Лессинг Готхольд Эфраим

89

(Lessing, Gotthold Ephraim)ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ ЛЕССИНГ. Портрет работы Г.Мая (1768).(1729-1781), критик и драматург. В Германии 18 в. Вместе с И.В.Гете и Ф.Шиллером стал творцом золотого века немецкой литературы. Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий. Принимал активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (1697-1760), которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение - комедию Молодой ученый (Der junge Gelehrte, 1748). Ортодокс Лессинг-старший вызвал сына домой и разрешил вернуться в Лейпциг только ценой отказа от театра.

Единственной уступкой, на которую согласился отец, было позволение перейти на медицинский факультет. Вскоре по возвращении Лессинга в Лейпциг труппа Нейбер распалась, оставив Лессинга с подписанными им неоплаченными векселями. Уплатив долги из своей стипендии, он уехал из Лейпцига. Следующие три года Лессинг провел в Берлине, стараясь заработать на жизнь пером. С финансовой точки зрения он не преуспел, зато необычайно вырос как критик и литератор. Вместе с Кр.Милиусом, лейпцигским родственником и другом, Лессинг некоторое время издавал ежеквартальный журнал по проблемам театра (1750), писал критические статьи для "Фоссише цайтунг" ("Vossische Zeitung". В то время - "Berliner Privilegierte Zeitung"), переводил пьесы и создал ряд оригинальных драматических произведений.

В конце 1751 он поступил в Виттенбергский университет, где через год получил степень магистра. Затем вернулся в Берлин и следующие три года упорно трудился, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя. Беспристрастность и убедительность его критических суждений снискали ему уважение читателей. Опубликованные в шести томах Сочинения (Schriften, 1753-1755) включали, помимо выходивших ранее анонимно эпиграмм и анакреонтических стихов, ряд научных, критических и драматических произведений. Особое место занимают Защиты (Rettungen), написанные с целью восстановить справедливость в отношении некоторых исторических лиц, в частности принадлежавших эпохе Реформации.

Помимо ранних драм, Лессинг включил в книгу новую драму в прозе - Мисс Сара Сампсон (Miss Sara Sampson, 1755), первую в немецкой литературе "мещанскую" драму. Созданная прежде всего по образцу Лондонского купца Дж.Лилло (1731), эта донельзя сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, только подражая более естественному английскому театру, немцы смогут создать подлинно национальную драму. Мисс Сара Сампсон оказала глубокое воздействие на последующую немецкую драматургию, хотя сама по себе устарела уже через два десятка лет. В 1758 вместе с философом М.Мендельсоном и книготорговцем К.Ф.Николаи Лессинг основал литературный журнал "Письма о новейшей литературе" ("Briefe, die neueste Literatur betreffend", 1759-1765), и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго, его критические оценки взбудоражили застойную литературную атмосферу того времени.

Он яростно обрушивался на французских псевдоклассицистов и немецких теоретиков, особенно на И.К.Готшеда (1700-1766), который ориентировал немецкий театр на французскую драму. В 1760 Лессинг переехал в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и стал секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина. Секретарские обязанности оставляли ему достаточно времени - здесь он в основном собрал материал для Лаокоона (Laokoon), изучал Спинозу и историю раннего христианства, а также начал работу над лучшей своей комедией Минна фон Барнхельм (Minna von Barnhelm, 1767), используя накопленные в Бреславле впечатления для обрисовки характеров и событий, давших яркий конфликт любви и чести в эпоху Семилетней войны.

В 1765 Лессинг возвратился в Берлин и в следующем году опубликовал знаменитый трактат об эстетических принципах Лаокоон, наряду с Историей античного искусства И.И.Винкельмана (1764) явившийся высшим достижением литературно-эстетической мысли 18 в. Этой работой Лессинг проложил путь к изощренной эстетике последующих поколений, определив границы между визуальными искусствами (живопись) и аудиоискусствами (поэзия). В 1767 Лессинг занял пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге. Это предприятие вскоре обнаружило свою несостоятельность и осталось в памяти лишь благодаря лессинговской Гамбургской драматургии (Hamburgische Dramaturgie, 1767-1769).

Задуманная как постоянный обзор театральных постановок, Гамбургская драматургия вылилась в анализ драматургической теории и псевдоклассицистской драмы Корнеля и Вольтера. Аристотелева теория драмы в Поэтике оставалась для Лессинга высшим авторитетом, однако его творческая интерпретация теории трагедии покончила с диктатом единства места, времени и действия, который французские толкователи Аристотеля сохранили как обязательную предпосылку "хорошей" драмы. После краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К.Боде, Лессинг занял пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг). За исключением девяти месяцев (1775-1776), когда он сопровождал принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, остаток жизни Лессинг провел в Вольфенбюттеле, где и умер в 1781.

Вскоре после переезда в Вольфенбюттель Лессинг опубликовал наиболее значительную из своих драм - Эмилию Галотти (Emilia Galotti, 1772). Действие драмы, в основе которой лежит римская легенда об Аппии и Виргинии, происходит при некоем итальянском дворе. Лессинг поставил перед собой задачу явить в современных обстоятельствах благородный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, столь характерным для буржуазной трагедии. Позднее он еще раз вернулся к сценическому творчеству, написав "драматическую поэму" Натан Мудрый (Nathan der Weise, 1779), самую популярную, хотя драматургически не самую совершенную из всех его пьес. Натан - призыв просвещенного либерала к религиозной терпимости, притча, показывающая, что не вера, а характер определяет личность человека.

Это первая значительная немецкая драма, написанная белым стихом, который впоследствии стал типичным для классической немецкой драмы. В 1780 Лессинг опубликовал эссе Воспитание рода человеческого (Die Erziehung des Menschengeschlechts), написанное еще в 1777. В ста пронумерованных параграфах этого эссе философ-просветитель видит в религиозной истории человечества поступательное движение к универсальному гуманизму, выходящему за пределы всех и всяческих догм.ЛИТЕРАТУРАЛессинг Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957 Фридлендер Г. Готхольд Эфраим Лессинг. Л. - М., 1958 Лессинг Г. Драмы. Басни в прозе. М., 1972 Лессинг Г. Избранное. М., 1980 Лессинг и современность. Сборник статей. М., 1981.

Значения в других словарях
Лесотозавр

Lesothosaurus Факты. ..

Лесс

Отложенная ветром пылеватая порода желтовато-бурого цвета. Типичный лесс не имеет выраженной слоистости и обладает свойством сохранять в карьерах почти вертикальные стенки. Он состоит из мелких (порядка 0,01 мм) угловатых зерен породообразующих минералов. Мощность лессовых отложений от десятков сантиметров до десятков метров. Наиболее мощные лессовые толщи находятся в Китае. В США лессы залегают преимущественно в центральных районах в области Великих равнин. Полагают, что в ледниковую эпоху силь..

Лессинг Дорис Мей

(Lessing, Doris) (р. 1919), английская писательница. Родилась 22 октября 1919 в Керманшахе (Иран) в семье английского чиновника. Выросла в Южной Родезии, в местах, описанных ею в романах Марта Квест (Martha Quest, 1952) и Настоящий брак (A Proper Marriage, 1954), первых двух томах пенталогии Отпрыски насилия (Children of Violence). В 1949, после двух неудачных браков и незадолго до выхода в свет своего первого романа Трава поет (The Grass is Singing, 1950), Лессинг обосновалась в Лондоне. Среди ..

Лесюер Эсташ

(Lesueur, Le Sueur, Eustache)(1617-1655), французский художник. Родился в Париже 18 ноября 1617. Учился у С.Вуэ, испытал влияние Никола Пуссена. В произведениях Лесюэра спокойная и мягкая трактовка религиозных сюжетов близка созерцательности мироощущения св. Франциска Сальского. Его творчество осталось незатронутым господствовавшим в это время стилем барокко. Художник никогда не был в Риме, но такие его произведения, как Иисус в доме Марфы и Марии или серия картин История Амура для отеля Ламбер ..

Дополнительный поиск Лессинг Готхольд Эфраим Лессинг Готхольд Эфраим

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лессинг Готхольд Эфраим" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лессинг Готхольд Эфраим, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 23 символа