Радищев Александр Николаевич

195

(1749-1802) писатель, философ. Родился в Москве в дворянской семье 20 августа 1749. Учился в Германии, в Лейпцигском университете (1766-1770). В эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии. После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее - в Коммерц-коллегию. Радищев активно участвовал в литературной жизни. Опубликовал перевод книги Г.Мабли Размышления о греческой истории (1773), собственные литературные произведения Слово о Ломоносове (1780), Письма к другу, жительствующему в Тобольске (1782), оду Вольность (1783) и др. Все изменилось после публикации в 1790 Путешествия из Петербурга в Москву.

Радищев был арестован и объявлен государственным преступником за свои "богомерзкие сочинения". Суд приговорил его к смертной казни, замененной ссылкой "в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание". В ссылке Радищев занимался научными изысканиями, писал Сокращенное повествование о приобретении Сибири, Письмо о Китайском торге, философский трактат О человеке, о его смертности и бессмертии (1790-1792). В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири и поселиться в своем калужском имении. В 1801 император Александр I разрешил ему переезд в столицу. В последний год жизни Радищев готовил ряд проектов ("О законоположении", "Проект гражданского уложения" и др.), в которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ.

Умер Радищев в Петербурге 12 сентября 1802. Философские воззрения Радищева несут не себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе". Согласно его гносеологическим воззрениям, "основанием всего естественного познания является опыт". При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с "опытом разумным". В мире, в котором нет ничего "опричь телесности", свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром.

"Мы не унижаем человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может. Не веществен ли он?" Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот "имеет силу о вещах сведому". Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. "Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое", "особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться". Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию "разумного эгоизма", считая, что отнюдь не "себялюбие" является источником нравственного чувства.

"человек есть существо сочувствующее". Будучи сторонником идеи "естественного права" и всегда отстаивая представления о естественной природе человека ("в человеке никогда не иссякают права природы"), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы. "Природа, люди и вещи суть воспитатели человека. Климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов". Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального "естественного" жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание.

Такого рода "болезни" он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что "сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака укрова". В трактате О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души. "Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?". Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера, М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева - это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на "естественность" миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.ЛИТЕРАТУРАЛапшин И.И.

Философские воззрения А.Н. Радищева. Пг., 1922 Радищев А.Н. Сочинения, тт. 1-2. М. - Л., 1941 Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952.

Значения в других словарях
Радиолокация

Метод обнаружения и определения местонахождения объектов посредством радиоволн. Эти волны излучаются радиолокационной станцией, отражаются от объекта и возвращаются на станцию, которая анализирует их, чтобы точно определить место, где находится объект.ПРИМЕНЕНИЯВоенные применения. Одним из первых важных применений радиолокации были поиск и дальнее обнаружение. Перед Второй мировой войной Великобритания построила не очень совершенную, но довольно эффективную сеть радиолокационных станций дальнего..

Радиоуглеродное Датирование

Метод датирования органических материалов путем измерения содержания радиоактивного изотопа углерода 14С. Этот метод широко применяется в археологии и науках о Земле.См. ТакжеИзотопы;Радиоактивность.Источники радиоуглерода. Земля и ее атмосфера постоянно подвергаются радиоактивной бомбардировке потоками элементарных частиц из межзвездного пространства. Проникая в верхние слои атмосферы, частицы расщепляют находящиеся там атомы, способствуя высвобождению протонов и нейтронов, а также более крупны..

Радклиф Анна

(Radcliffe, Ann)(1764-1823), английская писательница. Родилась 9 июля 1764 в Лондоне, в семье купца. В 1787 вышла замуж за студента-законоведа У.Радклифа, впоследствии издателя "Инглиш кроникл". Два года спустя опубликовала свое первое произведение. В 1797, в разгар славы, Радклиф отошла от творчества. Последний ее роман, Гастон де Блондевиль (Gaston de Blondeville, опубл. 1826), увидел свет после ее смерти. Первые два романа Радклиф, Замки Атлин и Данбэйн (The Castles of Athlin and Dunbayne, 17..

Размножение

Или репродукция, присущая всем живым существам функция воспроизведения себе подобных. В отличие от всех других жизненно важных функций организма, размножение направлено не на поддержание жизни отдельной особи, а на сохранение ее генов в потомстве и продолжение рода - тем самым на сохранение генофонда популяции, вида, семейства и т.д. В ходе эволюции у разных групп организмов сформировались - во многих случаях независимо - разные пути и стратегии размножения, и тот факт, что эти группы выжили и с..

Дополнительный поиск Радищев Александр Николаевич Радищев Александр Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Радищев Александр Николаевич" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Радищев Александр Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 28 символа