Делез Жиль

94

(Deleuze, Gilles)(1925-1995), французский философ. Изучал философию в Сорбонне. В 1948-1968 преподавал в ряде лицеев, затем в Лионском университете и в Сорбонне. С 1969 по 1987 - профессор университета Париж-VIII. Всемирную известность принесли Делезу его работы о Юме, Бергсоне и Ницше, а также о Прусте и Захер-Мазохе. Фон философствования Делеза образуют спинозистская проблематика имманентности и кантианская проблематика трансцендентности. Своеобразие мышления этого философа связано в первую очередь с двумя основными темами, к которым он возвращался на всем протяжении своего творчества. Это, во-первых, внешняя природа отношений, определяемых как чистые столкновения, или встречи. Данную черту отношений Делез подчеркивает в противоположность диалектике, в которой опыт, желание и жизнь подчинены закону отрицания или преодоления.

Во-вторых, это множественный и дифференцированный характер существования, времени и мышления, которые состоят из гетерогенных, взаимно свертывающихся планов, образуя "пластическое" трансцендентальное поле, которое заранее (априори) не навязывает опыту никакой формы. Иначе говоря, главные темы Делеза - это тема "внешнего" и тема "складки", или "свертывания". Из положения о дифференцированности существования, времени и мышления вытекает мысль Делеза о сугубо эмпирическом характере этики, заключающейся в имманентной оценке способов существования и мышления. Эта мысль диаметрально противоположна установкам классической морали, основанной на трансцендентных ценностях (хорошее априори/плохое априори). В противовес всем крупнейшим течениям современной мысли Делез не склонен наделять философию каким-либо предназначением.

Равным образом чужд он и мысли о том, что какая-либо философская система способна отвечать за радикальный и необратимый разрыв в истории мысли. Если Маркс и марксизм, Хайдеггер и деконструктивизм, Гуссерль и феноменология, Витгенштейн и аналитическая философия считали, что их концепции являются преодолением "метафизики", то Делез не верит в такое преодоление. Отсюда его постоянные усилия по реабилитации наследия Бергсона, которого он считал самым оригинальным философом 20 в. Скептицизм в отношении уникальных масштабных "разрывов" не мешал Делезу быть прежде всего мыслителем события. Волюнтаризм - как в философии, так и вне ее - он считал не более чем проявлением тщеславия, тогда как подлинные разрывы всегда непреднамеренны и трудно обнаружимы.

Поэтому размышления Делеза о времени всегда сопровождались рефлексией. Что такое мыслить, как не сталкиваться с тем, что все еще остается немыслимым. Мыслить - вне всякого сомнения значит сталкиваться со "смыслом", но последний дан лишь в виде бесформенного, в виде непостижимых "знаков", завораживающих и тревожащих разум (бесконечность в 17 в. Конечность в последующие века). Мышление предполагает столкновение с тем, что "вовне", с неким гетерогенным элементом, действующим в разуме, переполняющим его и заставляющим изменять "замысел", не позволяя при этом "ни повторно зафиксировать себя, ни опознать". Короче говоря, разум мыслит, когда он "свертывает внешнее". Теория мышления связана у Делеза с более общей теорией желания, которую он подробно изложил в написанной совместно с Феликсом Гваттари работе Анти-Эдип (L'anti-Oedipe, 1972).

Эта книга, принесшая автору известность, но вызвавшая резкое неприятие со стороны интеллектуального сообщества, неотделима от грандиозной переоценки образа мысли и образа жизни, происходившей в 1960-е годы, а также от опыта мая 1968. Симптоматичное непонимание книги связано с тем, что в ней любой ценой пытались вычитать апологию модной тогда "спонтанности". Бесспорно, что Делез и Гваттари отстаивали концепцию желания, освобожденного от каких-либо преград. Однако, будучи внешне созвучными своей эпохе, они выдвинули несвоевременную и беспрецедентную концепцию. Желание никогда не исходит изнутри. Его нельзя мыслить по аналогии с сущностью субъекта, естественным образом наделенного внутренним богатством и добродетелью и стремящегося выразить себя вовне.

Желание возникает из отношения к внешнему и приписывается субъекту лишь в состоянии столкновения, когда тот пребывает вне себя. Следовательно, оно есть не что иное, как способ научения. Желание не имеет ни исходной структуры, ни исходного объекта, оно никогда заранее не детерминировано. Освободить его - значит позволить каждому переживать свои столкновения и встречи, как ментальные, так и аффективные. Психоанализ, с которым полемизируют Делез и Гваттари, ограничивает желание эдиповым треугольником. Всякий объект, помимо отца и матери, интерпретируется лишь метафорически. Отвечая на вопрос, что значит жить и мыслить сегодня, Делез неоднократно предпринимал попытки критической оценки современной эпохи. Наше время, по его мнению, это прежде всего время абсолютной детерриторизации.

Двойственность общественного устройства, называемого капитализмом, состоит в том, что последний опирается на саму природу желания, не переставая при этом ставить желанию преграды. Согласно более поздней работе Образ-время (L'image-temps, 1985), современная эпоха - это эпоха обобщения стереотипов. Наше отношение к миру, которое прежде косвенно обеспечивалось посредством трансцендентных форм (Любовь, Народ и т.п.), становится проблематичным, поскольку сами эти формы теперь кажутся нам новыми клише. Это значит, что мы исчерпали основания для веры в этот мир или в его имманентные возможности. Наконец, в Беседах (Pourparlers, 1990) современность характеризуется как время контроля, поскольку в эпоху капитализма все прежде закрытые среды (школа, завод, армия, больница и т.п.) имеют тенденцию становиться открытыми и изменяемыми формами, что наделяет индивида кажущейся свободой.

Порабощение тел и душ приняло иной оборот и требует новых форм борьбы. Таким образом, Делез (как и Фуко, которым он восхищался) верит не в исторические цели, а в исторические разрывы. Жест завершения философии имеет своей парадоксальной противоположностью бесконечную задачу - анализ философских суждений, деконструкцию понятий. Делез в известном смысле перевернул эту формулу. Философия бесконечна именно потому, что ее задачи и средства постоянно обновляются. В работе о Фуко (Foucault, 1986) он фиксирует наличие новой тенденции - интерес к "конечно-беспредельному" ("fini - illimit"), развертывающийся "по ту сторону" бесконечного и конечного. Основное размежевание проходит по линии внутреннего конфликта, который преследует философию с самых ее истоков и в котором имманентное производство понятий (логико-проблемный опыт, переживаемый каждым значительным философом) всегда противопоставляется трансцендентности (естественной склонности подгонять опыт под априорные формы).

По этой причине часть философского наследия всегда жива, тогда как жесты замыкания, какими бы радикальными они ни казались, обречены на внутреннее противоречие.ЛИТЕРАТУРАДелез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990 Делез Ж. Логика смысла. М., 1998 Делез Ж. Различие и повторение. СПб, 1998.

Значения в других словарях
Деларош Поль

ДЕЛАРОШ, ПОЛЬ ИППОЛИТ(Delaroche, Paul Hippolyte)ПОЛЬ ИППОЛИТ ДЕЛАРОШ. ДЕТИ ЭДУАРДА IV В ТАУЭРЕ(1797-1856), французский живописец. Родился в Париже 17 июля 1797. Учился у А. Гро. Был одним из самых популярных художников своей эпохи благодаря выбору острых драматических сюжетов и точности в передаче деталей костюмов исторических персонажей. Картины Делароша отражают увлечение его поколения яркими и безвкусными историческими романами. Среди многочисленных работ художника. Смерть королевы Елизаветы ..

Деледда Грация

(Deledda, Grazia)(1875-1936), итальянская писательница. Родилась 27 сентября 1875 в Нуоро (Сардиния). Происходила из обеспеченной семьи, но получила лишь начальное образование. В 15 лет опубликовала первую повесть - Сардинская кровь (Il sangue sardo). Всего из-под ее пера вышло более 30 повестей и романов и ряд рассказов. Выйдя замуж в 1900, Деледда провела большую часть жизни в Риме, где и умерла 16 августа 1936. Произведения Деледды передают местный колорит, раскрывают психологию внутренне нап..

Делиб Лео

(Delibes, Leo)(1836-1891), французский композитор. Родился 21 февраля 1836 в Сен-Жермен-дю-Валь. После окончания Парижской консерватории поступил концертмейстером в "Театр лирик" и вторым хормейстером в "Опера". В 1881 Делиб стал профессором композиции в консерватории. Первый успех принес ему балет Ручей (La Source). Самый популярный балет Делиба - Коппелия (Coppelia) был поставлен в "Опера" в 1870. Он находится в репертуаре многих театров и по сей день. Среди других сочинений композитора - опер..

Делирий

Преходящее нарушение психических функций, которое может быть вызвано различными заболеваниями или интоксикацией. Наиболее яркие проявления делирия - беспокойство, дезориентация, зрительные галлюцинации, чувство страха. Кроме того, отмечаются нарушения мышления, памяти, внимания, счета. Хотя делирий обычно вызывает испуг окружающих, он далеко не всегда непосредственно опасен для жизни. Вероятность выздоровления зависит от основного заболевания. Продолжительность делирия колеблется от нескольких д..

Дополнительный поиск Делез Жиль Делез Жиль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Делез Жиль" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Делез Жиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа