Католики

172

Термин "католический" восходит к греч. Kath' holou ("всецело", "полностью") и в обыденной речи использовался для обозначения чего-то всеобъемлющего, всемирного, в противоположность узкому, местному. В специальном церковном смысле этот термин впервые употребил Игнатий Антиохийский, использовавший в своем Послании к смирнянам (ок. 110) оборот katholike ekklesia, т.е. "вселенская церковь". На такой смысл употребленного Игнатием термина указывает написанное полвека спустя послание о мученичестве Поликарпа Смирнского, также адресованное смирнянам, где говорится, что вышеназванный святой мученик молился "за все вселенские церкви по всему миру", а Христос именуется "Пастырем вселенской [[т.е. Всемирной]] церкви".

Греч. Oikoumene (отсюда "экуменизм" и "экуменический"), которое переведено здесь как "мир", означает населенный мир, "вселенную", поэтому на русском языке термин katholikos передается как "вселенский" или "кафолический" (через "ф", чтобы избежать ассоциаций с Католической церковью). Смысл термина "католический" со временем изменялся. То, чему учили во всех странах света, принималось за истину, и, соответственно, "католический" стало означать "ортодоксальный", "правоверный", в противоположность тому, что проповедовали лишь в некоторых местах и в малых сектах. Однако единство вероучения подразумевало единство церкви и единоначалие, так что термин "католический" ("кафолический") стали использовать для того, чтобы "отсекать" не только еретиков, но и схизматиков.

Кирилл Иерусалимский (ум. 387) называл в качестве критериев "католичества" того или иного учения широту его распространения, его полноту, всеобщее приятие этого учения, а также моральное и духовное совершенство его цели. Винцент Леринский (ум. Ок. 450) знаменитой формулой "Quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est" определил "католическое" вероучение как то, во что веруют везде, всегда и все. Соответственно, термин catholicus может означать принадлежность как ко Вселенской, так и к Римско-католической церкви. Использование этого термина остается предметом спора между римскими католиками, с одной стороны, и протестантами и православными - с другой. Римские католики претендуют на то, что им принадлежит исключительное право на использование этого определения, поскольку свою церковь они считают единственной церковью, которую основал Христос, и от которой "откололись" все прочие Церкви.

Они могут также ссылаться на устоявшееся словоупотребление, в соответствии с которым христианский мир делится на католиков, православных и протестантов. Однако и протестанты, и англокатолики, и православные считают свои церкви подлинными апостольскими церквами, поскольку они принимают и провозглашают общие символы веры, сформулированные до разделения церквей (схизмы) и также имеют основания называть себя "католическими". Все они с одинаковой убежденностью провозглашают. "Верую. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь" (Никейский символ веры, 381), и каждый верующий убежден, что вкладывает в понятие "католический" верный смысл. Именуют себя "католиками" также и англокатолики, настаивающие на том, что их церковь по существу католическая и лишь в силу случайности - национальная.

Старокатолики, которые после I Ватиканского собора (1870) отказались признать непогрешимость и вселенскую юрисдикцию епископа Римского, и члены Католической апостольской церкви - секты, связанной с именем Эдварда Ирвинга.См. Также Римско-католическая Церковь.ЛИТЕРАТУРАХристианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995.

Значения в других словарях
Катехумен

(греч. Katechoumenos, "оглашенный", "получивший устное наставление"). В древней церкви катехумены получали наставление в виде краткого изложения вероучения, сформулированного в символе веры, который они заучивали наизусть. Усвоение символа веры являлось завершающим моментом в подготовке катехуменов, предшествующей принятию ими крещения, после которого они допускались к таинству причастия. Обычно первое причастие приурочивалось к празднику Пасхи, когда катехумены облачались в белые одежды, которы..

Катилина

ЛУЦИЙ СЕРГИЙ(Lucius Sergius Catilina)(ок. 106 - 62 до н.э.), римский политик, увековеченный благодаря речам Цицерона, в которых великий оратор разоблачил его как заговорщика против римского республиканского строя. Катилина происходил из обедневшей патрицианской семьи. В гражданской войне, когда Сулла успешно расправлялся с последователями Луция Цинны (83 до н.э.), и в последующих ужасах проскрипций Катилина был одним из верных подручных диктатора. Другие преступления, приписываемые молодому Кати..

Катон Марк Порций

(Marcus Porcius Cato).В римской истории наиболее знамениты два деятеля, носившие это имя. Катон Старший, он же Катон Цензор (234 - ок. 148 до н.э.), политик, полководец и писатель, больше всего известен строгостью нравов и приверженностью идее окончательного уничтожения Карфагена. Он приходится прадедом Катону Младшему, или Катону Утическому (95-46 до н.э.), аристократу, славившемуся стоическими добродетелями и ставшему в гражданской войне символом проигранного республиканского дела.КАТОН ЦЕНЗОР..

Катоновы Изречения

(лат. Dicta Catonis),сборник латинских пословиц, обобщивших римскую житейскую мудрость. Сборник, возникший, вероятно, во 2 или 3 в. Н.э., состоит из предисловия, 56 кратких изречений в прозе и 144 написанных гекзаметром двустиший (disticha). Автор сборника не установлен, ссылка на него впервые встречается незадолго до 375 н.э. Во всех рукописях сборника (начиная с самой ранней, 9 в.), произведение приписывается Катону Старшему. Сборник сыграл важную роль в истории образования и литературы, поско..

Дополнительный поиск Католики Католики

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Католики" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Католики, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа