Дебюсси Клод Ашиль

155

(Debussy, Achille Claude)КЛОД ДЕБЮССИ(1862-1918), французский композитор. Родился 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка - его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена). В 1873 Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет учился у А.Мармонтеля (фортепиано) и у А.Лавиньяка, Э.Дюрана и О.Базиля (теория музыки). Около 1876 он сочинил свои первые романсы на стихи Т. Де Банвиля и П.Бурже. С 1879 по 1882 проводил летние каникулы как "домашний пианист" - сначала в замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мекк - в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России.

Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823-1891) и Верлена, молодой Дебюсси, наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией революционера. Это, впрочем, не помешало ему получить в 1884 Римскую премию за кантату Блудный сын (L'Enfant prodigue). Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией пре-рафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром Дева-избранница на текст Г.Россетти (La Demoiselle lue). Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское влияние отразилось в его вокальном цикле Пять стихотворений Бодлера (Cinq Pomes de Baudelaire).

Среди других увлечений молодого композитора - экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной выставке в 1889. Сочинения Мусоргского, в то время постепенно проникавшие во Францию. Мелодическую орнаментику григорианского пения. В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена (Rodrigue et Chimиne) по либретто К.Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена. Сочинение инструментовано русским композитором Э.Денисовым и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор стал постоянным посетителем кружка поэта-символиста С.Малларме и впервые прочел Эдгара По, который стал любимым автором Дебюсси.

В 1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка Пеллеас и Мелисанда (Pellas et Mlisande), а год спустя, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию Послеполуденный отдых фавна (Prlude l'Aprs-midi d'un faune). Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы этого периода, среди его друзей были писатели П.Луис, А.Жид и швейцарский ученый-лингвист Р.Годе. Его внимание привлекал импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее "Свободная эстетика" - на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена и прочих. В том же году началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые первоначально были задуманы как скрипичный концерт для известного виртуоза Э.Изаи.

Первый из ноктюрнов (Облака) автор сравнивал с "живописным этюдом в серых тонах". К концу 19 в. Творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл Лирические прозы (Proses Lyriques, 1892-1893) на собственные тексты, Песни Билитис (Chansons de Bilitis) по стихотворениям П.Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также Ивняк (La Saulaie), незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти. В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел.

Скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 - вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда. Поставленный в парижской "Опера-комик" 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл Эстампы (Estampes) - в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз - с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора.

Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси - трех симфонических эскизов Море (La Mer. Впервые исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов - Трех песен Франции (Trois chansons de France, 1904) и второй тетради Галантных празднеств на стихи Верлена (Ftes galantes, 1904). В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений.

За двумя сериями Образов (Images, 1905-1907) последовала сюита Детский уголок (Children's Corner, 1906-1908), посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в 1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя). Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного "звукоизобразительного" письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. Д'Аннунцио Мученичество св.

Себастьяна (Le Martyre de Saint Sbastien), партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры (Jeux), который был показан труппой "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор начал работу над детским балетом Ящик с игрушками (La bооte а joujoux) - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов (Douze tudes), посвященных памяти Шопена.

Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 вв. Он успел завершить три сонаты из этого цикла. Для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). У него еще хватило сил переделать оперное либретто по повести Э.По Падение дома Эшеров - сюжет давно привлекал Дебюсси, и еще в молодости он начинал работу над этой оперой. Сейчас он получил заказ на нее от Дж.Гатти-Казацца из "Метрополитен-опера". Композитор умер в Париже 25 мая 1918. Творчество Дебюсси венчает последнюю, наиболее утонченную стадию музыкального искусства целой эпохи. Он сумел преодолеть влияние вагнеровской эстетики, но при этом, привнося в музыку достижения литературы и живописи, стремился к тому же синтезу искусству, что и Вагнер.

Это отразилось в таких, например, сочинениях, как Море и Образы, - они подобны видениям-снам на полотнах Тернера, которого Дебюсси называл "величайшим творцом тайны в искусстве". Всю жизнь Дебюсси преклонялся перед Э. По - художником и человеком (это преклонение разделяли многие французы - современники Дебюсси), и у американского писателя композитор нашел близкую ему идею "сна во сне". В ином аспекте творчество Дебюсси может быть охарактеризовано как искусство ощущений, точнее - воспоминаний о пережитых ощущениях ("Есть воспоминания, которые для меня гораздо дороже действительности", - писал он в связи с симфоническими эскизами Море). Такая направленность музыкального мышления Дебюсси близка психологизации прозы у М.Пруста.

Утонченность, выражающаяся в исключительном внимании к деталям и постоянном тяготении к изысканности отделки, - характерная черта творчества Дебюсси, хотя к концу жизни композитор начал воспринимать чрезмерную изысканность как опасный симптом. Предчувствуя появление неоклассицизма, который получил развитие в творчестве следующего поколения, Дебюсси в поздних сочинениях стремился к большей простоте выражения. Он обогатил музыкальный язык применением средневековых церковных ладов, целотоновой гаммы и пентатоники, создал новые модели форм и оригинальное инструментальное письмо (в особенности фортепианное).ЛИТЕРАТУРАДебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М., 1964 Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм.

М., 1978 Дебюсси К. Избранные письма. Л., 1986.

Значения в других словарях
Дебольский Николай Григорьевич

(1842-1918), русский философ, психолог. Родился в Петербурге 16 ноября 1842. Сын известного богослова, преподавателя Петербургской духовной академии Г.С.Дебольского. Учился сначала в Горном институте, а затем на естественном факультете Петербургского университета. В 1865 получил степень кандидата естественных наук. Преподавал на Высших педагогических курсах. В 1882-1887 - в Петербургской духовной академии (курсы логики, метафизики, психологии). В эти годы Дебольский публикует ряд работ, посвящен..

Дебре Мишель

ДЕБРЕ, МИШЕЛЬ ЖАН ПЬЕР (Debre, Michel Jean Pierre)(1912-1996), французский политический деятель, первый премьер-министр Пятой республики. Родился 15 января 1912 в Париже, получил юридическое образование, служил в государственном совете. В годы Второй мировой войны сотрудничал с французским подпольем в Марокко и Франции. После войны стал сенатором (1948-1958). В 1958 Дебре был назначен министром юстиции и содействовал осуществлению конституции Пятой республики, усилившей президентскую власть и ос..

Девкалион

В греческой мифологии, сын Прометея и Климены, царь Фтии в Фессалии. Когда Зевс, разгневанный порочностью человечества, истребил всех смертных в потопе, он пощадил Девкалиона и его жену Пирру за их благочестие. Девкалион построил лодку, в которой они плавали девять дней, и, когда воды спали, высадился на горе Парнас. Следуя совету оракула бросить через плечо "кости их матери", они стали бросать за спину камни матери-земли. Камни, брошенные Девкалионом, становились мужчинами, а брошенные Пиррой -..

Дега Эдгар

(Degas, Edgar)(1834-1917), французский живописец, график и скульптор. Илэр Жермен Эдгар Дега родился 19 июля 1834 в Париже. В 1855 он поступил в Школу изящных искусств. В это время Дега совершал частые поездки в Италию, где изучал искусство старых мастеров и классические принципы композиции. В 1862 он познакомился с Эдуаром Мане (1832-1883) и другими импрессионистами, вместе с которыми впоследствии участвовал в художественных выставках. Работы Дега, исполненные до 1860, представляют собой в осно..

Дополнительный поиск Дебюсси Клод Ашиль Дебюсси Клод Ашиль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дебюсси Клод Ашиль" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дебюсси Клод Ашиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 18 символа