Марокко. Экономика

114

Историю экономического развития Марокко можно разделить на ряд этапов. Начало первого относится к 1840-1875, когда Марокко открыло двери европейской торговле. Затем последовал период политики протекционизма и внутренних экономических реформ конца 19 в., предпринятых по инициативе Мулай Хасана I (1873-1894). Провал реформ и политика европейских держав в отношении Марокко ускорили долговой кризис (1904-1912), который привел страну к установлению над ней экономического попечительства в рамках французского протектората, а также к разделу территории Марокко между Францией и Испанией и установлению международного управления Танжером (1912-1956). После обретения независимости (1956-1965) Марокко унаследовало экономику протектората, в основе которой лежал экспорт первичного сырья, цитрусовых и фосфоритов.

Такая экономика не могла уберечь страну от валютного кризиса, частично вызванного резким повышением цен на мировом рынке сахара. Кризис побудил правительство установить более строгий контроль в сфере торговли и валютных операций и усилить государственный контроль над принадлежавшими французам сельскохозяйственными землями и экспортом овощей и фруктов с этих земель (1965-1973). В 1973-1978 Хасан II усилил внимание к проблемам индустриализации страны и развитию как государственных, так и частных предприятий, предназначенных для производства ранее импортируемых товаров. После двадцати лет кредитного контроля, лицензирования торговых операций и попыток развивать государственную экономику правительство было вынуждено сократить масштабы развития государственного промышленного и агропромышленного сектора и взять на вооружение экономические методы, способные стабилизировать макроэкономический дефицит.

На протяжении 1979-1985, пользуясь благожелательным отношением со стороны Международного валютного фонда и Мирового банка, Марокко предприняло первые шаги по уменьшению внешней задолженности. После 1986 королевство осуществило либерализацию экономики, приватизировало государственную промышленность и создало в Касабланке фондовый рынок.Колонизация и французский протекторат (1912-1956). Несмотря на то, что французское колониальное присутствие было относительно недолгим (44 года), оно способствовало развитию широкомасштабного товарного сельского хозяйства, сельскохозяйственного орошения, усилению экономической значимости Касабланки, крупномасштабному развитию добычи фосфоритов и преобладанию связей с Францией во внешнеторговом балансе.

Сельскохозяйственная продукция - главным образом фрукты и овощи, а также фосфориты и фосфорная кислота - составляли важную часть марокканского экспорта в 1930-х годах и остаются ключевыми его статьями сегодня. Французский промышленный капитал во главе с Парижским и Нидерландским банком (Париба) и группой Шнейдер пользовался львиной долей экономических возможностей в Марокко.Независимость и экспорт сырья (1956-1965). После 1961 Марокко вступило в период реализации финансируемых государством проектов развития и сравнительно сильного контроля государства над предпринимательством. При султане Мухаммеде V марокканцы начали брать экономику под свой контроль. Ключевые отрасли - железнодорожный транспорт, импорт чая и сахара - были национализированы вскоре после достижения независимости (монополия на чай и сахар была приватизирована в 1994).

Марокко ввело в действий свой первый пятилетний план 1960-1964 с целью реорганизации сельского хозяйства и промышленности для удовлетворения социальных нужд и деколонизации экономики. План потерпел неудачу, и последовавшие инициативы правительства касались развития орошаемого земледелия и сферы торговли. В сфере импорта правительство разработало меры по уменьшению зависимости от ввоза сахара, которые предусматривали субсидирование местного производства сахарной свеклы и тростника на орошаемых площадях. Одновременно государство установило контроль над импортом чая и сахара. В сфере экспорта правительство повергло критике европейский агробизнес и вывоз за границы валютных средств, получаемых от экспорта марокканских овощей и фруктов.

Было принято решение создать собственную маркетинговую компанию, которая должна была устанавливать параметры цен как для производителя сельскохозяйственной продукции, так и для посредников. Эта политика сопровождалась массовой передачей сельскохозяйственных земель от французов к частным марокканским производителям. Установление контроля государства над экономикой и частным сектором стали главными тенденциями в 1973-1978. После двух неудавшихся попыток государственного переворота в 1973 король и его экономические советники разработали план государственных инвестиций в экономику. Реализации плана способствовал резкий рост поступлений от продажи фосфоритов на мировых рынках. В области сельского хозяйства правительство Марокко ускорило реализацию программы по строительству в сельской местности дамб и созданию ирригационных систем.

В области промышленного производства предусматривалась реализация Закона о "марокканизации" от 1973, в соответствии с которым всем иностранным предприятиям было предложено передать 51% акций марокканцам. Финансовое обеспечение плана по государственным инвестициям в экономику столкнулось с двумя препятствиями. Все усиливавшейся вовлеченностью Марокко в конфликт в Западной Сахаре и резким падением на мировых рынках в 1975-1976 цен на сырье, включая фосфориты, на фоне роста импортной стоимости пшеницы и нефти. В результате "марокканизации" и политики вмешательства государства в управление экономикой создалась ситуация, когда большая часть собственности оказалась в руках небольшой группы государственных, частных и смешанных холдинговых компаний, включая "Омнимум Норд-Африкен", в которой сконцентрировались финансовые интересы финансовой корпорации ПАРИБА и членов королевской семьи, в частности брата короля Мулай Абдаллаха.

В 1978-1979 королевство Марокко стало сворачивать свою инвестиционную программу. Оккупация бывшей Испанской Сахары обходилась стране в один миллион долларов в день, а военные расходы текущего бюджета достигли уровня 40%. Требовались дополнительные ассигнования для создания и развития инфраструктуры и предоставления субсидий сотням тысяч недавних переселенцев. Жесточайшая засуха вкупе с высокими ценами на мировом рынке пшеницы резко увеличили стоимость импорта этой культуры. Увеличивался внешний долг страны, а цены на ввозимые товары продолжали расти. Экономические советники короля Хасана II совместно с экспертами Международного валютного фонда (МВФ) занялись поисками стабилизационных мер. В 1979 МВФ совместно с Марокко разрабатывали программу налоговых реформ и улучшения системы управления в государственном секторе экономики.

Однако все эти шаги не принесли желаемого результата, и страна приближалась к банкротству. В 1981 были урезаны субсидии на основные продукты питания. Такое решение властей вызвало недовольство в стране и побудило три профсоюза провести в Касабланке забастовку, которая в свою очередь привела к массовым протестам и многочисленным столкновениям с силами безопасности. Несмотря на все попытки правительства ввести новые меры по жесткой экономии и девальвации марокканской денежной единицы, дирхама, Марокко не сумело избежать кризиса. На протяжении 1985 увеличивался курс американского доллара, возрастали военные расходы на проведение операций в Западной Сахаре. Правительство пошло на сокращение расходов на инвестиции и социальную сферу, а король Хасан II объявил о намерении еще шире открыть двери страны для иностранных инвестиций.Рыночная реформа.

Процесс либерализации и приватизации продолжается с 1986 по настоящее время. С 1986, после того как были возобновлены контакты с МВФ, правительство Марокко предприняло ряд реформ в русле рекомендуемой фондом структурной перестройки экономики. Предлагаемые меры включали сокращение как государственного, так и импортного потребления (девальвация, бюджетные ограничения), поощрение рыночных сил, частных инвестиций и увеличение объемов экспорта (либерализация торговли, ослабление кредитного и валютного контроля, приватизация государственных предприятий, дальнейшее сокращение социальных субсидий и т.п.). В 1986 правительство Марокко либерализовало экспорт плодоовощной продукции и ликвидировало государственную маркетинговую компанию.

В 1989 парламент одобрил пакет приватизационных законов, в соответствии с которым на продажу выставлялись принадлежащие государству акции 116 государственных предприятий. Государство отказывалось от своей доли в горнодобывающих, промышленных, туристических, сельскохозяйственных и финансовых предприятиях и учреждениях. С 1992 государство реализовало акций на сумму 1,5 млрд. Дирхамов. В 1989 началась реализация реформ в области финансов. В итоге этих мероприятий внушительная сумма внешней задолженности значительно сократилась и в 1995 составляла 15,2 млрд. Долл. Однако в 1990-е годы страна перешла от иностранных заимствований к внутренним, в результате общая сумма задолженности по отношению к ВВП составила 80%.

Большим подспорьем для Марокко служит внушительный поток денежных переводов от марокканцев, работающих за границей. В 1996-1997 общая сумма переводов почти покрыла дефицит торгового баланса товаров и услуг. В 1996 было зафиксировано положительное сальдо текущего счета в размере 35 млн. Долл., а в 1997 страна столкнулась с проблемой дефицита в размере 87 млн. Долл. Существенную роль сыграло и то обстоятельство, что в знак благодарности за участие Марокко в антииракской коалиции во время войны в Персидском заливе государства Персидского залива списали с королевства долги в размере 3,5 млрд. Долл. Доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП) с 1970-х по 1990-е годы увеличилась с 16,5% до 19%.

Объемы экспорта с 1980 по 1995 возросли с 2,42 до 6,68 млрд. Долл. Вместе с тем с 1991 по 1997 расходы на содержание правительственного аппарата увеличились по отношению к ВВП с 15,6% до 17,9%. Поскольку на протяжении 1990-х годов темпы экономического роста отставали от темпов прироста населения, реальный ВВП в пересчете на душу населения почти не изменялся (1043 долл. В 1991 и 919 долл. В 1997). Сельское хозяйство по-прежнему остается уязвимым перед засухой, которая поразила Марокко в 1995. За пятнадцать лет, прошедших с 1980, страна пережила пять засушливых сезонов. В начале 1990-х годов на долю Франции пришлись 30% общей суммы иностранных инвестиций (400 млн. Долл.). Близость Северной Африки к Европе и нехватка в европейских странах в 1960-1970-х годах рабочих рук привело к превращению королевства в главного экспортера дешевой рабочей силы преимущественно во Францию, Бельгию и Нидерланды.

В то же время в Марокко получил развитие туристический бизнес. В результате туризм превратился во второй по значимости источник поступления иностранной валюты (1 млрд. Долл.). Третьим по значимости источником государственных поступлений в 1991 стал экспорт фосфоритов и фосфорной кислоты (800 млн. Долл. США). Постепенно была расширена и модернизирована инфраструктура страны, включающая в себя порты, железные дороги, аэропорты, автомобильные дороги, систему орошения, гидроэлектростанции, гостиницы и систему коммуникаций. Позитивная в целом картина экономики Марокко нарушается начавшимся с 1950-х годов демографическим бумом и резкими перепадами уровня жизни населения в различных районах страны. Как в городах, так и в сельских районах сохраняется высокий уровень безработицы (17,5%).

Большая часть трудового населения Марокко занята в теневой экономике. По подсчетам, приблизительно 60% сделок осуществляются с нарушением законодательства. Северное побережье Средиземного моря, равно как и участок южного побережья на траверзе Канарских островов являются сферой влияния контрабандистов. Значительная по масштабам торговля гашишем из северных районов Рифа положила начало незаконному сельскохозяйственному экспорту, предназначенному преимущественно для стран Европы. В начале 1990-х годов марокканские наркоторговцы занялись также переброской в Европу кокаина и других сильнодействующих наркотиков, поступающих из стран Центральной и Южной Америки. В 1995-1996 король Хасан II предпринял ряд мер по ликвидации незаконной контрабандной торговли.

Одновременно правительство объявило о начале кампании по борьбе с наркоторговлей. Запасы полезных ископаемых и энергоресурсы. Доля горнодобывающей промышленности в ВВП составляет ок. 3%. Марокко является ведущим производителем фосфоритов (третье место в мире по производству и первое по экспорту, главный импортер - США). Промышленное значение имеют также месторождения железной руды, свинца, марганца, кобальта, меди, барита, фторида и цинка. Фосфориты, разрабатываемые в районе Юсуфии и Хурибги, расположенном в зоне "фосфоритного плато", отличаются очень высоким качеством, впрочем, как и фосфориты месторождения Бу-Краа на территории Западной Сахары. С 1940-х годов ведется разработка месторождений каменного угля в районе Джерада, но вследствие истощения угольных пластов объемы угледобычи постоянно снижаются.

Широкомасштабная нефтегазоразведка привела к обнаружению лишь нескольких незначительных месторождений, и стране приходится восполнять внутренние потребности в нефти и природном газе за счет импортных закупок. Сазопровода Магриб - Европа по подаче газа в Испанию позволяет пользоваться богатейшими ресурсами природного газа Алжира. Тем не менее поиски нефти продолжаются, при этом особое внимание уделяется прибрежному шельфу Атлантического океана. Нефтеперерабатывающие заводы построены в Сиди-Касеме и Мохаммедии. Вырабатываемая в Марокко электроэнергия поступает как с теплоэлектростанций (работающих на каменном угле и нефти), так и с гидроэлектростанций. В 1992 на ТЭС, работающих на дорогостоящих импортных угле и нефти, а также частично на местном угле, было выработано 9,5 млрд.

КВт/ч электроэнергии. До середины 1990-х годов выработка электроэнергии находилась в ведении государства, но затем иностранные компании получили разрешение строить собственные электростанции. Объем электроэнергии, производимой гидроэлектростанциями, находится в прямой зависимости от количества осадков и составляет от одной восьмой до одной десятой общего объема производительности ТЭС.Сельское хозяйство. Марокко продолжает оставаться преимущественно аграрной страной, в которой 40% трудоспособного населения занято в сельскохозяйственном производстве, дающем 25% экспортной продукции. Вместе с тем доля продукции сельского хозяйства составляет лишь незначительную часть ВВП (15% в 1992). Несмотря на успехи в развитии системы орошения, по-прежнему решающим фактором в сельскохозяйственном производстве Марокко остаются погодные условия.

В традиционном сельском хозяйстве Марокко трудится ок. 90% трудоспособного сельского населения, которое обрабатывает 70% из имеющихся в стране 9,4 млн. Га пахотных земель. В таких малопроизводительных хозяйствах практически не используется сельскохозяйственная техника, а полученная продукция потребляется главным образом самими производителями. У подавляющего числа марокканских земледельцев площадь земельного участка не превышает 5 га. Многие из них не владеют собственной землей и вынуждены наниматься сельскохозяйственными рабочими или же становиться издольщиками. На другом полюсе находится современный аграрный сектор с его крупными и современными хозяйствами, производящими товарную продукцию. Площадь лишь 1% сельскохозяйственных предприятий равна или превышает 50 га земли, но они дают 80% экспортной и 25% всей сельскохозяйственной продукции страны.

В период 1969-1982, по мере увеличения потребностей городского населения в хлебобулочных изделиях и молочных продуктах, объем импорта продовольствия увеличился в 8 раз. За тот же период экспорт сельскохозяйственных культур, прежде всего цитрусовых, помидоров и ранних овощей, вырос вдвое. Несмотря на то, что в 1981-1992 общий объем сельскохозяйственного производства удвоился, его доля в ВВП неуклонно уменьшалась. Неблагоприятные погодные условия в 1991-1993 пагубно отразились на урожайности зерновых культур. Худшие показатели наблюдались в 1980-1988, когда в Марокко свирепствовала засуха. Четыре пятых посевных площадей занимают пшеница, ячмень, бобовые и сахарная свекла. Лишь в 1980-х годах современный агропромышленный сектор обратился к широкомасштабному производству куриного мяса и яиц.

Интенсивный характер приобрело скотоводство.Рыболовство. Прибрежные воды Марокко богаты рыбными ресурсами. Страна занимает ведущее место в Африке по вылову сардин, осьминогов и тунца. Крупнейшими рыболовными портами являются Агадир, Тантан и Сафи. Три четверти улова составляют сардины, которые консервируют и отправляют на экспорт. После того как с середины 1980-х годов правительство стало предоставлять значительные субсидии на развитие отрасли, национальное рыболовство вышло на новые рубежи. В 1992 улов в прибрежных водах составил 421 тыс. Т, а в открытом море - 125 тыс. Т.Лесное хозяйство. На протяжении 20 в. Марокко лишилось 70% лесов. Если в 1914 страна располагала 14 млн. Га лесных угодий, то ныне их площадь сократилась до 4 млн.

Га. Леса покрывают ок. 9% поверхности королевства. В Марокко ежегодно уничтожается 30 тыс. Га лесов и, хотя на площади 45 тыс. Га осуществляются новые лесопосадки, принимается лишь 40-50% саженцев. В 1990 производство древесины составило 2,1 млн. Куб. М. Дуб и атлантический кедр, древесина которых используется в декоративных целях и для различных поделок, произрастают в товарных лесах района Среднего Атласа и гор Риф, лесные массивы пробкового дуба в районе Гарба дают товарную пробку, остальная древесина идет на изготовление древесного угля, который широко используется населением Среднего Атласа и гор Риф для приготовления пищи. Туризм в Марокко служит вторым важнейшим источником получения валюты. В период 1987-1992 число иностранных туристов увеличилось вдвое, достигнув цифры 3,2 млн.

Человек. Большая часть их приезжает в Марокко из Франции. Развитие туризма изменило облик Феса, Марракеша и ряда других, более мелких городов, таких, например, как Варзазат, где были построены крупные современные гостиничные комплексы.Промышленное производство. Доля промышленного производства составляет ок. 19% ВВП. Большая часть многоотраслевого промышленного сектора Марокко была создана в 1950-е годы. Меры по либерализации инвестиционной политики, изменения в международном торговом законодательстве и приватизация государственных предприятий способствовали с середины 1980-х годов притоку инвестиций, но в целом местный промышленный сектор все еще слабо развит и базируется на семейном бизнесе. Покупательная способность населения невысока, и марокканская промышленность ориентируется главным образом на выпуск экспортной продукции (преимущественно текстиля и кожаных изделий) в страны Европейского Союза.

Основная промышленная база страны сосредоточена в прибрежном районе Касабланка - Кенитра. Имеются предприятия по консервированию мяса и рыбы, рафинированию сахара, мукомольные заводы. Автосборочное производство в Касабланке работает на импортируемых узлах и деталях. Автомобильные компании "Рено", "Фиат" и "Пежо" собирают в Марокко легковые автомобили, "Форд", "Вольво", "Мерседес", "Хино" и "Исудзу" - грузовики, различные компании ведут сборку автобусов. В Касабланке функционирует значительное число фармацевтических компаний. 25% промышленных рабочих заняты на предприятиях текстильной отрасли, более 80% продукции текстильных фабрик идет на экспорт, главным образом в страны Европейского Союза. Производство фосфорной кислоты и тройного суперфосфата (для химических удобрений) осуществляется в районе Сафи и Джорф-Ласфар на предприятиях государственной компании "Офис шерифьен де фосфат" (ОШФ), которая участвует также в разработке и экспорте фосфатов.

В 1993 эта компания приобрела контрольный пакет акций испанской компании по производству химических удобрений. В 1984 в средиземноморском порту Надор вступил в строй сталепрокатный стан.Транспорт. Порты. Почти все товары в Марокко транспортируются морским путем. Хотя важнейшим морским портом по-прежнему остается Касабланка, по грузообороту на первое место вышла Мохаммедия, через которую в 1993 прошло 8,1 млн. Т грузов, преимущественно нефти и нефтепродуктов. С 1985 началось ускоренное развитие порта Джорф-Ласфар, расположенного вблизи мест добычи фосфоритов. Другие крупные морские порты - Сафи (рыба и фосфориты), Кенитра (импорт зерновых), Танжер (имеет свободную от таможенных сборов зону), Надор и Агадир.Железнодорожный транспорт.

Марокко располагает эффективной железнодорожной сетью протяженностью 1,9 тыс. Км, почти полностью построенной в середине 1930-х годов. Главные железнодорожные магистрали связывают Танжер с Фесом, Касабланкой и Марракешом. От Феса железнодорожное полотно проходит в восточном направлении к Уджде и дальше к Алжиру. С 1963 сеть железных дорог находится в ведении государственного Управления по эксплуатации железных дорог. Автомобильный транспорт Марокко располагает сетью асфальтированных шоссейных дорог общей протяженностью 75,6 тыс. Км. Автомобильным транспортом осуществляется 85% пассажирских и 75. Грузовых (без фосфатов) наземных перевозок.Воздушное сообщение. Самолеты национальной авиакомпании "Руаяль Эр-Марок", выполняющей внутренние перевозки под названием "Руаяль Эр Интер", осуществляют рейсовое сообщение между главными городами королевства.

Важнейший аэропорт находится в Касабланке. Помимо него, Марокко располагает десятью другими крупными аэропортами, из которых пять имеют международное значение. В 1998 правительство Марокко обсуждало вопрос о приватизации авиатранспорта.Внешняя торговля. В 1992 на страны Европейского Союза пришлось 64% экспорта из Марокко, а импорт из этих стран составил 54%. Во внешней торговле Марокко почти не присутствуют другие страны Магриба. Поставки нефти из арабских государств, прежде всего Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта, составили 13,4% всего импорта страны. Несмотря на то обстоятельство, что в последнее время экспорт Марокко значительно возрос как по стоимости, так и по объему, страна продолжает страдать от хронического дефицита торгового баланса.

В период 1987-1992 сумма марокканского экспорта выросла на 44% и увеличилась в стоимостном выражении с 2,7 до 3,9 млрд. Долл. США, сумма импорта возросла с 3,8 до 6,7 млрд. Долл. Неблагополучное состояние внешней торговли Марокко можно объяснить высокой стоимостью импортируемой нефти, зависимостью страны в получении твердой валюты от туризма, экспорта продовольствия и фосфоритов. Объемы экспорта продовольствия находятся в прямой зависимости от погодных условий, мировые цены на фосфориты уже долгое время не поднимались, а что касается посещения Марокко туристами, то их численность напрямую зависит от состояния экономики европейских стран и таких международных событий, как, например, война в зоне Персидского залива.

Тем не менее 2,2 млрд. Долл., поступивших в 1992 в виде денежных переводов, позволили с учетом иностранных инвестиций свести годовой баланс с положительным сальдо 0,9 млрд. Долл.Национальная валюта. Денежная единица Марокко, дирхам, выпускается центральным банком страны, Банк аль-Магриб, который был основан в 1959. Первая эмиссия дирхама, привязанного к курсу французского франка, произошла в 1960. С 1985 поддерживается плавающий курс дирхама по отношению к твердым валютам.Банковское дело. Принципы организации банковской системы Марокко в основном заимствованы у Франции. Государственный Банк аль-Магриб осуществляет контрольные функции над объемом денежной массы и проведением кредитной политики. Частные банки, число которых в середине 1990-х годов достигло примерно двадцати, функционируют как коммерческие и торговые банки.

Важнейший из них - Коммерческий банк Марокко. Частично или полностью принадлежащие государству банки были основаны сразу после достижения Марокко независимости с целью оказания помощи отдельным секторам экономики. Промышленности, сельскому хозяйству, гостиничному делу, недвижимости. Начиная с 1980-х годов были сняты все ограничения в отношении прав иностранного капитала на владение банками в Марокко, а предпринятые в 1993 реформы в сфере банковского дела поставили банки в равные условия. Для привлечения иностранного капитала в 1992 в Танжере была создана офшорная банковская зона. С середины 1990-х годов приватизации подверглись два государственных банка. Банк внешней торговли Марокко и Национальный банк экономического развития.Налоги.

В 1990 косвенные налоги - таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость, а также гербовый и регистрационный сборы - составили 68% общей суммы налоговых поступлений, а прямые налоги - подоходный налог на юридические и физические лица - 32%. На протяжении 1990-х годов наблюдалось увеличение суммы налоговых поступлений с 51,8 млн. Дирхамов в 1988 до 91,2 млн. Дирхамов в 1993. Государственный бюджет Марокко на 1994 составил 111 млн. Дирхамов (11,7 млрд. Долл.). Главные статьи расхода - оборона, сельское хозяйство и общественные работы..

Значения в других словарях
Марокко. История. 19 в

Иностранное вмешательство в 19 в. После того как Сиди Мухаммед ибн Абдаллах умер в 1790, Марокко столкнулось с проблемой политического вакуума в период правления сына скончавшегося правителя Мулай Слимана, который в 1819 потерпел военное поражение от берберского союза племен айт умалу. Хотя новому султану с помощью европейцев и удалось вернуть северные районы Марокко, он окончательно укрепил свой авторитет благодаря действиям алимов Феса, которые в 1820 вначале считали его неспособным правителем..

Марокко. Общество

Население Марокко можно условно разделить на арабоязычное и бербероязычное, в стране неуклонно увеличивается доля городского населения, которая уже превышает долю сельского населения. Хотя племенные связи сохраняют значение для марокканских селян и их городских потомков, многие из которых остаются владельцами наследственных земель, в целом в 20 в. Эти факторы во многом утратили свою социальную значимость. Во многих отношениях современное марокканское общество является переходным и характеризуетс..

Марр Николай Яковлевич

(1864/65-1934), языковед, филолог, археолог. Родился 25 декабря 1864 (6 января 1865 по новому стилю. По другим данным, 25 мая, или 6 июня по новому стилю, 1864) в Кутаиси. Отцом его был шотландец Джеймс Марр, основатель Кутаисского ботанического сада, который, овдовев в возрасте 80 с лишним лет, женился на молодой грузинке. Отец говорил только по-английски и по-французски, мать - только по-грузински. Детство Марра прошло в Грузии и среди грузин, другие языки он начал изучать в Кутаисской гимнази..

Марраны

(мараны), евреи Испании и Португалии, насильственно обращенные в католичество. Происхождение слова неясно. После преследований 1391 около 100 тыс. Евреев стали марранами, хотя еще большее их число продолжали открыто придерживаться своей веры даже под угрозой изгнания. Некоторые марраны приняли христианство, но многие из них тайно исповедовали иудаизм. Многие марраны достигли высокого положения и нередко вступали в брак с представителями знатных и состоятельных испанских родов. Марраны сильно пос..

Дополнительный поиск Марокко. Экономика Марокко. Экономика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Марокко. Экономика" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Марокко. Экономика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 18 символа