Бин Цзя

146

"Школа военной философии".БИН ЦЗЯДревнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмических законов. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, инь-ян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в Хань шу (1 в.), в разделе "И вэнь чжи", где, однако, не включена в число десяти главных философских школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков. Стратегии и тактики (цюань моу). Расположения войск на местности (син ши). Временных и психологических условий войны (инь ян). Боевых приемов (цзи цзяо). Согласно И вэнь чжи, бин цзя начала формироваться около 6-5 вв.

До н.э. В среде военачальников. Идеологической основой служат конфуцианские принципы отношения к военному делу, изложенные в Хун фане, Лунь юе, Си цы чжуани. Военные действия - последнее на шкале государственных дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь2), "должной справедливости" (и1), "благопристойности" (ли2) и уступчивости (жан). Наиболее важные сочинения бин цзя - Сунь-цзы Сунь У (5-4 вв. До н.э.) и У-цзы У Ци (4 в. До н.э.). Вместе с пятью другими трактатами они были объединены в Семикнижие военного канона (У цзин ци шу), идеи которого легли в основу всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Состав Семикнижия окончательно определился лишь в 11 в.

В него вошли Лю тао (Шесть планов), Сунь-цзы [[бин фа]] (Сунь-цзы [[о военном искусстве]]), У-цзы [[бин фа]] (У-цзы [[о военном искусстве]]), Сыма фа (Правила Сыма), Сань люэ (Три стратегии), Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй (Диалоги Ли Вэй-гуна). Традиционная версия приписывает Лю тао чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 13 в. До н.э.), Сунь-цзы - Сунь У (конец 6 - 5 вв. До н.э.), У-цзы - У Ци (4 в. До н.э.), Сыма фа - Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 - начало 5 вв. До н.э.), Вэй Ляо-цзы - Вэй Ляо (4 в. До н.э.), Сань люэ - Хуан Ши-гуну (3 в. До н.э.). Ли Вэй-гун вэнь дуй считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627-649) династии Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически Лю тао составлен около 3-4 вв.

Н.э., Сань люэ в конце 6 - начале 7 вв., а утраченный текст Ли Вэй-гун вэнь дуй восстановлен не ранее 9 в. Н.э. Иерархию этих трактатов в китайской культурной традиции отражает их последовательность в У цзин под редакцией Чжу Фу (11 в.). Сунь-цзы, У-цзы, Сыма фа, Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй, Сань люэ, Лю тао. В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат бин цзя, считавшийся утраченным к середине I тысячелетия - Сунь Бинь бин фа (Военные законы Сунь Биня). Мировоззрение бин цзя основывается на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов" (у син1).

Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (У-цзы), т.е. Дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у2), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн3). В одних случаях необходимо опираться на конфуцианские "добродетели" (дэ1). "гуманность", "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь2), а в других - на противоположные им легистские принципы. "законность" (фа1), "наказуемость" (син4), "полезность/выгодность" (ли3), "хитрость" (гуй). Военная сфера - важная область государственных дел, а главное в военном искусстве - это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности".

В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин1) народа" - талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди2) и впереди закона (фа1), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от правителя.ЛИТЕРАТУРАСунь-цзы. М., 1955 У-цзы. М., 1957 Караев Г.Н. Военное искусство древнего Китая. М., 1963 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Чуев Н.И. История формирования военно-теоретической мысли в древнем Китае. Канд. Дис. ИВ РАН. М., 1997 У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб, 1998.

Значения в других словарях
Биллингс Уильям

(Billings, William) (1746-1800), один из первых американских композиторов, родился 7 октября 1746 в Бостоне (шт. Массачусетс). Работал дубильщиком, руководил церковными хорами, сочинял хоровую музыку. Опубликовал шесть сборников духовных сочинений, получивших широкую известность. Его гимн Честер (Chester) стал главной патриотической песней Американской революции. Биллингс оказал заметное влияние на духовную музыку Новой Англии. Ввел в обиход гимны, более светлые по характеру, чем традиционные, а..

Бильдт Карл

Карл Бильдт. 1993 г.. ..

Бине Альфред

(Binet, Alfred)(1857-1911), французский психолог, директор исследовательской лаборатории в Сорбонне (Париж). Родился 8 июля 1857 в Ницце (Франция). Окончив в 1878 лицей Св. Людовика в Париже, в 1892 стал ассистентом Анри Бони в Сорбонне, а после его отставки возглавил лабораторию в 1894. В 1895 совместно с А.Бони и Т.Рибо основал "Психологический ежегодник" ("L'Anne psychologique"). В 1896 опубликовал книгу, посвященную психологии гипноза, а в последующие десять лет занимался экспериментальной п..

Бинош Жюльет

Архив редакции "Видео-Асс".. ..

Дополнительный поиск Бин Цзя Бин Цзя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бин Цзя" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бин Цзя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа