Брейгель Старший

74

(Brueghel, Pieter)(ок. 1525-1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в 1551. Это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля.

В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), также стали известными художниками. Самые ранние произведения Брейгеля - пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок.

1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480-1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен - Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ.

ПАДЕНИЕ ИКАРАПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ "Крестьянская свадьба". Ок. 1566 - 67.Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости - наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе - Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.

Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450-1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг). Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника.

В Триумфе смерти (ок. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе. Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах - Избиение младенцев (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) - в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля.

Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля - пять пейзажей, называемые Времена года, или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием - высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину.

Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле. Находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника. Однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.

Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись. "Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах" и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) - "а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму". Брейгель многолик. Он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова. Был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием.

Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие - приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.ЛИТЕРАТУРАКлимов Р. Питер Брейгель. М., 1959 Гершензон-Чегодаева Н.М. Брейгель. М., 1983.

Значения в других словарях
Бреге Луи Шарль

(Breguet, Louis Charles)(1880-1955), пионер авиастроения. Родился 2 января 1880 в Париже. Учился в лицеях Кондорсе и Карно, окончил Высшую электротехническую школу. Работал на конструкторской фирме, принадлежавшей его семье. В 1905 совместно с Шарлем Рише и своим братом Жаком приступил к созданию гироплана (предшественника вертолета), на котором совершил полет в 1907. В 1909 построил свой первый самолет и в 1911 установил на нем рекорд скорости. Бреге был одним из первых авиаконструкторов, созда..

Брежнев Леонид Ильич

(1906-1982), генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с 1964 по 1982. Родился 6 (19) декабря 1906 в русской семье в Днепродзержинске (до 1936 - Каменское) на юго-востоке Украины. В 1923 вступил в комсомол. С 1931 - член ВКП(б). В 1935 окончил Днепродзержинский металлургический институт. После прохождения военной службы Брежнев занимался партийной работой и быстро сделал карьеру в партийном аппарате Днепропетровской области. Продвигался по службе в период чисток ко..

Брейер Марсель

(Breuer, Marcel)(1902-1981), американский архитектор и дизайнер мебели, один из основоположников промышленного проектирования. Творчество Брейера не было связано с каким-либо одним стилем или течением в искусстве. Он свободно использовал широкий диапазон форм, конструктивных идей и материалов, поэтому его работы предлагают огромное разнообразие вариантов даже по современным меркам. Брейер родился 21 мая 1902 в Пече (Венгрия). В 1920 поступил в только что открывшийся Баухауз - Высшую школу строит..

Брейль Анри Эдуар Проспер

(Breuil, Henri Edouard Prosper)(1877-1961), французский археолог, специалист по палеолиту и истории первобытного искусства. Родился в Мортэне (близ Донфрона, департамент Манш) 28 февраля 1877. Образование получил в коллеже Сен-Венсан в Санлисе, семинарии Сен-Сюльпис и Сорбонне. В 1897 был посвящен в духовный сан. Брейль читал лекции по этнографии во Фрайбургском университете (1905-1910). В 1910 стал почетным профессором доисторической этнографии в Институте палеонтологии человека, а в 1929 ему б..

Дополнительный поиск Брейгель Старший Брейгель Старший

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Брейгель Старший" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брейгель Старший, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 16 символа