Кейдж Джон

97

(Cage, John) (1912-1992), американский композитор и теоретик, чье вызывавшее немало споров творчество сильно повлияло не только на современную музыку, но и на целое направление в искусстве середины 20 в., связанное с использованием "случайных" элементов (алеаторика) и "сырых" жизненных феноменов. Кейдж вдохновлялся учением дзен-буддизма, согласно которому природа не имеет внутренней структуры, или иерархии явлений. На него оказали также влияние современные теории взаимосвязи всех явлений, развивавшиеся социологом М.Маклюэном и архитектором Б.Фуллером. В итоге Кейдж пришел к музыке, которая включала в себя элементы "шума" и "тишины", использовала естественные, "найденные" звучания, а также электронику и алеаторику.

Плоды этих опытов не всегда можно отнести к разряду художественных произведений, но это как раз и согласуется с идеей Кейджа, по которой подобный опыт "вводит нас в самую суть той жизни, которую мы проживаем". Кейдж родился 5 сентября 1912 в Лос-Анджелесе. Учился в Колледже Помоны, затем в Европе, а после возвращения в Лос-Анджелес занимался с А.Вейссом, А.Шенбергом и Г.Кауэллом. Неудовлетворенный ограничениями, налагаемыми традиционной западной тональной системой, он начал создавать композиции с включением звуков, источниками которых были не музыкальные инструменты, а разные предметы, окружающие человека в повседневности, погремушки, хлопушки, а также звуков, порождаемых такими необычными процедурами, как, например, погружением вибрирующих гонгов в воду.

В 1938 Кейдж изобрел т.н. Подготовленное фортепиано, в котором под струны подложены разные предметы, в результате чего рояль превращается в миниатюрный ансамбль ударных. В начале 1950-х годов стал вводить в свои композиции алеаторику, используя при этом разного рода манипуляции с игральными костями, картами и Книгой перемен (И-цзин), древней китайской книгой для гадания. Другие композиторы и раньше эпизодически использовали "случайные" элементы в своих композициях, но Кейдж первым начал применять алеаторику систематически, сделав ее главным принципом композиции. Он также одним из первых стал использовать специфические звучания и особые возможности изменения традиционных звучаний, получаемые при работе с магнитофоном.

Три наиболее известные композиции Кейджа впервые исполнены в 1952. Среди них пресловутая пьеса 4'33", представляющая собой 4 минуты и 33 секунды тишины. Однако тишина в этом произведении не равнозначна полному отсутствию звука, поскольку Кейдж, помимо прочего, стремился привлечь внимание слушателей к естественным звукам той среды, в которой исполняется 4'33". Воображаемый ландшафт № 4 (Imaginary Landscape № 4) написан для 12 радиоприемников, и здесь все - выбор каналов, мощность звука, продолжительность пьесы - определяется случайностью. Произведение без названия, исполненное в колледже Блэк-Маунтин с участием художника Р.Раушенберга, танцора и хореографа М.Каннингема и других, стало прототипом жанра "хэппенинг", в котором зрелищные и музыкальные элементы сочетаются с совершаемыми одновременно спонтанными, зачастую абсурдными действиями исполнителей.

Этим изобретением, а также своей работой в классах композиции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке Кейдж оказал заметное влияние на целое поколение деятелей искусства, усвоившее его взгляд. Все происходящее может рассматриваться как театр ("театр" - все, случающееся одновременно), и этот театр равен жизни. Начиная с 1940-х годов Кейдж сочинял и исполнял музыку для танца. Его танцевальные композиции не связаны с хореографией. Музыка и танец разворачиваются одновременно, сохраняя свою собственную форму. Большинство подобных композиций (в которых иногда используется декламация в "хэппенинговой" манере) были созданы в сотрудничестве с танцевальной труппой М.Каннингема, в которой Кейдж был музыкальным руководителем.

Литературные работы Кейджа, в том числе Молчание (Silence, 1961), Год после понедельника (A Year from Monday, 1968) и Для птиц (For the Birds, 1981), выходя далеко за пределы музыкальной проблематики, охватывают весь спектр идей, касающихся "бесцельной игры" художника и единства жизни, природы и искусства. Кейдж умер в Нью-Йорке 12 августа 1992..

Значения в других словарях
Кедр

(Cedrus), род вечнозеленых хвойных деревьев семейства сосновых (Pinaceae), характеризующихся очень твердой, мелкослойной, обычно ароматной древесиной. Четыре вида африканского и азиатского происхождения. Известный своей раскидистой кроной кедр ливанский (C. Libani) уже многие столетия высоко ценится за долговечную древесину красного цвета. Родина кедра гималайского (C. Deodara), как следует из определения, - Гималаи, кедра атласского (C. Atlantica) - горы Атлас на северо-западе Африки, а кедра к..

Кей Эллен Каролина Софья

(Key, Ellen Karoline Sofia)(1849-1926), шведская писательница-феминистка. Родилась 11 декабря 1849 в Сундсхольме в семье крупного политического деятеля. Выросла в аскетичных условиях, получила начальное образование дома, училась и в школах Стокгольма. В 1869 поступила секретарем к своему отцу, депутату риксдага. Печатала статьи в феминистской газете "Идун". В 1880-1899 преподавала в стокгольмских школах, затем оставила педагогику и стала профессиональной публицисткой. Подвергалась суровой критик..

Кейли Джордж

(Cayley, George)(1773-1857), английский ученый и изобретатель. Родился 27 декабря 1773 в Скарборо (графство Йоркшир). Получив начальное образование в школах Йорка и Ноттингема, в 1792 отправился в Саут-Гейт изучать электричество и химию. Провел первые опыты по воздухоплаванию, используя китайский "летучий волчок" - игрушку типа вертолетного винта. Обнаруженное лишь в 1935 другое свидетельство его увлечений аэронавтикой - серебряный диск, на котором изображен летательный аппарат с крылом, располо..

Кейп Алберт

(Cuyp, Albert)(1620-1691), голландский живописец и офортист. Родился в октябре 1620 в Дордрехте. Учился у отца, Якоба Герритса Кейпа. Известен в основном как пейзажист. Пейзажи Алберта Кейпа отличаются спокойствием и величественностью. В этом они близки произведениям великого французского художника 17 в. Клода Лоррена. В ранних произведениях художника чувствуется влияние Яна ван Гойена, от которого он перенял увлечение атмосферными эффектами. Умер Алберт Кейп в Дордрехте 15 ноября 1691.ЛИТЕРАТУР..

Дополнительный поиск Кейдж Джон Кейдж Джон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кейдж Джон" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кейдж Джон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа