Китайская Философия. Свободная Школа

83

Свободная школа представляет собой философское направление, представленное либо эклектичными произведениями отдельных авторов, либо сборниками, составленными из текстов представителей различных идейных направлений, либо энциклопедическими трактатами, предназначенными быть компендиумами всех современных им знаний. Определяя общие ориентиры этой школы, каноновед 6-7 вв. Янь Шигу отметил соединение в ней учений конфуцианства и моизма, "школы имен" и легизма. Однако общепризнана и особая роль даосизма, благодаря чему "свободную школу" иногда квалифицируют как "поздний" или "новый даосизм" (синь дао цзя). Классическими образцами творений "свободной школы" стали энциклопедические трактаты 3-2 вв. До н.э. Люй-ши чунь цю (Весны и осени господина Люй [[Бувэя]]) и Хуайнань-цзы ([[Трактат]] Учителя из Хуайнани).

Согласно преданию, содержательная полнота первого из них по завершении работы над текстом в 241 до н.э. Гарантировалась премией в тысячу золотых монет каждому, кто способен прибавить к нему или убавить его хоть на одно слово. Установке на подобную всеобъемлемость следовали и авторы Хуайнань-цзы, во многом опиравшиеся на обширнейшее (более двухсот тысяч слов) содержание Люй-ши чунь цю. Предтечей обоих произведений был аналогичный по идейно-тематическому разнообразию и величине (ок. 130 тыс. Слов) текст 4 в. До н.э. Гуань-цзы ([[Трактат]] Учителя Гуань [[Чжуна]]), в котором представлен самый широкий спектр знаний. Философских, социально-политических, экономических, исторических, естественнонаучных и других, почерпнутых из учений различных школ.

Впоследствии входящий в название "свободной школы" иероглиф "цза" ("смешанное, разнородное, сборное, пестрое") начал обозначать библиографическую рубрику "Разное" наряду с классическими рубриками. "Каноны" (цзин), "История" (ши), "Философы" (цзы), а в современном языке стал формантом термина "журнал, альманах" (цза-чжи)..

Значения в других словарях
Китайская Философия. Легизм

Легизм, или "школа закона", представляет собой сформировавшееся в 4-3 вв. До н.э. Теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н.э.). Легистское учение выражено в аутентичных трактатах 4-3 вв. До н.э. Гуань-цзы ([[Трактат]] Учителя Гуань [[Чжуна]]), Шан цзюнь шу (Книга правителя [[области]] Шан [[Гунсунь Яна]]), Шэнь-цзы (..

Китайская Философия. Моизм

Моизм явился одной из первых теоретических реакций на конфуцианство в древнекитайской философии. Создатель и единственный крупный представитель школы, названной его именем, - Мо Ди, или Мо-цзы (490-468 - 403-376 до н.э.), согласно Хуайнань-цзы, первоначально был сторонником конфуцианства, а затем выступил с его резкой критикой. От других философских течений древнего Китая моизм отличают две специфические особенности. Теологизированность и организационная оформленность, что вместе с повышенным ин..

Китайская Философия. Школа Вертикальных И Горизонтальных

Школа вертикальных и горизонтальных [[политических союзов]], существовавшая в 5-3 вв. До н.э., включала теоретиков и практиков дипломатии, подвизавшихся в качестве советников у правителей боровшихся между собой царств. Наибольшую известность на этом поприще снискали себе в 4 в до н.э. Су Цинь и Чжан И, чьи биографии в качестве глав 69 и 70 вошли в состав Ши цзи. Первый из них стремился обосновать и создать коалицию государств, расположенных по "вертикали" (цзун) юг - север, чтобы противостоять у..

Китайская Философия. Школа Имен

Школа имен и связанная с ней более общая традиция бянь ("эристика", "диалектика", "софистика") в 5-3 вв. До н.э. Аккумулировала в учениях своих представителей протологическую и "семиотическую" проблематику, частично затрагивавшуюся в даосской теории знакового релятивизма и словесной невыразимости истины, в конфуцианской концепции "выправления имен" (чжэн мин) соответственно порядку вещей, в моистской, ориентированной на науку систематике терминологических дефиниций и в связанных с судебной практ..

Дополнительный поиск Китайская Философия. Свободная Школа Китайская Философия. Свободная Школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Китайская Философия. Свободная Школа" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Китайская Философия. Свободная Школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 36 символа