Лопатин Лев Михайлович

85

(1855-1920), русский философ. Родился в Москве 1 июня 1855. В 1875 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После окончания университета был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. С 1885 - приват-доцент, а с 1892 - экстраординарный профессор университета. Защитил в 1886 магистерскую и в 1891 докторскую диссертации. С 1894 - соредактор журнала "Вопросы философии и психологии". С 1899 - председатель Московского психологического общества. Основной философский труд Лопатина - Положительные задачи философии, в который вошли его магистерская (Область умозрительных вопросов) и докторская (Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности) диссертации.

Среди наиболее серьезных работ Лопатина - Вопрос о свободе воли (1889), Критика эмпирических начал нравственности (1890), Научное мировоззрение и философия (1903), Настоящее и будущее философии (1910), Спиритуализм как монистическая система философии (1912). Умер Лопатин в Москве 21 марта 1920. Лопатин определял собственную систему как конкретный спиритуализм или персоналистическую метафизику. Он разделял вывод своего друга Вл.С.Соловьева о кризисном состоянии европейской философии второй половины 19 в. Лопатин видел причину в отказе современной философии от онтологизма и в превращении ее в "служанку" уже не богословия, а науки. Опыт отрицания метафизической традиции (прежде всего в позитивизме) оказался чреват утратой философским знанием подлинной самостоятельности и даже идентичности.

Лопатин по сути ставил и решал задачу "возрождения" метафизики, но с учетом реальных "догматических" иллюзий прежних метафизических систем. Метафизическое знание, в его трактовке, существует в двух вариантах. Ориентированном на рациональное обоснование неопытных истин (онтология разума) или основанном на вере в некоторые логически не доказанные принципы (онтология веры). Примером метафизики веры, по Лопатину, являются разнообразные материалистические системы. Материализм не выдерживает логической проверки, т.к. Сама идея материи противоречива и при наиболее последовательном развитии лишает действительность реального качественного многообразия жизненных форм, превращая мир в "бездушный механизм". Классическими типами онтологии разума Лопатин считал рационалистические системы Спинозы и Гегеля.

Признавая философское значение европейского рационализма, он, тем не менее, полагал, что и на этом пути невозможно достичь действительного понимания отношения идеального и реального, абсолютного и индивидуального, поскольку рационализм "подменяет" реальные отношения и связи - логическими. Лопатин вводит понятие "творческого ума", который только и способен понять природу сущего, действуя совместно с разумом "рефлексивным". Истинно же сущим должен быть признан дух, и сделать это доказательно в состоянии лишь спиритуалистическая философия. Последняя опирается на самое реальное для человеческой личности, на ее "трансцендентную основу", которой является дух человека, его сознающее "я". Решительно отвергая солипсизм, Лопатин считал возможным перейти от принципа "духовности" отдельного человека к признанию реальности "чужой одушевленности" и далее к "трансцендентному предположению" о духовности мира в целом ("дух и только он есть общая субстанция всякой реальности в любых формах").

Универсальная духовность бытия, по убеждению Лопатина, позволяет признать реальность человеческой свободы, а вместе с ней возможность подлинно нравственных и подлинно творческих действий. Спиритуалистическая онтология не допускает перенесения механических закономерностей в область духовных явлений, а ведь именно они составляют суть бытия. Поэтому у человека нет оснований отрекаться от убеждения в свободном характере своего нравственного выбора и творческих усилий. По поводу вопроса о реальном единстве сознания Лопатин полемизировал с Вл.С.Соловьевым. Последний считал необоснованным картезианский тезис о непосредственной данности индивидуальному сознанию соственной духовной субстанциональности. Лопатин встал на защиту позиции Декарта, убежденный, что именно рефлексия индивидуального "я" становится основой для понимания смысла человеческого и мирового бытия.ЛИТЕРАТУРАЛопатин Л.М.

Положительные задачи философии. М., 1886-1891 Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., 1911 Рубинштейн М.М. Очерк конкретного спиритуализма Л.М.Лопатина. - Логос, 1911-1912, кн. 2-3 Лопатин Л.М. Неотложные задачи современной мысли. М., 1917.

Значения в других словарях
Лондон

Столица Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и крупнейший город на Британских островах. Расположен на р.Темзе, в 64 км от ее устья. Лондон - один из крупных портов Британии и главный промышленный центр страны. Площадь города составляет 1560 кв. Км. Население почти 7 млн. Человек.. ..

Лонерган Бернард

(Lonergan, Bernard J.F.)(1904-1984), канадский католический теолог и философ. Родился в Бакингеме (провинция Квебек) 17 декабря 1904. В 18 лет вступил в Общество Иисуса. В 1926-1929 изучал философию в Хейтроп-колледже и романскую филологию, классическую филологию и математику в Лондонском университете. В 1930-1933 преподавал древние языки и естественные науки в Лойола-колледже в Монреале. Затем его направили в Папский Григорианский университет в Рим для изучения теологии (1933-1937), и в 1936 он..

Лопес Де Гомара Франсисико

(Lopez de Gomara, Francisco) (1510-1560), испанский историк, учился на священника в университете Алькала, отправился в путешествие по Италии в 1531, где познакомился со многими известными учеными той эпохи. Возможно, возвратился в Испанию только в 1540. Встретился с Эрнаном Кортесом, служил капелланом в доме последнего. Написал Общую историю Индии (Hispania victrix. Historia general de las Indias, 1552). В первой части, доведенной до 1552, автор обнаруживает блестящее владение пером. Вторая част..

Лопес Пумарехо Альфонсо

(Lopez Pumarejo, Alfonso) (1886-1959), колумбийский дипломат и президент. Родился 31 января 1886 в Онде. Начальное и среднее образование получил в частных школах, изучал политическую экономию, финансы и менеджмент в США и Лондоне. В 1910 вместе с друзьями основал газету "Эль либерал" ("El Liberal"), затем стал главным редактором и совладельцем газеты "Эль дьярио насьональ" ("El Diario Nacional"). В 1915 был избран в Национальную ассамблею депутатом Либеральной партии от департамента Толима. По з..

Дополнительный поиск Лопатин Лев Михайлович Лопатин Лев Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лопатин Лев Михайлович" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лопатин Лев Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 22 символа