Китайская Философия. Школа Темного И Светлого

140

Школа темного и светлого [[мирообразующих начал]] специализировалась в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической(см. Сян Шу Чжи Сюэ)проблематике. Вошедшая в ее название пара основополагающих категорий китайской философии "инь ян" выражает идею универсальной дуальности мира и конкретизируется в неограниченном ряду бинарных оппозиций. Темное - светлое, пассивное - активное, мягкое - твердое, внутреннее - внешнее, нижнее - верхнее, женское - мужское, земное - небесное и т.д. Время возникновения и состав представителей этой школы, первоначально астрономов-астрологов и уроженцев северо-восточных приморских царств Ци и Янь, точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в Ши цзи, Чжоу и, Люй-ши чунь цю и некоторых других памятниках.

Центральные концепции "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" - универсального дуализма сил инь ян и цикличности взаимодействий "пяти элементов", или фаз (у син1) - дерево, огонь, почва, металл, вода - легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиционной духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до середины I тысячелетия до н.э. Концепции инь ян и "пяти элементов", выражающие различные классификационные схемы - двоичную и пятеричную, развивались в раздельных оккультных традициях - "небесной" (астрономо-астрологической) и "земной" (мантико-хозяйственной). Первая традиция прежде всего была отражена в Чжоу и, имплицитно - в канонической части И цзин и эксплицитно в комментариях И чжуань, называющихся также Десятью крыльями (Ши и).

Наиболее древним и авторитетным воплощением второй традиции является текст Хун фань, которому иногда отказывают в стандартной датировке 8 в. До н.э. И относят к творчеству представителей "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" и конкретно Цзоу Яня (4-3 в. До н.э.). Специфику обеих традиций и отражающих их памятников составляет их опора на "символы и числа" (сян шу), т.е. Универсальные пространственно-числовые модели мироописания. Во второй половине I тысячелетия до н.э., обретя философский статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единственного известного ныне крупного представителя "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" - Цзоу Яня, хотя в сохранившихся общепризнанных свидетельствах о его взглядах нет явных следов концепции инь ян.

Цзоу Янь распространил концепцию "пяти элементов" на исторический процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве "пяти благодатей" (у дэ, см. ДЭ ), что сильно повлияло на официальную историографию и в целом идеологию новых централизованных империй Цинь и Хань (3 в. До н.э. - 3 в. Н.э.). Среди древнекитайских мыслителей общепринятым было нумерологическое представление о разделенности Поднебесной на 9 областей (цзю чжоу) в форме девятиклеточного квадрата, использовавшегося с древнейших времен в качестве универсальной мироописательной структуры. Мэн-цзы в связи с разработкой утопико-нумерологической концепции "колодезных полей" (цзин тянь), или "колодезных земель" (цзин ди), в основе которой лежал образ участка земли (поля) в виде девятиклеточного квадрата со стороной в 1 ли (более 500 м), уточнил размеры территории китайских ("срединных") государств (Чжун го).

По его данным она "состоит из 9 квадратов, сторона каждого из которых равна 1000 ли" (Мэн-цзы, I А, 7). Цзоу Янь же эту девятиклеточную территорию (Чжун го) объявил девятой частью одного из девяти мировых материков и соответственно -й всей Поднебесной. При подставке в его схему числовых данных Мэн-цзы получается квадрат со стороной в 27 000 ли. Эта нумерологическая троично-десятичная величина(33ґ103) трансформировалась в формулу размеров Земли "в пределах четырех морей. С востока на запад - 28 000 ли, с юга на север - 26 000 ли", содержащуюся в энциклопедических трактатах 3-2 вв. До н.э. Люй-ши чунь цю (XIII, 1) и Хуайнань-цзы (гл. 4). Данная формула уже выглядит не умозрительной нумерологической конструкцией, а отражением реальных размеров Земного шара, так как, во-первых, соответствует действительной сплюснутости Земли в полюсах, во-вторых, содержит числа, поразительно близкие к величинам земных осей с востока на запад и с юга на север.

Тут усредненная погрешность чуть превышает 1%. В западном мире о том, что "ширина" Земли больше ее "высоты" заявил уже в 6 в. До н.э. Анаксимандр, а близкие к истинным размеры Земли вычислил Эратосфен (около 276-194 до н.э.). Возможно здесь имел место информационный обмен между Западом и Востоком, поскольку Цзоу Янь был уроженцем царства Ци, развивавшего морскую торговлю и соответственно иноземные связи, а его схема носит экуменический характер, в целом нетипичный для Китая и особенно того времени. Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и "пяти элементов" представлены в философии Дун Чжуншу (2 в. До н.э.), который интегрировал идеи "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" в конфуцианство, развив и систематизировав таким образом его онтолого-космологический и методологический базис.

В дальнейшем натурфилософский компонент "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" нашел продолжение в конфуцианской традиции канонов в "новых письменах" (цзинь вэнь) и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный - в связанной с даосизмом практической деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей..

Значения в других словарях
Китайская Философия. Школа Вертикальных И Горизонтальных

Школа вертикальных и горизонтальных [[политических союзов]], существовавшая в 5-3 вв. До н.э., включала теоретиков и практиков дипломатии, подвизавшихся в качестве советников у правителей боровшихся между собой царств. Наибольшую известность на этом поприще снискали себе в 4 в до н.э. Су Цинь и Чжан И, чьи биографии в качестве глав 69 и 70 вошли в состав Ши цзи. Первый из них стремился обосновать и создать коалицию государств, расположенных по "вертикали" (цзун) юг - север, чтобы противостоять у..

Китайская Философия. Школа Имен

Школа имен и связанная с ней более общая традиция бянь ("эристика", "диалектика", "софистика") в 5-3 вв. До н.э. Аккумулировала в учениях своих представителей протологическую и "семиотическую" проблематику, частично затрагивавшуюся в даосской теории знакового релятивизма и словесной невыразимости истины, в конфуцианской концепции "выправления имен" (чжэн мин) соответственно порядку вещей, в моистской, ориентированной на науку систематике терминологических дефиниций и в связанных с судебной практ..

Китинг Поль Джон

(Keating, Paul John) (р. 1944), член парламента и премьер-министр Австралии. Родился 18 января 1944 в Сиднее, учился в католической школе. Вступил в лейбористскую партию Австралии, работал клерком, а затем устроился в профсоюз, представлявший интересы государственных служащих. Стал представителем профсоюза, ответственным за подачу исков в трибуналы по заработной плате, а в свободное от работы время играл на гитаре в рок-группе. В 1969 25-летний Китинг стал членом парламента от Блексленда, городк..

Китон Бестер

(Keaton, Buster. Наст. Имя - Джозеф Фрэнсис Китон)БАСТЕР КИТОН в фильме Профессор (1932).(1895-1966), американский актер, наиболее одаренный и влиятельный комик немого кино после Чарли Чаплина. Родился 4 октября 1895 в Пикуа (шт. Канзас), в семье преуспевающих эстрадных артистов. Прозвище Бастер (амер. Buster - удалец) было дано Китону знаменитым Г.Гудини после того, как шестимесячный Джозеф скатился с лестницы, не получив при этом и царапины. Позже, в возрасте трех лет, Китон был выхвачен смерч..

Дополнительный поиск Китайская Философия. Школа Темного И Светлого Китайская Философия. Школа Темного И Светлого

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Китайская Философия. Школа Темного И Светлого" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Китайская Философия. Школа Темного И Светлого, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 45 символа