Синь

121

Благонадежность" ("доверие", "вера", "истинность", "верить", "доверять"). Понятие китайской философии, главным образом конфуцианской этики. В Го юй (5-3 вв. До н.э.) синь - одна из составляющих "[[ритуальной]] благопристойности" (ли2) вместе с "верностью" (чжун2), "гуманностью" (жэнь2), "должной справедливостью" (и1), "хранилище" этих качеств. В Лунь юе (5 в. До н.э.) "любовь верхов к благонадежности" объявлена условием отсутствия тех, кто бы "осмелился не проявить чувство привязанности". Там же синь фигурирует как один из принципов, основываясь на которых, "учил" Конфуций, наряду с "культурой" (вэнь), "действиями" (син3, см. Чжи-син) и "верностью". Предпосылками "благонадежности" являются "[[почтительная]] осторожность (цзин4) в делах" и "осмотрительность" (цзинь).

Если в Лунь юе синь трактуется главным образом как атрибут вышестоящих - правителей и "благородных мужей" (цзюнь цзы), то в Мэн-цзы (4-3 вв. До н.э.) "благонадежным" предлагается считать всякого, кто "способен чувствовать добро (шань)". Во 2 в. До н.э. Дун Чжушу связал конфуцианские этические категории с классификационной схемой "пяти элементов" (у син1), включив синь в число "пяти постоянств (у чан) - моральных основ, посредством которых правитель "исправляет пороки" подданных "гуманность", "должная справедливость", "[[ритуальная]] благопристойность", "знание"(чжи2, см. Чжи-син,в данном случае - синоним "разумности", чжи1), "благонадежность". В Цзо чжуани (4-2 вв. До н.э.) С. Определяется прежде всего как атрибут отношений между равными - друзьями.

Начиная с Чжун юна (4-2 вв. До н.э.) коррелятом "благонадежности синь в конфуцианстве становится "искренность" (чэн1). Эта связь отчетливо проявляется в сочинениях основоположников неоконфуцианства Чэн И и Чэн Хао (11 в.) переместивших фокус внимания в коррелятивной цепи "искренность" - "благонадежность" на последнее звено, обладающее большей конкретностью и практической иллюстративностью. Ван Янмин (конец 15 - начало 16 в.) акцентировал субъективный аспект синь как "доверия", характеризующего отношение "совершенного мужа" (цзюнь цзы) к своему "благосмыслию" (лян чжи) - познавательной способности и высшему нравственному принципу. В неконфуцианских течениях древнекитайской философии понятие "синь" применялось в разных значениях.

Например, у моистов (см. Моизм) синь выступает как гносеологическая категория - "истинность", соответствие высказывания той мысли, которую оно должно выразить. В протодаосских пассажах Гуань-цзы (4-3 вв. До н.э.) синь означает "неизменность благодатного предопределения (мин1)", т.е. Относится к сфере взаимоотношений человека с высшими силами. В Хань Фэй-цзы (3 в. До н.э.) представлена легистская трактовка "благонадежности"-синь. Как отношения народа к правителю. Оно обусловлено правильным балансом наград и наказаний, слабостью народа и "мощью" государя и государства.ЛИТЕРАТУРАКобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Мартынов А.С. "Искренность" мудреца, благородного мужа и императора.

- В кн. Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.

Значения в других словарях
Синод

(греч. Synodos - "сходка", "собрание", "собор"),в Русской православной церкви, высший орган церковного управления. Святейший правительствующий синод как государственный орган был учрежден Петром I в 1721 и заменил институт патриаршества. Во главе синода, состоявшего из церковных иерархов, стоял обер-прокурор, "око царево и стряпчий дел государственных", своего рода министр по делам церкви. В 1917 Поместный собор Русской православной церкви восстановил патриаршество. Для коллегиального управления..

Синтоизм

Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Как система верований и обрядов синтоизм не уступает по древности христианству. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы, что характерно для примитивного этапа развития всех культур. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Конфуцианство было ввезено в Японию из Китая в начале 5 в. Н.э. Под его влиянием начал бурно развиваться (возможно, возник) синтоистский культ предков..

Синьорелли Лука

(Signorelli, Luca)(ок. 1445/1450-1523), итальянский хуложник эпохи раннего Возрождения умбрийской школы. Родился в Кортоне. Кроме занятий искусством, принимал активное участие в общественных делах, занимал ряд гражданских должностей в Кортоне. В 1512 был назначен послом Кортоны во Флоренции. Его произведения, главным образом фрески, а также несколько станковых композиций, находятся в Риме, Флоренции, Кортоне, Орвьето и др. В последние годы жизни он возглавлял мастерскую в Кортоне, где по его эск..

Синьяк Поль

(Signac, Paul)(1863-1935), французский художник и теоретик искусства. Родился в Париже 1 ноября 1863. В начале своей художественной деятельности испытал влияние импрессионистов, особенно Клода Моне. В 1884 Синьяк вместе с Жоржем Сера участвовал в создании "Салона независимых". Сера благодаря Синьяку ближе познакомился с импрессионистическими методами работы с цветом, а Синьяк увлекся дивизионизмом - методом разложения цвета, который разработал Сера. В 1886 оба художника принимали участие в после..

Дополнительный поиск Синь Синь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Синь" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Синь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 4 символа