Мусульмане

112

МУСУЛЬМАНЕ - приверженцы религии, основанной пророком Мухаммедом (ок. 570-632).ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМАПериод пророчества. Центром Аравии времени возникновения ислама была Мекка, лежавшая на древнем пути пряностей и благовоний из Южной Аравии и стран Индийского океана в Сирию. За три столетия до возвышения ислама пришла в упадок древняя цивилизация Южной Аравии, набрали силу кочевые племена, на всем Аравийском полуострове воцарилась анархия. Торговые пути переместились с территории Аравийского п-ова в сторону Красного моря и в Египет. В Средиземноморье упал спрос на арабские товары. Населявшие полуостров арабы, несмотря на соседство множества христианских и еврейских общин, оставались в большинстве своем идолопоклонниками.

Племя курейш господствовало над территорией, простиравшейся от Мекки до Центральной и Западной Аравии, установив контроль над приходившей в упадок торговлей по "дороге пряностей" и в то же время над одним из главных культовых центров языческой Аравии, древним святилищем Кааба в Мекке. Именно из этого племени происходил Мухаммед. Его собственный клан, бану хашим, занимал сравнительно скромное положение. Когда Мухаммед в сорокалетнем возрасте начал призывать соплеменников поклоняться единственному Богу, вожди племени отрицательно отнеслись к его деятельности, почувствовав в ней угрозу своей власти. В 622 произошло т.н. Переселение (араб. Хиджра). Мухаммед со своими последователями, спасая свою жизнь, честь и достоинство от нападок племенной верхушки, перебрались в оазис Ятриб (Ясриб), который впоследствии переименовали в Медину (араб.

Мадинат ан-Наби - "город пророка"). Ясриб был вторым по значению торговым и перевалочным пунктом на дороге благовоний. Мухаммед приобрел там последователей, которые предоставили первым мусульманам убежище от врагов. Именно этот год - год хиджры и основания мусульманской общины, а не год первого откровения и не год рождения пророка - считается первым годом мусульманского календаря. Мухаммед должен был создать новое государство. Оно было простым и патриархальным по форме и мало чем отличалось от более ранних племенных конфедераций арабов. Когда мусульмане в дальнейшем вступали в контакт с более древними цивилизациями, они охотно заимствовали элементы других культур. При поддержке переселенцев из Мекки (мухаджаров) и своих помощников в Медине (ансаров) Мухаммед укрепил свои позиции на новом месте, порвал с еврейскими племенами, которые отказались признать его пророком, и начал предводительствовать в набегах на караваны курейшитов.

Прибегнув к искусной дипломатии в сочетании с жесткими экономическими мерами, он расколол оппозиционно настроенные группы в Мекке, и в 630 население города перешло на его сторону. После этого большинство других племен и общин Аравии вступили с ним в союз, и появилась возможность мирной пропаганды новой религии. Евреи и христиане, пользовавшиеся покровительством мусульман (зимми), обязаны были платить налог за свою защиту. После уничтожения языческих идолов Кааба сделалась святым местом мусульман как храм Авраама и Исмаила, предков арабов, которые считались великими правоверными прошлых времен. Спустя десять лет после хиджры миссионерская деятельность Мухаммеда принесла свои плоды. Языческие культы постепенно отмирали, и духовная атмосфера на полуострове значительно улучшилась, а кровопролитные междоусобицы племен уступили место учению о том, что все мусульмане - братья.ПЕРВЫЕ ЗАВОЕВАНИЯАбу Бакр (правил в 632-634) и войны с вероотступниками.

Первый кризис в мусульманской общине разразился в 632 после смерти Мухаммеда. Несмотря на несколько браков, у него не было наследников по мужской линии, и он не назначил преемника. Никто не знал, что в точности следует делать в этих условиях. По мнению одних, каждая отдельно взятая группа должна была теперь выбрать себе вождя и дальше идти собственным путем. Другие полагали, что преемником Мухаммеда должен стать один из его родственников по мужской линии. Такими родственниками были в числе прочих его дядя Аббас, глава клана хашимитов, к которому принадлежал Мухаммед, и его двоюродный брат и зять пророка Али Ибн Аби Талиб, являвшийся также отцом внуков пророка. После бурных препирательств в ночь смерти Мухаммеда было решено провозгласить его преемником (халифом) во всем, кроме пророческих функций, его тестя, одного из первых обращенных в ислам мекканцев и близкого сподвижника, Абу Бакра (ум.

634). Это решение было воспринято как закон только жителями Мекки и Медины, кочевники же наотрез отказались подчиниться ему и платить Мекке налоги, а несколько племен нашли себе других "пророков", которые пытались подражать Мухаммеду. Их заставили повиноваться с помощью ряда вооруженных набегов, получивших название "войн с вероотступниками". В этих кампаниях войска мусульман получили опыт ведения организованных боевых действий, из их рядов выдвинулись талантливые военачальники, в их числе Халид Ибн аль-Валид. Однако большинство арабских племен после покорения были настроены недружелюбно и с трудом шли на сотрудничество с халифом.Начало арабских завоеваний. Религиозных и патриархальных правителей Медины серьезно занимала проблема вовлечения племен в общие дела мусульманской общины и сбора с них налогов.

Старый способ ослабления межплеменной напряженности - межплеменные войны - теперь исключался, а Аравия была перенаселенным регионом со скудными природными ресурсами. В ту эпоху крупные державы Востока были ослаблены. Сасанидская империя в Персии находилась в состоянии анархии, вызванной длительными войнами с Византией, серьезно подорваны были и позиции самой Византийской империи. Кроме того, большинство христианского населения Сирии и Египта приняло монофизистские понятия, осужденные на Халкидонском соборе как ересь (451), и не находило общего языка с Византией и Восточной православной церковью. Дорога перед арабской экспансией в эти регионы была открыта, как в военно-политическом, так и в духовном плане.

Набеги на обжитые земли Ирака и раньше осуществлялись племенами, которые не были подвластны Мекке и Медине. Сам Мухаммед посылал несколько военных экспедиций против христианских арабских племен на территории сирийских провинций Византии. Мотивы вторжений после смерти Мухаммеда поначалу были чисто религиозными. С их помощью надеялись сцементировать общину и укрепить все еще слабую верность кочевников новой религии. По всему полуострову эти набеги прославлялись как священная война (джихад), а погибших в ней считали мучениками. Арабские завоевания влекли за собой массовое переселение в обжитые земли. Походы оказались на редкость успешными, и арабы относили это на счет божьей помощи. Завоевание Ирака Халидом Ибн аль-Валидом, который к тому времени успел отличиться в войнах с вероотступниками, началось в конце 633.

Вскоре была взята Хира, столица старинного арабского вассального княжества Лахмидов, входившего в империю Сасанидов. В том же году отряды арабской конницы двинулись в Южную Сирию. К 636, через четыре года после смерти пророка, арабы выиграли решающую битву на р.Ярмук, победив войска византийского императора Ираклия. Понимая, что у них не хватит сил, чтобы удержать сирийские провинции, византийцы отошли на территорию Малой Азии. Теперь арабы могли бросить все силы на Ирак. Персидская столица Ктесифон, расположенная на р.Тигр, была захвачена в июне 637, и завоеватели взяли фантастическую по своим объемам добычу. Персидский двор вместе с армией бежали в глубь территории Ирана, куда в последующие годы была направлена арабская экспансия.

В 641 арабская армия овладела Египтом, богатейшей провинцией Византийской империи. По приказу своих епископов египетское население, исповедовавшее монофизитство, не оказывало сопротивления и в ряде районов даже поднялось против византийцев. Завоевав Египет, мусульмане получили крупный морской порт и верфи в Александрии, а также важный источник доходов и зерна. Теперь был открыт путь для экспансии на запад в Северную Африку и на юг в Верхний Египет и христианское царство Нубию.ПЕРВЫЕ ХАЛИФЫОмар (правил в 634-644) и нововведения в управлении. Халифат Абу Бакра продлился всего два года, но в этот период завоевания шли полным ходом. Верный памяти пророка, он стремился доказать, что по праву носит титул "преемник посланника Бога".

В качестве собственного преемника он назначил с согласия общины одного из первых обращенных в ислам мекканцев - энергичного Омара Ибн аль-Хаттаба, которому был обязан своим избранием и который являлся его ближайшим советником. Омар прибавил к своим титулам новый - "повелитель верующих". Завоевания привели к необходимости перестроить систему государственного управления. При Омаре побежденные евреи и христиане принуждались к выплате дани, но могли сохранять свои обычаи и религию, а также свое имущество в тех районах, где подчинение носило мирный характер. По-видимому, Египет платил больший объем дани, чем другие области. Религиозная терпимость со стороны арабов особенно устраивала евреев, а также несториан и монофизитов, которые подвергались дискриминации со стороны православной церкви и императорского двора в Византии.

Такая терпимость гарантировалась исламом всем "людям Писания", т.е. Монотеистам, имевшим Священное Писание, при условии, что они выплачивают дань. Терпимость была позже распространена на зороастрийцев в Персии, что существенным образом облегчило завоевание этой страны. Арабы-христиане Южной Аравии и евреи оазиса Хайбар в Центральной Аравии были изгнаны с полуострова, получив в компенсацию земли на завоеванных территориях. Ни один мусульманин не мог быть обращен в рабство. Население Аравийского полуострова образовало гарнизоны на вновь завоеванных землях, где жило в относительной изоляции от остальных жителей, имея свою веру, язык и профессию. Покоренные народы, если они не принимали ислам, не имели права нести военную службу, от них требовалось платить налоги и поддерживать мир на своих территориях.

Завоеватели оставили в неприкосновенности систему бюрократического управления, налоговый аппарат и местные законы. Византийские и персидские монеты оставались в обращении. Как правило, мусульманские войска дислоцировались в военных лагерях вблизи пустынь. В Куфе и Басре в Ираке, Фустате в Египте, Кайруане в Тунисе. Исключение составляла Сирия, где арабские войска были расквартированы в городах. Все перечисленные лагеря со временем превратились в новые мусульманские города - важные центры исламской цивилизации. Во главе каждой провинции стоял эмир, командовавший войсками, возглавлявший молитву и имевший широкие властные полномочия. Одним из наиболее значительных мероприятий Омара была перепись арабов-мусульман, которую провели по племенам, и все члены общины, включая женщин и детей, были внесены в списки для получения содержания.

Каждый мусульманин получал содержание в зависимости от длительности и характера его службы на благо ислама, от вдов и сподвижников пророка до младенцев самого незначительного арабского племени. Омар даже настоял на том, чтобы в племена принимались мусульмане-неарабы (в большинстве своем обращенные в ислам бывшие рабы), которых должны были брать в армию, если они годились для военной службы. Некоторые из командиров арабского войска были нечисты на руку, и Омар жестоко расправлялся с теми, кто был в этом уличен. Сам он, как и его предшественники, вел очень простой образ жизни. Его прямота, обязательность, аскетичность стали образцом для мусульман. До сих пор в мусульманском предании бытуют истории о том, как он, абсолютный властитель великой империи, носил рваную одежду, ел грубую пищу, ходил по улицам Медины с кнутом и творил на месте справедливый суд.Осман (правил в 644-656).

Омара убил перс-невольник. Как повествует традиция, умирая, Омар назначил шестерых наиболее способных из сподвижников Мухаммеда, чтобы они выбрали преемника. Они же были и основными претендентами на пост Халифа. Что произошло дальше, не совсем ясно. Наиболее популярны были две кандидатуры - Али, зять пророка, и Осман Ибн Аффан, представитель старой курейшитской аристократии. Очевидно, остальные четверо решили голосовать за Османа, потому что он был более слабым политиком и потому казался им более покладистым претендентом. Сторонники Али (шииты) с горечью называли это собрание "заговором", целью которого было отнять власть у семьи пророка. Хотя Осман был человеком благочестивым и относился к числу первых обращенных, его семья, мекканский аристократический клан Омейядов, долгое время возглавляла движение сопротивления Мухаммеду и приняла ислам только тогда, когда дальнейшее сопротивление стало быссмысленным.

С самого начала своего халифата, который продолжался с 644 по 656, Осман находился под большим влиянием семьи. Он назначал родственников военачальниками, закрывал глаза на коррупцию и бесчинства. Когда один незнатный, но всеми уважаемый сподвижник Мухаммеда возмутился пьянством, распутством и расточительностью назначенных им военачальников, Осман повелел изгнать его в пустыню. Важным мероприятием его эпохи стала кодификация текста Корана, существовавшего в то время в нескольких версиях. В итоге был создан критически выверенный священный текст, существующий и поныне. Осман жил намного роскошнее своих предшественников и к тому же разрешал членам своей семьи и наиболее видным сподвижникам Мухаммеда покупать большие поместья в завоеванных странах.

Недовольство новым халифом бурлило в лагерях, где стояли арабские войска, в Медине то и дело составлялись заговоры. Многие племена считали, что все доходы должны делиться поровну между членами общины. Известно было, что так же думает и Али. На одиннадцатом году правления Османа против него выступили войска, расквартированные в Куфе, и сместили назначенного им губернатора. Оппозиция ширилась. Когда в 656 повстанцы осадили дворец Османа в Медине, число его сторонников начало катастрофически таять. Несмотря на осаду, он отказывался уйти "с должности, данной ему Богом". В конце концов группа его противников во главе с сыном Абу Бакра прорвалась в дом и изрубила 82-летнего халифа, который вышел им навстречу с Кораном в руках.Али (правил в 656-661).

Восставшие поспешили провозгласить Али халифом. Потрясенный убийством Османа, Али неохотно дал себя уговорить двум членам собрания преемников Омара, голосовавшим за Османа, - Тальхе Ибн Убайдалле и Зубейру Ибн аль-Авваму, которые позже перешли в оппозицию к Осману, а теперь убедили Али в интересах общины дать свое согласие занять пост халифа. Тальха и Зубейр скоро остыли к Али и стали обвинять его в том, что он причастен к убийству Османа и что его избрание незаконно. Вместе с Айшой, дочерью Абу Бакра и любимой женой пророка, они бежали в Басру, где стали собирать войско против Али. Али поспешил в Куфу, чтобы не дать этому важному центру попасть в руки мятежников. Впоследствии он сделал Куфу своей столицей, признав таким образом, что база политической власти вместе с армией переместилась из столицы в провинцию.

Хотя его сторонники сумели разгромить войска Тальхи и 3убейра, а их самих убить в "битве верблюда", трудности для Али только начинались. Он опирался главным образом на склонные к восстаниям племенные группировки, лишившись поддержки жителей Мекки и Медины, когда "принял халифат из рук убийц". Как и следовало ожидать, на политической сцене халифата появился мститель за убитого халифа, командующий арабскими войсками в Сирии Муавия, близкий родственник Османа. Сирийская армия была предана Муавии, на его сторону перешли многие из мекканских лидеров и героев завоеваний, к тому же у него была сильная позиция с этической точки зрения. Муавия был также талантливым полководцем и дипломатом. Сначала он поставил Али в сложное положение, когда тот вынужден был согласиться на третейский суд для разбора разногласий.

Этим он настроил против себя благочестивых мусульман в собственной армии. Они стали покидать его, утверждая, что, согласившись на посредничество с Муавией, он нарушил слово Божье, Коран, в котором говорится. "И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха" (49:9). Так возникли хариджиты (от араб. "хаваридж" - "вышедшие [[из общины]]"), образовавшие особую секту. Третейский суд объявил Али низложенным, что было подстроено сторонниками Муавии, которого и "избрали" халифом. Обе стороны стали готовиться к войне. Первый удар нанес Али, разгромив группу хариджитов, но последовавшая за этим кровавая резня оттолкнула от него многих верных приверженцев.

Умелое правление и тонкая дипломатия Муавии завоевывали ему провинцию за провинцией, пока Али с самыми близкими сторонниками не оказался изолированным в своей столице Куфе. На 40 году хиджры (661), во время молитвы в мечети Али был смертельно ранен хариджитом и через два дня скончался. Али был глубоко религиозным человеком и поддерживал социальные и экономические реформы. Шииты (сторонники Али) считали, что он должен был с самого начала стать преемником пророка. Очень скоро после смерти его и его потомков стали почитать почти как пророков. Наиболее рьяные из его сторонников даже утверждали, что Али и его потомки являются эманацией божества.ДИНАСТИЯ ОМЕЙЯДОВ (661-750)Муавия (правил в 661-680). Несмотря на то что Хасан, старший из двух сыновей Али от Фатимы, дочери Мухаммеда, был выбран его сторонниками преемником Али, Муавия уговорил его отказаться от наследования и получать содержание от государства.

Вскоре Муавия добился молчаливого подтверждения своего титула со стороны противника и правил империей из Дамаска в Сирии. Правители по линии Муавии известны как Омейяды, поскольку принадлежали к курейшитскому клану Омейядов. Позднейшие арабские источники упрекали Муавию в том, что он превратил халифат в "царство". Халиф более не шел за примером пророка, не руководствовался его примером и Кораном. Вместо этого он стал главным вождем среди арабских племенных вождей. Еще при жизни Муавия добился признания своего сына Язида преемником, несмотря на оппозицию многих благочестивых мусульман. И хотя для каждого нового халифа процедура "избрания" оставалась прежней, с того времени наследование контролировалось семейными кланами-династиями.

Правление Омейядов не было деспотичным. При них существовал своего рода совет, в который входили знатные люди халифата. Однако управление беспокойными провинциями - Ираном и Ираком они передоверили своим наместникам, от которых требовалось поддерживать порядок. В конце концов такая политика породила множество проблем для династии на периферии халифата..

Значения в других словарях
Мусоргский Модест Петрович

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ. Портрет работы И. Е. Репина.(1839-1881), русский композитор. Родился 21 марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, с 1849 по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке. Однако, следуя семейной традиции, в 1852 поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-..

Муссолини Бенито

(Mussolini, Benito)БЕНИТО МУССОЛИНИ(1883-1945), основатель фашистской партии, в 1922-1943 итальянский диктатор. Родился 29 июля 1883 в Форли. До Первой мировой войны вступил в ряды Социалистической партии, затем был главным редактором ее центрального органа - газеты "Аванти!". В тот период Муссолини придерживался антиклерикальных, антирелигиозных, антиимпериалистических взглядов, в частности, протестовал в 1911-1912 против войны с Турцией. Выступал против монархии, защищал насилие как способ пер..

Мутабурразавр

Факты. ..

Муфтовые Соединения

Устройства, соединяющие концы двух валов с целью передачи вращения.МЕХАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ МУФТЫМеханические соединительные муфты - это постоянные разъемные соединения. Очень длинные валы, например гребные валы судов, разделяют на секции, соединяемые муфтами, поскольку такую конструкцию удобнее изготовить и транспортировать. Соединительные муфты бывают жесткими некомпенсирующими (глухими) и упругими.Глухие соединительные муфты. Глухие муфты соединяют валы без возможности их относительного пе..

Дополнительный поиск Мусульмане Мусульмане

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мусульмане" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мусульмане, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа