Дюшан Марсель

80

(Duchamp, Marcel)(1887-1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника. Учился в Академии Жюлиана в Париже. В 1910-1911 увлекся физикой и математикой. Тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном, и другими молодыми художниками организовал "Салон золотого сечения". Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом. В ранний период творчества Марсель Дюшан под влиянием живописи Поля Сезанна и Анри Матисса писал очень яркие и смелые по цветовому решению полотна.

В 1912, экспериментируя с формами и цветами, художник создал одно из самых противоречивых своих произведений, Обнаженная, спускающаяся с лестницы, где движение передано при помощи следующих одна за другой пересекающихся плоскостей. Картину не приняли на Салоне независимых 1912, и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее "взрывом на макаронной фабрике". Сам автор объяснял концепцию картины как "организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения". Уже в 1913, когда проходило Армори-шоу, двадцатипятилетний Дюшан почувствовал, что исчерпал возможности станковой живописи. В результате возникла концепция изделия "ready-made" (редимейдов) - готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства.

"Готовые продукты" Дюшана - скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо - были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством. Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками, иногда называемая также Большое стекло (1915-1923). Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, - сложная и мастерски исполненная шутка. Несколько "холостяков", помещенных в нижней части, "домогаются "невесты", представленной наверху. Среди самых скандальных выходок Дюшана, направленных против общественного мнения и искусства вообще, - нарисованные на репродукции Моны Лизы усы и борода.

На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием "Фонтан". Ироничное название этого объекта придавало ему статус "произведения искусства". В 1923 Дюшан решил отказаться от занятий искусством, объявив, что оно подпало под влияние бизнесменов и, что еще хуже, принято средним классом. В 1920-е - 1940-е годы он организовал несколько выставок современного искусства. Его "постановки" сюрреалистических выставок 1942 и 1947, в которых должны были участвовать зрители, предвосхитили не только хэппенинги 1950-х и 1960-х годов, но и концепцию современного искусства, согласно которой зритель играет в создании произведения столь же активную роль, как и художник. С возникновением в 1960-х искусства поп-арта слава Дюшана возросла.

Прошли две большие ретроспективные выставки (1966 - Лондон, галерея Тэйт. 1973-1974 - Нью-Йорк, Музей современного искусства). Пожалуй, лучшее выражение идеи Дюшана нашли в его разрозненных заметках, изданных в 1934 под названием Зеленый ящик. Умер Дюшан в Нейи во Франции 1 октября 1968..

Значения в других словарях
Дюфи Рауль

(Dufy, Raoul)(1877-1953), французский художник, график, декоратор и керамист. Известность ему принесли изображения курортов, пляжей, скачек и регат. Родился в Гавре 3 июня 1877. Начальное художественное образование получил в родном городе в Школе изящных искусств. В 1900 поступил в Школу изящных искусств в Париже и стал часто бывать в мастерской художника и коллекционера Леона Бонна. Дюфи был равнодушен к академической живописи. Гораздо больше его привлекал импрессионизм, особенно пейзажи Клода ..

Дюфрен Шарль

(Dufresne, Charles)(1876-1938), известен также под именем Морис Дюфрен. Французский художник. Родился 23 ноября 1876 в Милльмоне. Учился сначала гравированию, затем медальерному искусству у Понкарма. Начал заниматься живописью, когда ему было уже больше тридцати лет. В 1910-1912 Дюфрен жил на вилле Абд-эль-Тиф в Алжире, где впервые попробовал свои силы в живописи. Позднее он открыл для себя произведения фовистов и кубистов, познакомился с Андре Дюнуайе де Сегонзаком, Жаном Луи Буссеньо и Роже де..

Дюшан-вийон Раймон

(Duchamp-Villon, Raymond)(1876-1918), французский скульптор и архитектор, брат художников Жака Вийона и Марселя Дюшана. Родился в Данвиле 5 ноября 1876. Получил медицинское образование, но затем, как и его братья, занялся искусством. Ранний стиль мастера сложился под влиянием Родена, но вскоре он оставил его, увлекшись кубизмом. Был членом объединения "Золотое сечение", затем примкнул в дадаистам. Дюшан-Вийон был первым, кто начал применять кубистический орнамент в архитектурных проектах (1912)...

Дягилев Сергей Павлович

(1872-1929), русский деятель театра, балетный импресарио, руководитель знаменитого "Русского балета".СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ ДЯГИЛЕВ, портрет работы В.Серова.Родился в Новгородской губернии 19 марта 1872, в дворянской семье. Учился в местной школе и в гимназии Мая в Петербурге, затем изучал право в университете и занимался живописью и музыкой, в частности пением. Рисовал и импровизировал за фортепиано. Группа университетских друзей во главе с Дягилевым образовала кружок, а затем создала художественный ж..

Дополнительный поиск Дюшан Марсель Дюшан Марсель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюшан Марсель" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюшан Марсель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 13 символа