржей, китообразных, столь же несметными массами рыбы, главным образом лососевых, которые со вскрытием рек устремляются в море. Морские млекопитающие, особенно тюлени, удовлетворяют почти всем потребностям Э. Мясо их — основной пищевой продукт, шкуры идут на одежды, жир отчасти в пищу, отчасти на отопление и освещение.

Даже кишки, пузырь и желудок утилизируются как материал для непромокаемой одежды, а кости в местах, где мало сплавного леса, идут на постройки и всевозможные изделия. В связи с этими условиями существования поселения Э. Расположены исключительно на морском побережье. В глубь страны Э. Никогда не удаляются далее нескольких десятков верст. Кочевания Э. Связаны с миграцией животных, служащих главным источником их существования, и носят более или менее правильный характер.Культура Э. При всей ее внешней примитивности (орудия из кости и камня), сближающей ее с культурой человека неолитического периода, при данных условиях среды и борьбы за существование представляет образец приспособляемости и изобретательности.

Западные Э., при отсутствии леса и костей, умудряются строить куполообразные жилища из снежных глыб, причем даже дверь и нары для сиденья и спанья делаются из того же материала. Вместо окон — глыбы льда. Вместо костра на очаге — каменная лампа с ворванью и фитилем из мха. Стены обвешаны шкурами, ими же прикрыты нары, и в таких жилищах так тепло, что обитатели часто сидят в них голыми. В других местах стены дома складываются из камней, остов крыши — из китовых ребер и шестов, обвешанных шкурами. Окна — из прозрачных кишок и пузырей морских животных. Восточные Э. Строят землянки, подземная часть которых составлена из костей или деревянных шестов, крытых шкурами, землей и дерном. Кроме жилищ обыкновенных, чаще всего для одной семьи, реже для 2-х или 3-х, строят иногда огромные дома для собраний и празднеств целого селения.

Летние жилища — конические шалаши, крытые шкурами. Туземное оружие — не считая огнестрельного, сравнительно недавно и не везде введенного, — состоит из сложного лука, так называемого американского типа, в средней части дугообразно выгнутого. Стрел с наконечниками костяными или каменными, реже железными, оправленными медью. Метательной дощечки с длинными стрелами. Копий и, наконец, гарпунов на длинных древках с подвижными наконечниками, прикрепленными к ремню и отделяющимися от древка после вонзания в тело животного. К ремню привязаны поплавки из пузырей или надутых воздухом цельных шкур тюленей, служащие указателями местонахождения раненого животного и вместе с тем не дающие ему погружаться на дно. Отделка оружия, несмотря на несовершенство орудий обработки, самая тщательная не только в смысле целесообразности, но и изящества.

Ножи, топоры и другие орудия, каменные и костяные, — такой же совершенной отделки. Посуда — каменная, костяная (например, из позвонков кита), глиняная, ручной работы. Важную роль играет каменная лампа — неглубокий сосуд вроде плоской тарелки, с продольным выступом посередине для фитиля, наполняемый ворванью. Она служит как для освещения, так и для отопления и варки пищи. Средства передвижения. На суше — легкие санки, запряженные собаками, на море — крытые шкурами лодки. Те и другие — верх изобретательности и целесообразности. Санки состоят из двух продольных брусков-полозьев, деревянных или костяных, связанных ремнями так, что саням можно придавать любую ширину, с поперечниками поверх них, на которых укладывается груз.

Спереди они выгнуты дугообразно для раздвигания снега. Сзади, в виде высокой спинки, укреплены оленьи рога вместе с челюстью, служащие ручкой для поднимания саней и местом прикрепления ремня от груза. Лодки двух типов. Одна — узкая с плоским дном, состоящая из легкого переплета деревянного или костяного, сплошь обтянутого твердой шкурой моржа (за исключением тесного круглого отверстия для седока, наглухо заделываемого), крайне упругая, совершенно непроницаемая для воды даже в перевернутом виде, управляемая двулопастным веслом — это каяк, мужская охотничья лодка для преследования морских зверей. У западных Э. Она делается и двух-, и трехместная (байдара). Другая — умиак — так называемая женская лодка, тоже обшитая по дну и бортам шкурами, но широкая и открытая, для перевозки грузов при кочевках.

Лыжи Э. — небольшие эллиптические деревянные обручи с ременным переплетом. Одежда мужчин и женщин очень сходна. Она состоит из меховых широких штанов, плотно входящих в сапоги и завязываемых так, чтобы не пропускать воды, меховой рубашки без ворота, но с капюшоном, и шапки. У женщин штаны и сапоги иногда составляют одно целое. На спине мешок для ношения детей. Одежда, особенно у женщин, украшается крашенными кожаными вышивками, утиными шейками, лисьим и беличьим мехом и т. Д. Материалом для одежды служат преимущественно шкуры оленей, затем тюленей, собак, полярных лисиц и птиц. Характерна верхняя непромокаемая одежда из кишок и пузырей млекопитающих, изготовляемая с большим вкусом и изяществом, точно так же, как и одежды из птичьих шкурок.

Распространена у Э. Татуировка лица и рук, особенно у женщин. Красящим веществом служит сажа. Характерны носовые украшения из колец, стержней пера, бус, осколков раковин. Подобные предметы вставляются также в разрезы под нижней губой, иногда в целый ряд, заполняемый пуговицами из раковин и напоминающий второй ряд зубов. Пищу Э. Предпочитают вареную, но охотно едят и сырое мясо, особенно в замороженном виде. Любимые кушанья — оленье мясо, кровь, содержимое желудка оленя, головы рыб и т. П. В обиходе Э. Играют роль и культурные продукты — оружие, мука, спирт, посуда, получаемые либо от цивилизованных соседей, либо от экипажей китобойных судов в обмен на меха или за личные услуги. Правительство Соединенных Штатов в Аляске в последние годы пыталось поднять благосостояние Э.

Введением оленеводства, которое издавна существовало на крайнем севере Азии, но совершенно неизвестно в Америке.Социальный строй Э. Покоится на семейно-родовом начале. Семья → группа, живущая в одном доме, → группа односельчан. Вот три следующих друг за другом составных элемента социального строя, в основе которых лежат родовые узы. Крупных племенных организаций нет. По большей части в селении 1—2 дома. Селения в 10—12 домов, с населением душ в 150 — большая редкость. Родовые нормы носят черты матернитета (матриархата). Муж, по общему правилу, переходит в дом жены. После смерти жены муж возвращается в дом своих родителей, а дети остаются в доме жены. Но если дети уже взрослые, отец остается с ними. Родство по женской линии — самое близкое и важное.

Браки заключаются чаще всего в детском возрасте. Во всяком случае требуется согласие отца или братьев жены. Брачные обряды сопровождаются имитацией похищения. Полигамия встречается редко, только в тех случаях, когда семья устраивается самостоятельно от родителей жены. Дозволяется уступать жену на время или обмениваться женами в знак дружбы. Во время предвесенних празднеств обмен женами даже обязателен. Женщина, под охраной материнского рода, в значительной степени гарантирована от грубого обращения со стороны мужа. Отношение к детям очень гуманное. Детоубийство практикуется редко. Муж и жена обладают раздельным имуществом. Наследует после отца старший сын, живущий с родителями. Элемент политической власти совершенно отсутствует.

Некоторым авторитетом пользуются так называемые pimain'ы, т. Е. Лица, все отлично знающие, решающие вопросы о кочевании, иногда распределяющие между поселением зимнего стойбища те или другие роды охоты. Но их авторитет не носит обязательного характера. Родовая месть часто сводится к единоборству двух представителей враждующих родов. У центральных Э. Существует обычай опрашивать сородичей общественно-вредного лица, согласны ли они на его умерщвление. И при согласии их опрашивающий безнаказанно убивает его. Очень характерны взгляды Э. На собственность и обычаи охотничьего права, часто цитируемые в трактатах о первобытном праве.Религия Э. В общих чертах обычно анимистическая. Как и у наших инородцев, мир, по воззрению Э., управляется целым рядом антропоморфных существ, хозяев (см.

Хозяин), так называемых inua, являющихся владыками больших и малых областей природы, включая и области духовные, как сила, искусство, та или другая способность. Индивидуальные предметы также имеют хозяев. Душа — inua человеческого тела. С этими воззрениями тесно связан культ животных и тотемизм. Для борьбы со злыми духами, причиняющими болезни, существуют так называемые angakok — шаманы, действующие помощью своих духов-помощников (tôrnak), имеющих в свою очередь хозяина (tornarsuk). Мифология Э. Необычайно богата и оригинальна. Празднества обнаруживают черты сложных мифологических концепций. Особенно интересен предвесенний праздник, в лицах представляющий борьбу зимы с весной, сопровождающийся очень сложными церемониями и заканчивающийся временным обменом женами по указанию двух замаскированных лиц.

Маски в празднествах играют большую роль.Язык эскимосов характеризуется полисинтетизмом, т. Е. Слиянием целых предложений в одно цельное слово. Сингуляризмом, т. Е. Существованием особых названий для различения одного и того же предмета по виду, полу, возрасту, употреблению, например для ловли каждого вида рыб, для, всевозможных форм льда и т. П. Далее, двойственным числом, отсутствием родов, неупотреблением согласных б, д, ф, г, л, р, ц в начале слов, изменением речи с помощью жестов, легких придыханий и т. П. Диалектические различия настолько незначительны, что гренландцы и обитатели Аляски, по словам Якобсона, легко могут объясняться друг с другом.Э. Принадлежат к числу очень даровитых народов, свидетельством чему служит их замечательная материальная культура, столь хорошо приспособленная к суровым условиям их существования и в своем роде совершенная.

Они отличные рисовальщики и резчики по кости. Их резьба по кости, от них распространившаяся и на северо-восточную Азию, по реализму и художественности славится как исключительное явление среди первобытных народов и лишь немного уступает знаменитым изделиям Мадленской эпохи. Их богатый фольклор обнаруживает пылкое воображение и большую силу творчества. Они любят сказки, пение, пляски, общительны, жизнерадостны, проявляют веселость и юмор, несмотря на мрачные условия существования. В Гренландии и на Лабрадоре большинство Э. Грамотны на родном языке, обученные миссионерами. Много книг издано на эскимосском языке, преимущественно в Дании. Есть небольшие типографии и в Гренландии. С 1861 г. Издается на эскимосском языке литературный журнал с иллюстрациями, под названием "Atuagagldliutit nalinginarmik tusaruminásossumik univkat" ("Кое-что для чтения, отчеты обо всем интересном").

Как ремесленники и как рабочие на фабриках Э. Приобрели репутацию искусных и понятливых работников. Численность Э. — свыше 40000 душ.Литература. Rink, "The eskimo Tribes, Medelel om Groenland" (т. XI). Другие работы того же автора перечислены у Bahnson, "Ethnographien" (I, 223, Копенгаген, 1894). Boas, "The central Eskimo" ("6-th Ann. Rep. Bur. Ethn.", Вашингтон, 1888). E. Petitot, "Monogr. Esquim. Tchiglet du Mackenzie" (П., 1876). F. Hansen, "Eskimo life" (Л., 1894). Dix Bolles, "Eskimo collect." ("Rep. U. S. Nation. Mus. For 1887"). Peary, "Northward over the Great Ice" (Нью-Йорк, 1898). A. H. Keane, "Ethnology" (Кембридж, 1901). Путешествия Норденшельда, Врангеля, Нансена, Parry, Lyons, Franklin, Collinson, M'Clure, Graah, Kane и др. Словари и грамматики Фабрициуса, Вашингтона, Клейншмидта, Янсена, Ринка.Л.

Ш..

Значения в других словарях
Эскильстуна-о

Или, вернее, Эшильстуна-о (Eskilstuna-å) — река в Швеции, называемая также Гиндевадским потоком, берет начало в озере Гьельмар и впадает в озеро Мелар. Река судоходна. От Торсгелла канализирована в 1860 г.. ..

Эскимосская собака

См. Ездовые собаки.. ..

Эскироль

(Esquirol) — знаменитый французский психиатр (1772—1840). Изучал медицину в Париже и Монпелье и, сделавшись учеником Пинеля, основателя научной психиатрии, посвятил себя разработке душевных болезней. В 1800 г. Он открыл в Париже первую частную лечебницу для душевнобольных, а в 1817 г. Первую клинику, в которой читал лекции для врачей, приезжавших к нему из разных стран. С 1825 г. До смерти состоял директором заведения Шарентон (около Парижа), где ему в 1862 г. Воздвигнут памятник. Главное его со..

Эскирос

(Анри Альфонс Esquiros) — известный французский писатель (1814—1876). Выступил со сборником стихотворений. "Les Hirondelles" (1834), за которым последовали романы. "Le Magicien" (1837) и "Charlotte Corday" (1840) и стихотворения "Chants d'un prisonnier" (1841) — впечатления от тюремного заключения, которому Э. Был подвергнут за книгу "Evangile du peuple". Был членом законодательного собрания 1849 г. Изгнан после декабрьского переворота и жил в Англии до амнистии 1869 г., после чего был проведен ..

Дополнительный поиск Эскимосы Эскимосы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эскимосы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эскимосы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 8 символа