Мане Эдуар

94

(Manet, Edouard)(1832-1883), французский художник и график. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. В 1850-1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815-1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. Мане постоянно ссорился со своим учителем. Он стремился передать "настоящий дневной свет" и "писать жизнь в разное время такой, какая она есть". Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). На этом полотне, представляющем очаровательный портрет парижского общества, изображены почти все члены семьи Мане, его друзья и знакомые, в том числе Ж.Оффенбах, Ш.Бодлер, Т.Готье.

В 1863 Мане создал свою первую крупную работу - Завтрак на траве (Париж, музей Д'Орсе), полотно, буквально наполненное светом. Картину критиковали за то, что художник построил композицию центральной группы на основе гравюры Маркантонио Раймонди, сделанной по рисунку Рафаэля, придав ей современный вид, а также за то, что он осмелился изобразить одетых мужчин рядом с совершенно обнаженной женщиной. В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д'Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, - сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков.

В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К.Моне. Вместе с К.Писсарро, А.Сислеем, Э.Дега, П.Сезанном и П.О.Ренуаром они создали группу, главой которой стал Мане. Под влиянием импрессионистов колорит Мане стал светлее, хотя он не принял их манеру наложения на холст мазков дополнительных цветов. На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д'Орсе) изображан юный пехотинец, играющий на флейте. Она могла служить подготовительной работой для полотна Расстрел императора Максимилиана Мексиканского. Существуют четыре версии последней композиции. В Музее изящных искусств Бостона. В Национальной галерее Лондона. В Национальной художественной галерее в Копенгагене (все - 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. Благодаря точному реализму и беспристрастности живописной трактовки это произведение превосходит все современные ему полотна на исторические темы.

Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д'Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане.ЭДУАР МАНЕ. БАР В ФОЛИ-БЕРЖЕР ЭДУАР МАНЕ. ФЛЕЙТИСТ В эти же годы художник впервые достиг общественного признания. Искусство Мане становится все более непосредственным, самодостаточным и простым, естественным и современным. Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли "плавучей студией" (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека), и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Другие крупные произведения этого периода - Нана (1876-1877, Гамбург, Кунстхалле). Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папаши Лятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств).

В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. С 1879 Мане часто писал портреты друзей и натюрморты. Последние по чистоте и художественной законченности принадлежат к лучшим творениям мастера. В последний период жизни Мане много работал в технике пастели. Последнее крупное произведение Мане - картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). В ней на фоне отблесков света и отражений в зеркале он изобразил молодую девушку за стойкой бара и, быть может, бессознательно создал образ обезличенности и пустоты городской жизни. Художник планировал написать серию полотен - аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два - Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание), и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882-1883, Нанси, Музей изящных искусств).

В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. Умер Мане в Париже 30 апреля 1883. В числе учеников мастера были его невестка Берта Моризо и Эва Гонсалес.ЛИТЕРАТУРАБарская А. Э.Мане. М., 1961 Прокофьева М.Н. Эдуард Мане [[Альбом]]. М., 1982, 1988 Чегодаев А.Д. Эдуард Мане. М., 1985 Перрюшо А. Жизнь Мане. М., 1988 Рей Р. Мане [[Альбом]]. М., 1995.

Значения в других словарях
Мандзони Алессандро

(Manzoni, Alessandro)АЛЕССАНДРО МАНДЗОНИ(1785-1873), итальянский писатель. Родился 7 марта 1785 в Милане. Правоверный католик, он придерживался либеральных убеждений. Его ранние стихотворения, в особенности религиозные гимны, входят во все итальянские антологии, а критические работы, особенно на лингвистические и религиозные темы, остаются в культурном обиходе, однако более всего он известен как автор исторического романа Обрученные (I Promessi Sposi). Менее удачны его трагедии в стихах Граф Кар..

Мандолина

НЕАПОЛИТАНСКАЯ МАНДОЛИНА.струнный щипковый музыкальный инструмент, особенно популярный в Италии. В своей обычной форме (неаполитанский вариант) она имеет чашеобразный корпус, гриф с ладами и четыре пары струн (каждая пара дает унисон), настроенных по квинтам, как струны скрипки. Звук извлекается бряцанием плектром по струнам вниз и вверх. Мандолина - один из потомков лютни, а значит имеет восточное происхождение. В европейской профессиональной музыке она появляется с 18 в. Самый известный пример..

Манилий Марк

(Marcus Manilius) (расцвет деятельности - начало 1 в. Н.э.), римский поэт, живший во времена Августа и Тиберия. Прославился незаконченной дидактической поэмой Астрономика в 5 песнях (4258 строк гекзаметра), посвященной астрономии и астрологии. В поэме описывается форма Земли и ее происхождение, четыре элемента, положение Земли во Вселенной, зодиак, созвездия Северного и Южного полушария и природа звезд. Что касается следствий из астрологии для нравственности, то Манилий говорит о власти богов, о..

Манихейство

Религия, возникшая в Вавилонии в середине 3 в., как одна из многочисленных сект, объединяемых под названием гностических(см. Гностицизм). С момента своего возникновения и на протяжении всего 4 в. Манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул Августин и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в христианство. Манихейство на протяж..

Дополнительный поиск Мане Эдуар Мане Эдуар

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мане Эдуар" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мане Эдуар, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа