Китай. История

81

Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не было единой доминирующей речной системы, его рукотворный "Нил" представлял собой систему каналов. Помимо этого, орошение в Китае не являлось единственной важной задачей, китайцы сооружали дамбы против наводнений и строили судоходные каналы. Тем не менее именно водоснабжение влияло на социальную структуру и требовало создания центрального бюрократического правления.Мифы. Ранние мифы, повествующие о процессе социального развития в Китае, кажутся стереотипными. Ситуация, отображенная в мифах, относится ко временам, предшествовавшим периоду основания первой династии.

На более позднем этапе в мифах начинают фигурировать герои - просветители и созидатели. Первым таким героем является Фуси - проводник реформаторских идей, имя которого связывалось с искусством приготовления пищи и кухней. Его называли также первым охотником и рыболовом, использовавшим для ловли зверя и рыбы силки и верши. Введение в обиход и обращение в ритуал женитьбы и обряда посвящения также приписываются Фуси. Считается, что он ввел систему иероглифического письма. Вторым героем является Шэньнун, Божественный супруг, которого также называли Яньди (Бог Огня). Ему приписывают такие нововведения, как мотыга и плуг, положившие начало обработке земли, а также рынок для осуществления торговли. Третьим таким героем является Хуанди, или Желтый император (также Бог Августа).

Ему приписывают такие новшества, как лук и стрелы, водяной колодец, дом, глиняные изделия, повозка, ступка и пестик, лодка и весло, предметы одежды и обувь, музыкальные инструменты, календарь и способы прорицания. Имеются также сведения, что столица Желтого императора располагалась где-то на территории нынешней Внутренней Монголии и что он отражал набеги кочевых племен.Археологические находки. Археологические находки показывают, что самым древним из числа известных предков китайцев является синантроп ("пекинский человек"), живший в среднем плейстоцене (около 500 000 лет назад). Его останки были найдены в пещере в местечке Чжоукоудянь, в Западных горах неподалеку от Пекина. На периферии современной территории Китая были сделаны находки, относящиеся к эпохе палеолита.

Наиболее древняя палеолитическая стоянка, обнаруженная в непосредственной близости от Чжоукоудянь в окрестностях Пекина, содержала останки людей, пришедших с северо-востока. Вокруг скелетов обнаружены различные мелкие безделушки. Обитателям поселения были известны методы окрашивания. На одной из костей найдена гравировка. Другие находки, относящиеся к палеолиту, были обнаружены еще ближе к внешним границам современного Китая. Довольно много данных было получено относительно трех культур. Первая и самая значительная - северная, которая охватывала большую часть нынешней Внутренней Монголии и простиралась до теперешнего Харбина, расположенного в северной части Маньчжурии. Вторая - западная, существовавшая несколько позже на территории нынешней Сычуани.

Наконец, третья - южная культура на территории современной провинции Гуанси. Развитие по меньшей мере первых двух из названных культур прослеживается вплоть до исторических времен. Отсутствие древних археологических находок в центральных районах Китая, возможно, является простой случайностью или объясняется недостаточностью систематических археологических исследований. Однако общая картина, которую можно составить на основе изучения других ранних культур вокруг Китая, не противоречит тому, о чем повествуют древние мифы. Изучение древних китайских традиций указывает на возможность существования в приграничных зонах Китая нескольких культур, слияние которых стало основой поэтапного становления особой китайской цивилизации.

Выделяют два этапа, которые привели к формированию китайской цивилизации. Оба они относятся к эпохе неолита. Первому этапу соответствует культура Яншао (по названию деревушки в северо-западной части провинции Хэнань). Размещение поселений древнего человека в Яншао свидетельствует, что люди обитали здесь на территории от нынешней провинции Ганьсу на западе до южной части Маньчжурии на востоке. Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние, в том числе датируемые 3 в. До н.э., ближе к периферии. Характерной чертой данной культуры является цветная керамика исключительной красоты. Формы и роспись этих керамических изделий очень напоминают некоторые из образцов, обнаруженных на западной окраине Центрально-Азиатского степного пояса, а также в Персии и на юге России.

Кроме того, налицо поразительное сходство между находками в Яншао и той керамикой, которая была найдена в древнейшем центре изготовления керамических изделий - Долине Улуа в Гондурасе, которые, в свою очередь, оказали влияние на технику изготовления керамики у майя, а значительно позже - на керамику индейцев пуэбло. Другими характерными чертами культуры Яншао, которые сохранились и сыграли свою роль в становлении китайской цивилизации, явились различные виды инструментов и оружия, а также возделывание риса. Еще одна археологически подтвержденная культура эпохи неолита, Луншань, получила свое название по месту в провинции Шаньдун, где были обнаружены первые свидетельства ее существования. Поселения Луншаньской культуры находятся также в различных других районах провинций Шаньдун, а кроме того - в провинциях Хэнань и Аньхой.

Одно такое поселение обнаружено далеко на юге, в провинции Чжэцзян. В центральной части Хэнани, где культуры Яншао и Луншань накладываются друг на друга, первая определенно относится к более раннему периоду. Здесь тоже присутствует керамика, но внимание привлекают прежде всего черепки изделий из черного лака, иногда имеющие толщину яичной скорлупы. Установлено, что поселения луншаньского типа представляли собой деревни или маленькие городки, зачастую расположенные на расстоянии прямой видимости друг от друга, на вершинах или склонах холмов, примыкающих к речным долинам. Дома сооружались из утрамбованной земли и белились мелом. В помещении имелась обогреваемая лежанка-кровать, подобие которой до наших дней существует в домах Северного Китая.

В число одомашненных животных входили собаки, свиньи, овцы и лошади. Другой особенностью, оставленной Луншаньской культурой в наследство древнему Китаю (и современной Монголии), является искусство использования лопаточных костей различных животных. На отдельных костях обнаружены вырезанные значки, предположительно предшественники китайской письменности.Доисторический КитайПоздние мифы. Многие герои упомянуты в книге "Шуцзин" ("Книга истории") - древнем сборнике речей и других исторических материалов, почитаемом в Китае как один из самых ценных классических трудов. Традиция изображает императора Яо, сфера влияния которого простиралась от Шаньси к югу и востоку, в образе правителя - духовного наставника, религиозные представления которого были связаны с толкованием расположения звезд на небе.

Со времени Яо занятия астрономией и составлением календарей являлись в Китае исключительной привилегией императорского двора. На востоке Яо столкнулся с другим героем - правителем по имени Шунь. Шуня часто называли восточным варваром и говорили, будто он явился из страны гончаров. Это могло означать, что он являлся потомком луншаньской цивилизации. По сравнению с Яо Шунь, по-видимому, обладал большой властью, во всяком случае Яо в конечном счете пришлось ему подчиниться. Эта передача полномочий была истолкована как отречение правителя в пользу более достойного преемника, что позднее использовалось в политической истории Китая как законный предлог при переходе власти. Владычество Шуня оказалось недолгим. Он "отрекся" от власти в пользу Великого Юя, пользовавшегося славой "укротителя наводнений".

Личность Юя в значительной степени обставлена мифами. По преданию, в период заселения китайцами Северо-Китайской равнины часто происходили наводнения, поэтому для борьбы с ними использовался массовый принудительный труд. Таким образом, Юй как бы привнес две новые черты, ставшие характерными для китайского общества. Принудительный труд и регулирование системы водоснабжения.ПЕРВЫЕ ДИНАСТИИДинастия Ся. Юй традиционно считается основателем первой китайской династии Ся. Период ее правления длился с 2205 до н.э. По 1557 до н.э., по другой хронологии - с 1989 до н.э. До 1756 до н.э. Центр государства Ся находился на юге современной провинции Шаньси. Возможно, в его состав входила центральная и северная части провинции Хэнань.

Однако не исключено, что его культурное влияние распространялось за эти пределы, захватывая всю восточную часть Северного Китая. Всей полнотой светской власти, по-видимому, пользовались лишь первые поколения правителей государства Ся, затем полномочия государя были ограничены рамками духовного наставничества. Вожди кланов и племен обеспечивали сохранение династического правления. Обладавшие светской властью при духовным владыке-правителе, они выступали в роли феодальных князей - охранителей трона, т.е. Выполняли те же функции, что и сегуны в Японии. Императоры династии Ся, по-видимому, были обязаны сохранением своего положения тому, что знали секрет составления календарей. Тысячу лет спустя календарь эпохи Ся поразил воображение Конфуция, и он рекомендовал вновь ввести его в обиход.

Упадок государства Ся обозначился в то время, когда духовные наставники-императоры начали все в большей мере пренебрегать своими духовными функциями, что отразилось на составлении календарей, в которых появились несоответствия. Один из феодальных владык, правитель области Шан, положил конец династии Ся и стал основателем новой династии.Династия Шан. В целом насчитывается 30 правителей династии Шан. Даты их правления в различных источниках не совпадают. По данным одного из них, начало правления династии Шан приходится на 18 в. До н.э. И завершается в 12 в. До н.э. Другой источник указывает соответственно на начало 16 в до н.э. И середину 11 в. До н.э. После того как Ли - правитель государства Шан - сверг династию Ся и принял имя Тан, на первый план выдвинулись новые социальные факторы.

Племена Шан, по всей вероятности, прибыли из Северо-Центрального Китая. Это были охотники, для них были характерны тотемизм и матриархальные отношения. В религии того периода главенствующую роль играл дух Земли. Земля ("Она") определенно соотносилась с женским началом, представлялась в виде кобылицы и занимала более почетное место по сравнению с Небом, обозначавшим мужское начало. Методы, которые использовал шанский правитель для решения политических проблем, отличались от методов династии Ся. Территория, подвластная Тану, охватывала значительную часть территории современного Китая. С центром в Хэнани, она включала в свой состав на западе по меньшей мере центральные и южные части Шаньси и Шэньси. На юге она охватывала территорию современной провинции Хубэй до самой р.Янцзы или даже южнее.

Наконец, на востоке она включала южную часть провинции Хэбэй, большую часть провинций Шаньдун и Аньхой и часть провинции Цзянсу. Управление столь обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям. Тан предоставил главам племен и местным феодальным владыкам неограниченные права в пределах владения каждого из них с условием, что они не станут выступать против центральной власти и через определенные промежутки времени будут являться ко двору с подарками, символизирующими преданность шанскому правителю. История династии Шан подтверждена целой серией археологических раскопок. В конце 19 в. Совершенно случайно, а затем в результате систематических раскопок были найдены гадальные кости.

Предсказания, которые давались на основе чтения рисунка трещин, образующихся на кости в результате ее нагрева на огне, были типичными уже для луншаньской культуры, однако в Шанский период эта практика применялась в весьма широких масштабах. Помимо лопаточных костей различных млекопитающих, для данных целей использовался панцирь черепахи. В Шанский период на кости сначала писали вопрос, а затем - содержание полученного предсказания (иногда надпись ограничивалась только предсказанием). Таким путем оказались сохраненными тысячи письменных документов, дающих интересное освещение жизни двора того периода.Династия Чжоу. Племена Чжоу, которые нанесли поражение Шанскому государству, к этому времени (не позднее, чем в последнее столетие Шанского правления) уже создали свою империю, располагавшуюся вдоль западных границ государства Шан.

В антропологическом плане племена Чжоу представляли собой западную разновидность прототюркского типа с возможной примесью прототибетских черт. Предки народов Чжоу оставили в наследство своим потомкам способ хозяйствования преимущественно скотоводческого типа. Однако за несколько поколений до захвата государства Шан они перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием в такой географической обстановке, которая в зачаточной форме предполагала проведение ирригационных работ.Китай во времена династии ЧжоуОбщество государства Чжоу. На завоеванной территории Чжоу создали социальную структуру, которую часто определяют как чжоуский феодализм. Постепенно экономика, присущая обществу полукочевого типа, основу которой составляли охота и подсечно-огневое земледелие, была вытеснена системой оседлого земледелия.

Строительство ирригационных сооружений вызывало необходимость в ужесточении контроля над районами, обслуживаемыми гидротехническими системами. Постепенный рост поселений сопровождался усложнением социальной и административной структуры и перегруппировкой социальных классов. Феодалы в пределах своих владений располагали сравнительно широкой свободой действий, тогда как чиновничество при императорском дворе находилось под более строгим контролем. Чтобы занять достойное положение при дворе, чиновник должен был обладать значительными административными способностями, знаниями в области стратегии и дипломатического искусства, а потому способных чиновников вскоре стало не хватать. С самого начала чиновничий класс в значительной степени определял весь внешний облик двора и пути решения политических проблем.

Ниже феодальных князей и крупных чиновников в иерархической структуре находился класс "рыцарей", состоявший из представителей утратившей свои позиции знати и потомков бывших правящих группировок. Однако в существующей в эпоху Чжоу структуре общества китайский рыцарь не мог позволить себе какой-либо самостоятельности или существовать за счет чужого богатства. Его уделом было оставаться на службе. Представители этой группы составляли основу контингента воинов боевых колесниц в армии и занимали чиновничьи посты среднего и низшего уровня. Занятие официального поста требовало знания традиций и классических трудов, поэтому со временем слово "рыцарь" стало означать "ученый". Именно из этого слоя чиновничества выходили книжники, составители хроник и философы.

В самом низу социальной лестницы находился "народ", т.е. Крестьяне. Помимо производства продуктов питания, крестьянство занималось подсобными промыслами. Изготовление пеньки и различного волокна для выделки ткани было обычным делом в каждой семье. Предметы сельскохозяйственного применения и домашнего обихода также изготавливались на селе и обменивались на другие товары на регулярно проводившихся ярмарках. Изготовление предметов роскоши и торговля ими процветали и в дочжоуские времена, однако немногие уцелевшие образцы периода Чжоу демонстрируют очень высокий уровень ремесленного искусства и изысканность вкуса.Упадок могущества Чжоу. Степные народы, часть из которых, возможно, имела то же происхождение, что и население Чжоу, постоянно совершали внезапные набеги на северо-западные районы страны.

Поэтому меры по укреплению обороны, как и военные экспедиции и кампании, ложились на плечи населения императорских владений более тяжелым бременем, чем на жителей других владений и поместий. Более тяжелая нагрузка на императорскую вотчину наряду с ослаблением уз личной преданности неизбежно снизили прочность позиций императора в его отношениях с феодальными князьями. В поздний период правления династии Чжоу в документальных материалах все более частыми становятся упоминания о случаях отказа от выплаты дани. В период правления императора Юя (781-771 до н.э.) была предпринята попытка восстановить былое императорское величие строительством крупных ирригационных сооружений. Однако привлечение большого количества на принудительные работы привело к ослаблению сил защитников пограничных рубежей.

В результате западные варвары совершили набег на столицу (в долине р.Вэйхэ недалеко от г.Сиань) и убили императора. Империя Чжоу уже не могла оправиться от этого удара. Столицу страны пришлось перенести на восток, в Лоян, на территорию нынешней провинции Хэнань. (Поэтому более ранний период истории правящей династии Чжоу традиционно называется Западным Чжоу, а более поздний период - Восточным Чжоу.) В 771 до н.э. Фактическое правление династии Чжоу завершилось, хотя формально она и продолжала существовать до 256 до н.э. Политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. После 771 до н.э. Феодальные князья договорились между собой о разделе страны на несколько государств при сохранении номинального правления династии Чжоу.

Со столицей, расположенной на востоке, и императорским наделом на западе этот главный экономический район Китая в течение многих лет не мог встать на ноги, а затем покорился государству Цинь, которое постепенно стало самым сильным среди многих государств, составлявших империю в позднейший период существования династии Чжоу. Зарождение товарно-денежных отношений привело к трансформации всей экономической системы. Началось становление класса свободных торговцев и ремесленников, защищать права которых зачастую брались сами правители. Конечно, уровень развития в различных районах Китая был неодинаков. В одних местах сохранялись традиционные порядки, в других выросла финансовая аристократия, вступившая в борьбу за власть и собственные интересы с феодалами.

Параллельно с изменениями в экономике происходили и перемены в административной структуре. Феодальная система наделения властью постепенно заменялась более строгой системой административных назначений. Различные государства-княжества подразделялись теперь не на вотчинные владения, а на административные единицы различной величины. Эти административные единицы напрямую подчинялись центральному правительству, и все должности там чаще всего заполняли официально назначенные чиновники, а не вассалы. Видимость национального единства в этот период поддерживалась съездами феодальных князей, на которых, по крайней мере в начальный период, по-прежнему председательствовал император династии Чжоу. На этих съездах обсуждались проблемы общенационального значения и принимались решения об организации карательных экспедиций.

Самый влиятельный из феодальных князей занимал положение "главного князя", что признавалось и императором, и прочими князьями. Однако войны между княжествами стали вспыхивать все чаще, в результате чего малые княжества поглощались более крупными. В свою очередь, последние путем дипломатии или войн не давали друг другу жить спокойно. Государства, которые изначально не входили в состав китайской империи, например государство Цинь на западе (бывшая территория Западного Чжоу) и государства Чу и У в центральной части долины р.Янцзы, постепенно превратились в мощные агрессивные державы. Из литературных памятников Западного Чжоу сохранилось три труда, позднее включенных в число конфуцианских канонов. Хотя они и могли "пострадать" от рук последующих издателей, в них все равно ощущается дух и традиции раннего периода эпохи Чжоу.

Первым из них является Ицзин (Книга перемен) - сборник предсказаний и наставлений, основанный на приверженности концепции, в соответствии с которой судьбы человека и общества определяются не капризами богов или велениями слепой судьбы, а системой, в которой вселенная и закономерности происходящих перемен составляют единое целое, взаимосвязанное во всех своих проявлениях. Вторым трудом является Шуцзин (Книга истории), часть которого по времени составления относится ко временам раннего Чжоу. Она включает речи императоров и других политических деятелей в определенные исторические моменты. Третьим трудом является Шицзин (Книга поэзии, или Книга песен) - сборник гимнов, стихов и песен духовного и светского характера.

В сборник включены оды и баллады, прославляющие великих героев, лирические произведения и песни. Последние столетия эпохи правления династии Чжоу были самым плодотворным периодом развития китайской философии. Уже в 7 в. До н.э. На одном из конгрессов правителей феодальных княжеств было решено гарантировать ученым высокое социальное положение. Куда бы ученые ни приходили, они повсюду могли рассчитывать если не на политический пост, то как минимум на обеспеченную жизнь. Во взаимной борьбе научных течений эти ученые-администраторы стремились приспособить традиции к складывающейся новой политической и социальной обстановке либо пытались доказать неизбежное исчезновение той или иной традиции. Вместе с тем даже самые традиционные из этих течений отказались от веры в сверхъестественные силы и приверженности принципу феодальной зависимости, которые были характерны для предшествующего периода.

Даосизм как философское учение, наиболее строго придерживающееся изложенных в Книге перемен традиций, основывался на концепции существования в природе вечного и неизменного начала. Концепция "дао" оказалась настолько сильной и влиятельной, что ее стали заимствовать и другие философские школы. Особенно интересной представляется школа т.н. Легистов (законников), в учении которых принцип действия естественных законов был превращен в рациональный закон, из которого логически выводились правила руководства государством. Другая школа, основанная Мо-ди (Моцзы, ок. 480-390 до н.э.), проповедовала идею всеобщей любви и взаимной помощи как основополагающий принцип поддержания порядка в человеческом обществе. Как утверждал Мо-ди, только таким путем можно внести в мир людей согласие и спокойствие, и когда эта цель будет достигнута, император (владыка мира) сможет привести в должное соответствие интересы людей с интересами Неба.

Системой, в которой традиции и дух перемен слились в единое целое, стало конфуцианство. Конфуций (прим. 551-479 до н.э.) как-то сказал о себе самом, что он отнюдь не создатель, а лишь хранитель традиций. Однако это заявление главным образом справедливо в том смысле, что он проявил исключительные способности в сохранении лишь тех элементов традиций, которые можно было приспособить к реальным историческим переменам. В эпоху позднего Чжоу конфуцианство еще не занимало доминирующего положения в обществе. Прошло несколько столетий, прежде чем оно стало главенствующей идеологией, а со временем и официальной религией императорского Китая. А пока все большее влияние приобретали те из князей, которые придерживались теории легистов и строили свою политику на основе идей, гарантирующих непосредственный успех.

В соперничестве за преобладающие позиции далеко вперед вырвалось самое западное княжество - Цинь. В 256 до н.э. С императорским двором династии Чжоу было покончено, а в последующие три десятилетия пришли в упадок и прекратили свое существование все другие княжества. Борьба за власть завершилась в 221 до н.э., когда правитель княжества Цинь объявил себя Первым императором (Шихуанди) всего Китая.ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ. ПЕРВАЯ ФАЗАНаследство, оставленное Китаю династией Чжоу, оказало решающее влияние на его будущее. Территория, ранее заселенная туземными племенами, принадлежавшими к самым разным этническим группам, при династии Чжоу стала китайской. Главные речные системы, соединенные между собой каналами, обеспечивали орошение основных районов страны.

Общество приобрело определенную разветвленную структуру, в которой ученый пользовался высочайшим авторитетом, а чиновник - величайшими полномочиями. Весь мир рассматривался как единое целое с Китаем как "центром Поднебесной", у которого в идеале должно быть единое руководство и один монарх. Наконец, в наследство от эпохи Чжоу остались художественные и научные достижения. Объединение страны под эгидой династии Цинь (221-206 до н.э.). Захват всего Китая правителем царства Цинь означал политическое объединение страны. Однако наиболее значимой из всего комплекса мер по объединению было официальное уничтожение тех остатков феодальной системы, которые все еще сказывались в экономике и социально-политической структуре государства.

В число других мер входили унификация транспортной системы, в которой имперские дороги соединяли провинции со столицей Саньян, расположенной вблизи северо-западной границы в долине реки Вэйхэ. Была унифицирована денежная система и в целом вся экономика, в тот период преимущественно опиравшаяся на производство сельскохозяйственной продукции. Были введены ограничения на свободу торговли, приведены в действие единая система обороны страны и централизованное командование армией. Огромные по протяженности участки защитных стен, сооружение части которых производилось еще до эпохи Цинь, были соединены и продолжены, образовав Великую Китайскую стену. В числе мероприятий, осуществленных при Цинь Шихуанди, была и унификация китайского письма, судебной и идеологической систем.

Последняя утверждала господство легизма, который превратил династию Цинь в великую и могучую систему правления. Труды других философских школ, включая многие выдающиеся классические произведения искусства и исторических наук, были сожжены. Многие ученые за свою приверженность идеям, объявленным еретическими, поплатились жизнью. Несмотря на все эти меры, династия Цинь смогла удержаться у власти немногим более десяти лет. Сразу же после смерти первого императора, последовавшей в 210 до н.э., по всей стране вспыхнули восстания, ввергнувшие Китай в полосу ожесточенных и расточительных внутренних войн. Из них родилась новая форма императорского правления.Китай во времена династии ЦиньДинастия Хань (206 до н.э.

- 220 н.э.).Ранняя Хань. В административном плане империя Хань напоминала империю Цинь. Существовало два типа регионов. Одни находились в прямом подчинении государственных административных органов, подразделялись на префектуры и управлялись назначенными центральной властью чиновниками. Другие представляли собой мелкие феодальные княжества, правители которых избирались из состава членов императорской семьи или из среды тех, кто помог императору династии Хань в его борьбе за трон. Этот частичный возврат к прошлому стал причиной серьезной политической нестабильности. Восстания в отдельных княжествах чуть не привели к краху династии через два поколения после ее прихода к власти. После консолидации ханьская администрация стала представлять собой впечатляющий образец власти.

Самого императора, возглавлявшего всю пирамиду власти, ханьские историки часто именовали "государством". Все руководящие указания объявлялись исходящими от императора. Он являлся единственным законодателем и верховным судьей. Более того, он считался верховным жрецом при проведении религиозных церемоний, затрагивающих империю в целом или вопросы престолонаследия. При императоре существовали два руководящих органа, состоявшие из высших чиновников (императорский кабинет). В первый входили т.н. "три герцога". Имперский канцлер, имперский секретарь или вице-канцлер, а также верховный военачальник. Канцелярии этих трех высших должностных лиц являлись главными соответственно в трех областях управления. Гражданской, надзорной и военной.

Второй руководящий орган состоял из девяти министров с четко выраженными исполнительными функциями..

Значения в других словарях
Киста

Аномальная полость, заполненная жидкостью или полужидким веществом и отделенная от окружающих тканей оболочкой или капсулой. Кисты могут образовываться в любой части тела, чаще всего - в коже и яичниках. Кисты бывают врожденными (например, дермоидные), но большинство из них возникает на протяжении жизни. Их содержимое образуется двумя путями. Либо при закупорке выводного протока желез и скоплении секрета, либо при образовании жидкостью ранее не существовавшей полости. Кисты следует удалять по сл..

Китай

Страна в Азии, официальное название - Китайская Народная Республика.. ..

Китай. Население

На конец 1996 население Китая составляло 1 млрд. 223 млн. 890 тыс. Человек (исключая Тайвань, Сянган и Аомынь). В среднем оно возрастает примерно на 1,3% в год.Сведения о населении. Хотя в Китае имеются многочисленные данные о населении, его точная численность, темпы роста и структура всегда оставались загадкой не только для зарубежных специалистов, но и для самих китайцев. Приблизительно в начале нашей эры на территории, принадлежавшей в то время Китаю, проживало около 60 млн. Человек. На протя..

Китай. Общество

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВОКлассовая структура. Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная чрезвычайной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванные гарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти. Перв..

Дополнительный поиск Китай. История Китай. История

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Китай. История" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Китай. История, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 14 символа