Оркестр

128

Коллектив музыкантов, обычно включающий в себя исполнителей на струнных инструментах. Оркестры создаются для публичных исполнений музыки - концертов, а также для сопровождения театральных представлений. Слово "оркестр" - греческого происхождения и означает площадку для танцев. В Древней Греции этот термин относился к пространству между публикой и просцениумом, т.е. К тому месту, которое теперь занимает оркестр в театре. История современного оркестра относительно непродолжительна, и оркестр в современном понимании - понятие достаточно широкое, не связанное жестко с количеством и составом участников. Сама практика совместной игры на нескольких инструментах восходит к весьма отдаленным временам, но такая игра (в 16 в.

- т.н. Консорт, состоявший из нескольких виол или других однородных инструментов) может быть названа скорее ансамблевой, чем оркестровой. Развитие ансамбля различных по типу инструментов связано с поиском возможностей благозвучного согласования строя и тембров этих инструментов. Хотя при многих европейских дворах в 16 в. И раньше состояли большие группы музыкантов, они играли только маленькими ансамблями родственных инструментов, ибо при более крупных и разнородных составах было бы трудно достичь согласования. На Востоке, в Китае большие придворные оркестры были известны со времен династии Тан (7-10 вв.). В Европе оркестр начал играть важную роль с появлением оперы как жанра (в Италии в 17 в.). Я.Пери в опере Эвридика (1600) предусматривает для аккомпанемента певцов оркестр, состоящий из клавесина, виолы да гамба, теорбы (вид лютни) и гитары.

В одну из сцен оперы для специального эффекта вводится три флейты. Настоящим же отцом европейского оперного оркестра справедливо считается К.Монтеверди. Именно в его Орфее, поставленном в Мантуе в 1607, впервые появляется достаточно внушительный состав разнородных инструментов, как смычковых, так и щипковых, а также духовых (тромбоны, трубы и другие). Инструменты используются в разных комбинациях как для сопровождения пения, так и отдельно от него, что позволяет Монтеверди создавать массу совершенно новых звуковых и колористических эффектов, хотя при этом, если судить по скупым указаниям в партитуре, многое оставляется композитором на усмотрение исполнителей. Богатое оркестровое письмо Монтеверди не вошло в повседневную практику отчасти потому, что содержать большой оркестр было дорого, отчасти же потому, что в музыке данной эпохи доминировало пение, и роль оркестра, даже в выдающихся произведениях, не говоря уже о рядовых, оставалась сугубо подчиненной.

К концу 17 в. Основой оркестра стал струнный ансамбль, состоявший из скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов, что примерно соответствовало разным диапазонам человеческого голоса (сопрано, альт, тенор, бас). В стиле basso continuo практически обязательным участником оркестра был клавишный инструмент (клавесин, орган и т.д.) - в его партии осуществлялась гармоническая поддержка струнных. Включение в оркестр других инструментов не было регулярным и зависело, до известной степени, от наличия этих инструментов и меры их технического совершенства. Скрипичные мастера достигли вершин в конце 17 в., и потому скрипка очень рано вошла в состав оркестра. Напротив, большинство духовых инструментов вплоть до 19 в.

Отличалось примитивностью и, следовательно, ограниченностью возможностей игры на них. В операх А.Скарлатти, появившихся в период с 1690 по 1720, используется в основном струнный оркестр с поддержкой клавесина или других гармонических инструментов (например, лютней или гитар). В отдельных случаях Скарлатти добавляет к этому составу флейты, гобои, тромбоны или трубы, трактуя их как облигатные голоса, создающие разнообразие звукового колорита. В принципе таков же оркестр Баха и Генделя. Духовые добавляются к струнным только в специальных случаях, в связи с особыми задачами. Интересно отметить, что в каждом из шести Бранденбургских концертов Баха используется свой состав добавленных облигатных инструментов.

Традиционный оркестр в современном его понимании формируется во второй половине 18 в. В классическом симфоническом стиле К.Ф.Э.Баха, Гайдна и Моцарта. Типичный оркестр Моцарта и Гайдна имеет в основе струнную группу (число исполнителей может меняться, но в принципе невелико), к которой добавляются флейта, два гобоя, два фагота и две валторны, а при необходимости трубы и ударные. В добетховенскую эпоху кларнет не был закреплен в составе оркестра. Партитуры Бетховена обычно написаны для следующего состава. Струнные, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две трубы, четыре валторны, три тромбона и литавры (т.н. Парный состав). С незначительными отклонениями этот состав считался нормой на протяжении примерно полувека.

Характерные черты классического состава - деление на "хоры", соответствующие группам инструментов, причем в каждом хоре (струнном, деревянном духовом, медном духовом) достигается полнота гармонии. Со времени Бетховена изменения в составе оркестре шли скорее вширь, чем вглубь, т.е. Вместо двух деревянных или медных духовых одного вида стало употребляться по три или по четыре инструмента. Кроме того, в партитурах появились такие инструменты, как бас-кларнет, контрафагот и туба, которые добавлялись к соответствующим хорам, усиливая их. Так обстоит дело, например, в оркестре Вагнера (оркестр т.н. Тройного или даже четверного состава). Процесс расширения оркестра продолжался, и Берлиоз, который уделял много внимания теории и практике оркестра и в своих партитурах давал образцы необычайно изысканной и сложной инструментовки, полагал, что идеальный оркестр должен состоять из 242 исполнителей.

Господствовавшая в конце 19 и начале 20 вв. Тенденция к расширению оркестрового состава привела не только к увеличению числа исполнителей, но и к включению в оркестр многих необычных инструментов для особых эффектов, так что можно утверждать, что в оркестровых партитурах в разное время были использованы едва ли не все существующие инструменты. Состав оркестра продолжает изменяться и развиваться в соответствии с намерениями композиторов. Симфонический оркестр второй половины 20 в. Обычно насчитывает около 100 исполнителей, причем примерно половина из них занята в струнном "хоре". Оркестр Гайдна или Моцарта в наше время характеризуется термином "малый оркестр". Меньшие инструментальные составы называются "камерным оркестром".

Существуют также струнные оркестры и духовые оркестры (состоящие из разных видов деревянных и медных духовых).См. Также Духовой Оркестр.ЛИТЕРАТУРАРоталь-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. М., 1961 Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. Л., 1969.

Значения в других словарях
Орион

В греческой мифологии, беотийский великан и охотник, обладавший красотою и даром волшебника. Он полюбил Меропу, дочь Ойнопиона, и, не получив от отца девы согласия на немедленный брак, обесчестил ее. За это Ойнопион его ослепил, однако оракул возвестил, что к нему возвратится зрение, если его очей коснутся лучи восходящего солнца. Орион отправился на Лемнос, где Гефест дал ему в провожатые Кедалиона, чтобы тот указал ему путь к восточному краю света. После того как к нему, во исполнение пророчес..

Орканья

АНДРЕА ДИ ЧОНЕ(Orcagna, Andrea di Cione)(ок. 1308 - ок. 1368), итальянский живописец, скульптор и архитектор. Родился во Флоренции, в семье художника. Два его брата, Якопо и Леонардо (Нардо), были живописцами, а третий, Маттео, - скульптором. Андреа Орканья создал знаменитый табернакль, находящийся в церкви Орсанмикеле во Флоренции, - грандиозное сооружение, в которое помещен написанный им алтарный образ Мадонна делле грацие. Табернакль украшен цветным и позолоченным мрамором, скульптурой и рель..

Оркестровка

Инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания. Оркестровка является важной, хотя и подчиненной ветвью искусства композиции. Она предполагает знание тембров и диапазонов всех инструментов, а также их звучания во всевозможных комбинациях. В послеклассическую эпоху искусство оркестровки стремительно ра..

Орманди Юджин

(Ormandy, Eugene) (1899-1985), американский дирижер, художественный руководитель Филадельфийского оркестра. Известен своими великолепными романтическими интерпретациями произведений Бетховена, Шумана и Р.Штрауса, при этом способствовал появлению в симфоническом репертуаре большого числа современных произведений. Ене Блау (таково настоящее имя дирижера) родился 18 ноября 1899 в Будапеште. В возрасте пяти лет поступил в Королевскую академию музыки и до 1914 совершил ряд поездок по Европе как скрип..

Дополнительный поиск Оркестр Оркестр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оркестр" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оркестр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 7 символа