Термины Музыкальные

76

Словарь содержит наиболее употребительные термины.См. ТакжеМузыкальная Форма;Музыкальные Инструменты;Музыки Теория.В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается.АВТЕНТИЧЕСКИЙ - 1) автентический каданс в мажоро-минорной системе. Последовательность доминантового и тонического аккордов. 2) в средневековой модальной системе - лад, диапазон которого строится от основного тона на октаву вверх.Adagio (адажио) - 1) обозначение темпа. Медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго). 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.Adagissimo (адажиссимо) - обозначение темпа. Очень медленно.Ad libitum (ад либитум) - "по желанию". Указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста).

Сокращенно ad. Lib.Agitato (ажитато) - обозначение выразительности. "взволнованно".A cappella (а капелла) - термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.АККОЛАДА - фигурная скобка, объединяющая несколько нотных станов.АККОРД - совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.АККОРДОВАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - движение аккордов в соответствии с определенными принципами.Алеаторика - современный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения.Alla breve (алла бреве) - обозначение тактового размера (). Быстрое исполнение двудольных метров, в которых при этом счет ведется не четвертями, а половинными нотами.Allargando (алларгандо) - "расширяя".

Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).Allegretto (аллегретто) - 1) обозначение темпа. Медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante. 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла.Allegro (аллегро) - "весело, радостно". 1) обозначение темпа. Скоро. 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).АЛЛИЛУЙЯ (древнеевр. - "хвалите Бога") - выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах. Иногда - самостоятельная часть музыки в литургическом цикле;АЛЬБЕРТИЕВЫ БАСЫ - аккомпанемент к мелодии, состоящий из "ломаных", "разложенных" аккордов, т.е. Аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди.

Прием типичен для клавирной музыки конца 18 в.АЛЬТ - 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом - отсюда название, дословно значащее "высокий". 2) низкий женский голос, называемый часто "контральто". 3) инструмент, по высоте соответствующий позиции альта в партитуре - например, струнный инструмент альт, альтовый саксофон, альтовая флейта и т.д.АМБУШЮР - положение губ при игре на духовых инструментах.АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК - альтовый гобой со строем на квинту ниже обычного гобоя.Andante (анданте) - 1) обозначение темпа. Умеренно. 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла.Andantino (андантино) - 1) обозначение темпа. Подвижнее, чем andante.

2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.Animato (анимато) - обозначение выразительности. "одушевленно".АНСАМБЛЬ - 1) сочетание голосов или инструментов (антоним - соло). 2) в опере - фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором.Anticipation (англ.) - 1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится. 2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем самого аккорда.АНТИФОН - форма, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения - антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами.Апподжиатура - украшение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов.

Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. Короткая апподжиатура (итал. Аccaciatura, аккачатура. В русском языке употребляется термин "форшлаг") исполняется кратко перед сильной долей ( в музыке баховской эпохи - тоже кратко, но на сильную долю).АРАНЖИРОВКА (переложение, обработка) - приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором).АРИОЗО - небольшая ария. Прилагательное "ариозный" относится к вокальному стилю более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем ария.Arco (арко) - буквально "смычок". Указание coll'arco для исполнителей на струнных инструментах - играть смычком, а не пиццикато.АРПЕДЖИО - аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.АРТИКУЛЯЦИЯ - способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении.Assai (ассаи) - "очень".

Например, adagio assai - очень медленно.Attacca (атака) - 1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва. 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора.A tempo (а темпо) - возвращение к первоначальному темпу после его изменения.АТОНАЛЬНОСТЬ - термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий.Affettuoso (аффеттуозо) - обозначение выразительности. "с чувством".АЭРОФОН, духовой инструмент - инструмент, звук в котором возникает в результате колебания столба воздуха в трубке.БАРИТОН - 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом.

2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном.БАС 1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры. 2) мужской голос низкого регистра. 3) музыкальный инструмент низкого диапазона (например, басовая виола).Basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) - "непрерывный, общий бас". Традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации.Basso ostinato (бассо остинато) - буквально "постоянный бас".

Краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов. В старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.БЕКАР - знак, указывающий, что данный тон не повышается или не понижается. Часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте. Бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.Bel canto (бель канто) - стиль пения, связанный с итальянской оперой. Красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нем над драматической выразительностью.БЕМОЛЬ (и дубль-бемоль) - знаки, указывающие на понижение звука на полутон или на два полутона, т.е.

На целый тон.Burden (англ.) - рефрен или отдельное хоровое произведение, распевающееся на лишенные смысла слоги.Beat (англ.) - ритмическая пульсация, ритмическая акцентность.Blue note (англ.) - в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза).Bop (англ.) - один из джазовых стилей. Связанный с небольшим ансамблем, он был популярен в конце 1940-х годов.БРЕВИС - нотная длительность, преимущественно в старинной музыке. Равна двум целым нотам.Battery (англ.) - ударная группа в симфоническом или духовом оркестре.Варьирование - прием композиции, состоящий в измененном повторении ранее изложенного материала.ВВОДНЫЙ ТОН - седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора.

Здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (например, в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до).ВИБРАТО - легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.Vivace (виваче) - обозначение темпа и выразительности. Быстро, живо.Виртуоз - исполнитель, обладающий выдающимися способностями и блестящей техникой.ВОКАЛИЗ - 1) пение на гласные звуки (упражнение). 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения.ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ - понятие, аналогичное поэтическому циклу. Группа романсов или песен, объединенная общей идеей, а также музыкальным тематизмом. Высотность - относительная высота тона, определяемая числом колебаний в секунду.ГАММА, ЗВУКОРЯД - совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении - в виде гаммы).

В повседневном употреблении термины "звукоряд" и "гамма" взаимозаменяемы, однако звукоряд не обязательно должен быть записан в форме гаммы.ГАРМОНИЧЕСКИЙ РИТМ - скорость, с которой сменяют друг друга аккорды.ГАРМОНИЯ - 1) одновременное звучание - созвучие нескольких тонов (аккорд). 2) связи внутри аккордовых последовательностей. 3) наука о законах соотношения аккордов. 4) "вертикальный" (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее "горизонтальным" (мелодическим) аспектом.Gebrauchsmusik (нем.) - 1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования. 2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.).Gesammtkunstwerk (нем.) - "совокупное произведение искусства".

Термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме.Гексахорд - диатонический звукоряд из шести тонов. Используется в теории Гвидо д'Aреццо.ГЕТЕРОФОНИЯ - тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия характерен для ряда азиатских и африканских культур, а также для некоторых жанров русского фольклора и фольклора иных европейских народов.Glissando (глиссандо) - исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д.

ГОКЕТ - тип полифонической техники в средневековой музыке, состоящий в распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным голосам.ГОЛОВНОЙ РЕГИСТР - самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка.ГОЛОС - 1) звуки, производимые голосовыми связками человека. 2) мелодическая линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или вокального.ГОМОФОНИЯ - тип музыкального письма, при котором имеются мелодическая линия и гармоническое ее сопровождение.Grave (гравэ) - обозначение темпа и выразительности. Медленно, торжественно.Grand opera (франц.) - "большая опера". Жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью.ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - литургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской церкви.

Получило название по имени папы Римского Григория I (ок. 540-604), который упорядочил церковное пение.ГРИФ - у скрипки и подобных ей инструментов - деревянная (или пластмассовая) пластинка, над которой натянуты струны и на которой располагаются пальцы исполнителя во время игры.ГРУДНОЙ ЗВУК - использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка.ГРУППЕТТО - тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке, состоящий в окружении, опевании основного тона снизу и сверху. Например, при основном тоне до группетто будет иметь вид ре - до - си - до. Обозначается как (да капо) - "с начала". Указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения.

Сокращенно D.C.Dal segno (даль сеньо) - "начиная от знака". Указание, предписывающее повторить фрагмент от знака . Сокращенно D.S.ДВОЙНАЯ ТРЕЛЬ - одновременная трель на двух высотных уровнях.ДВОЙНОЙ МЕТР - метр, для которого типичны два основных ударения в такте - более сильное и более слабое. Например, в размере 6/8 два ударения. На первую восьмую - сильное, на четвертую - слабое.ДВОЙНОЙ ЯЗЫЧОК - техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (например, на трубе, валторне, флейте), при которой удвоенные звуки извлекаются быстрым движением языка исполнителя (подобно быстрому произнесению звуков "т-к").ДВОЙНЫЕ НОТЫ - одновременное сочетание двух или более звуков на струнных смычковых инструментах (например, на скрипке).ДЖАЗ - один из музыкальных стилей 20 в., возникший в США.

Для джаза характерны большая роль импровизационного начала и сложность ритмики.Giocoso (джокозо) - весело, игриво.ДИАПАЗОН - 1) в средневековой теории музыки - октава. 2) название одной из флейтовых труб органа. 3) объем звучания голоса, инструмента и т.д.Диатоника - семитоновый звукоряд в пределах октавы, не имеющий альтерированных тонов.Divisi (дивизи) - указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов.ДИЕЗ ( и дубль-диез () - знаки, указывающие на повышение тона полутон или на два полутона, т.е. На целый тон.Diminuendo (диминуэндо) - динамическое указание, аналогичное decrescendo.Динамические обозначения - слова (например, forte), буквенные сокращения (например, f или p) и условные значки (например, вилочки), указывающие на динамический уровень исполнения и его изменения.ДИСКАНТ - 1) вид многоголосия 12-15 вв.

2) самый высокий голос в хоре или в группе инструментов (в России - в хоровой партитуре для хора мальчиков, иногда вместе с мужским хором, преимущественно в духовной музыке).ДИССОНАНС - нестройное, неслитное звучание двух и более тонов. Диссонанс часто разрешается в консонанс. Диссонас, как и консонанс - исторически изменяющееся понятие.ДОБАВОЧНЫЕ ЛИНЕЙКИ - короткие линейки, которые помещаются выше или ниже нотного стана для обозначения звуков, находящихся выше или ниже диапазона, охватываемого нотным станом.Doloroso (долорозо) - указание выразительности. "скорбно".Dolce (дольче) - указание выразительности. "нежно", "ласково".Доминанта - пятая ступень мажорного или минорного звукоряда (например, соль в до мажоре).Decrescendo (дэкрещендо) - динамическое указание.

Постепенное ослабление громкости. Обозначается также вилочкой .ЗАДЕРЖАНИЕ - один или несколько звуков аккорда, которые тянутся в то время, как другие голоса переходят в новый аккорд. Задержания обычно диссонируют с новым аккордом и потом разрешаются в него.ЗАТАКТ - один или несколько звуков в начале фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения. Затакт всегда приходится на слабую долю и предшествует сильной доле первого полного такта.ЗВУКОПИСЬ - прямая ассоциативная связь музыки с текстом в вокальной музыке. Например, восходящее гаммообразное движение на слова "и восшел на небеса".Idee fixe (франц.) - буквально "навязчивая идея". Термин, связанный прежде всего с симфонической музыкой Г.Берлиоза и обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии).ИДИОФОН - инструмент, в котором источником звука является вибрирующий корпус (например, гонг, треугольник).ИМИТАЦИЯ - повторение музыкальной мысли, точное или несколько измененное, в разных голосах полифонической фактуры.ИМПРЕССИОНИЗМ - художественное движение в изобразительных искусствах и в музыке, возникшее в конце 19 в.

Для него типично обращение прежде всего к чувствам, а не к интеллекту, стремление к красочности, к воплощению мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности. В музыке наиболее яркий представитель импрессионизма - К. Дебюсси, а также авторы, испытавшие влияние его стиля.ИМПРОВИЗАЦИЯ - искусство спонтанного создания или интерпретации музыки (в отличие от точного следования заранее записанному тексту).ИНВЕРСИЯ, обращение - 1) в мелодическом смысле изложение мотива или темы в обратном движении. Например, вместо до - ре - ми С• ми - ре - до. 2) в гармоническом смысле построение того или иного аккорда не от первой (нижней) ступени, а от какой-либо иной. Например, первым обращением трезвучия до - ми - соль является секстаккорд ми - соль - до.Инструментовка, оркестровка - искусство распределения голосов музыкальной фактуры между участниками ансамбля см.

Оркестровка.ИНТЕРВАЛ - музыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся поочередно, и гармоническими, когда тона звучат одновременно.ИНТОНАЦИЯ - 1) степень относительной акустической точности, с которой звуки воспроизводятся солистом или ансамблем (вокальным или инструментальным). 2) начальный мелодический мотив средневековых формул псалмодирования (исполнения псалмов мелодическим речитативом).КАБАЛЕТТА - 1) небольшая виртуозная оперная ария. 2) заключительный быстрый раздел оперной арии.КАВАТИНА - короткая лирическая ария песенного типа.КАДАНС - завершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность. Основные типы каданса - автентический (доминанта - тоника), плагальный (субдоминанта - тоника).КАДЕНЦИЯ - в инструментальном концерте для солиста с оркестром - виртуозный сольный раздел, обычно помещающийся ближе к завершению части.

Каденции иногда сочинялись композиторами, но часто предоставлялись на усмотрение исполнителя.Камерная музыка - инструментальная или вокальная ансамблевая музыка, предназначенная для исполнения главным образом в небольших залах. Распространенным камерно-инструментальным жанром является струнный квартет. Cantabile (кантабиле) - певучий, связный стиль исполнения.КАНТИЛЕНА - вокальная или инструментальная мелодия лирического, певучего характера.Cantus firmus (лат.) (кантус фирмус) - буквально "прочный напев". Ведущая мелодия, часто заимствованная, которая составляет основу полифонической композиции.Cantus planus (лат.) (кантус планус) - ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала.КАСТРАТ - мужской голос, сопрано или альт, использовавшийся в итальянской опере, преимущественно эпохи барокко.Quasi (квази) - как, подобно.

Quasi marcia - как марш.КВАРТЕТ - струнный квартет. Ансамбль из двух скрипок, альта и виолончели. Фортепианный квартет. Ансамбль из скрипки, альта, виолончели и фортепиано.КВАРТОЛЬ - деление ритмической доли на четыре равные части.Квинтет - струнный квинтет. Ансамбль, обычно состоящий из двух скрипок, двух альтов и виолончели. Некоторые произведения Боккерини и Шуберта написаны для двух скрипок, альта и двух виолончелей. Фортепианный квинтет. Ансамбль, состоящий из струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель) и фортепиано. Квинтет Форель Шуберта представляет собой редкое исключение из правила, так как он написан скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано.КВИНТОЛЬ - деление ритмической доли на пять равных частей.Quodlibet (кводлибет) - шуточная музыкальная пьеса, объединяющая несколько известных мелодий, часто заимствованных из народных или популярных песен.КЛАВЕСИН - струнный клавишный инструмент 16-18 вв., в котором при нажатии клавиш маленькие плектры зацепляют струны.КЛАВИКОРД - небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук.КЛАВИР - общее название струнных клавишных инструментов (клавикорд, клавесин, фортепиано и т.д.).Klangfarbenmelodie (нем.) - понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А.

Шенберга и его последователей. Каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам.КЛАСТЕР - диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков.КЛЮЧ - 1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою - тонике и обозначаемый знаками при ключе. 2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.). 3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента.КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ - бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность. Например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минорКОДА - заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий заключительный каданс.

Кода способствует завершенности сочинения. В некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация.Колоратура - виртуозный стиль пения, обычно включающий быстрые гаммы, арпеджио, украшения. Как правило, колоратура связана с высоким, легким сопрано, особенно в опере.Con brio (кон брио) - обозначение выразительности. "живо".Con moto (кон мото) - обозначение темпа и выразительности. "с движением".Con fuoco (кон фуоко) - обозначение выразительности. "с огнем".КОНСОНАНС - созвучие, согласное звучание двух и более тонов. Концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей.КОНТРАЛЬТО - самый низкий по регистру женский голос.КОНТРАПУНКТ - тип музыкального письма, при котором голоса (два и более) движутся с относительной самостоятельностью.КОНТРАФАГОТ - большой фагот, играющий на октаву ниже обычного фагота.Контртенор - очень высокий мужской голос (выше тенора).Концертино - в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo.КОНЦЕРТМЕЙСТЕР - 1) первая скрипка в оркестре.

Этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера. 2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра. 3) пианист, разучивающий произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами балета и выступающий с ними на концертах.Concertato (кончертато) - стиль, характерный для музыки эпохи барокко и подразумевающий "соревнование" групп оркестра, хоров и т.д.Cornetto (корнетто), цинк - деревянный или медный духовой инструмент эпохи позднего Возрождения и барокко, предшественник корнета. Имеет конический ствол, чашеподобный мундштук, хроматический звукоряд.Crescendo (крещендо) - обозначение динамики. Постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой .ЛАДЫ - 1) звукоряды типа мажора или минора.

2) в Средневековье система диатонических ("по белым клавишам") модусов (ладов, звукорядов), ведущая свое происхождение от древнегреческих ладов и составляющая основу средневекового церковного пения и развившихся на его основе жанров. В связи с этим средневековые модусы нередко называются церковными ладами. Каждый средневековый модус имеет диапазон октавы и может быть представлен в двух формах - автентической и плагальной. Четыре основные автентические модусы - дорийский от ре, фригийский от ми, лидийский от фа и миксолидийский от соль. У параллельных им плагальных модусов тот же основной тон, но диапазон обычно на кварту ниже. В эпоху Возрождения к описанным модусам были добавлены. Эолийский лад от ля и ионийский лад от до с соответствующими плагальными формами.

См. Лады. 4) жильные, костяные или деревянные пластинки, расположенные на грифах лютни, гитары и других подобных инструментов и отмечающие для исполнителя местонахождение определенных звуков.Larghetto (ларгетто) - 1) обозначение темпа. Медленно, но несколько подвижнее, чем лярго. 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.Largo (ларго) - буквально "широко". 1) обозначение темпа. В общепринятом смысле - самый медленный темп из возможных. 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.Legato (легато) - обозначение выразительности. Связно, без разрывов между звуками.Leggiero (леджиеро) - обозначение выразительности. Легко, грациозно.Лейтмотив - в операх Рихарда Вагнера ( и у других авторов, пользующихся лейтмотивной техникой в произведениях разных жанров) - мелодический, ритмический, гармонический мотив, ассоциирующийся с персонажем, предметом, временем и местом действия, а также с определенными эмоциями и отвлеченными идеями.

См. Лейтмотив.Lento (ленто) - обозначение темпа. Медленно.Либретто - текст оперы и оратории, часто в стихотворной форме.Лига - изогнутая линия под или над нотами, которая связывает их во фразу. Если лига соединяет две ноты одной высоты, то вторая нота не исполняется, а ее длительность присоединяется к длительности первой ноты.Lied (нем. "песня") - термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19 в.Лирическая опера (opera lyrique) - термин, относящийся к французской опере 19 в. И обозначающий разновидность жанра, находящуюся как бы между "большой оперой" (grand opera) и "комической оперой" (opera comique).L'istesso tempo (листэссо тэмпо) - "в том же темпе". Обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности.Лютня - струнный щипковый инструмент.

См. Лютня.Ma non troppo (ма нон троппо) - не слишком. Allegro ma non troppo - не слишком быстро.МАДРИГАЛ - 1) светский вокальный двух- или трехголосный жанр в итальянской музыке 14 в. 2) светская многоголосная хоровая пьеса в Италии и Англии в 16 и начале 17 вв.МАЖОР и МИНОР - термины употребляются. 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) - например, может быть две терции. Мажорная, или большая (до - ми) и минорная, или малая (до - ми-бемоль), т.е. Мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный. 2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов. Трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция - мажорное (до - ми - соль), трезвучие с минорной терцией в основе - минорное (до - ми-бемоль - соль).

3) для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской музыке после 1700 - мажорного (с большой терцией между I и III ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями). Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид. До - ре - ми - фа - соль - ля - си - до. Минорный звукоряд имеет три формы. Натуральный минор, в котором полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых изменяются (альтерируются) VI и VII ступени.См. Музыкальные Гаммы.МАНУАЛ - клавиатура. В русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина.Marcato (маркато) - обозначение выразительности. Отчетливо, с ударением.МЕДИАНТА - III ступень звукоряда.

Например, ми в до мажоре.МЕЛИЗМЫ (украшения) - 1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.). 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами.МЕЛКАЯ НОТА - нота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные. Такая запись может иметь два значения. 1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, "мелкая нота" представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, "отнимающее" ее из последующей длительности.

В русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин "форшлаг". 2) в музыке 19 в., особенно в сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии "мелких нот" часто употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или два такта и т.д.), а длительность каждой из "мелких нот" определяется исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. "свободно").МЕЛОДИЯ - музыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур.Meno (мэно) - "менее". Meno mosso (мэно моссо) - обозначение темпа. Спокойнее, не так быстро.МЕТР - ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии.

Основные типы. Двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте).Метра и размера обозначения - метр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной записи. Верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя - ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти.МЕТРОНОМ - механический прибор для определения темпа произведения, изобретен в 19 в.Mezza voce (мецца воче) - вполголоса.Mezzo forte (меццо фортэ) - не очень громко.МЕЦЦО-СОПРАНО - женский голос средней высоты, между сопрано и контральто.МИКРОТОН - интервал меньше, чем полутон (в темперированном строе).МИНИМАЛИЗМ - музыкальный стиль второй половины 20 в., основанный на длительном повторении, возможно, с небольшими изменениями, весьма лаконичного музыкального материала.МОДАЛЬНОСТЬ - способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда - в отличие от тонального мажоро-минорного принципа.

Термин применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину "модальность" может соответствовать термин "ладовость").Moderato (модерато) - обозначение темпа. Умеренно, между andante и allegro.МОДУЛЯЦИЯ - в мажоро-минорной системе смена тональности.Molto (мольто) - очень. Обозначение темпа. Molto adagio - обозначение темпа. Очень медленно.МОНОДИЯ - 1) сольное или одноголосное хоровое пение без аккомпанемента. 2) стиль итальянской музыки начала 17 в., для которого типично преобладание мелодии над простым аккордовым сопровождением.МОРДЕНТ - украшение (мелизм), обозначаемое как () или () и состоящее в быстром движении на одну ступень вверх или вниз и немедленном возвращении.

Возможен также двойной мордент вверх и вниз.МОТИВ - краткая мелодико-ритмическая фигура, наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения.Musica ficta (музика фикта), musica falsa (музика фальса) - распространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте - с целью избежать диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон).См. Музыкальные Гаммы.Musique concrete (франц.) - одно из направлений в музыке 20 в., зародившееся во Франции. Здесь в качестве основного материала используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим трансформациям.НАСТРОЙКА - процесс корректирования высоты звука на разных инструментах (например, на струнных или на фортепиано), при котором звук обретает высотность, свойственную данной системе темперации, и звучание данного инструмента согласуется со строем других инструментов.НЕАККОРДОВЫЙ ЗВУК - звук, не входящий в состав данного аккорда, но звучащий вместе с ним.НЕВМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - в средневековом искусстве способ вокального письма, при котором на каждый слог текста приходится несколько тонов - в отличие от силлабического стиля, где каждому слогу соответствует один тон, и мелизматического стиля, где каждому слогу соответствует более протяженный распев.НЕВМЫ - знаки старинных нотаций, подобные иероглифам.

Невма может означать как один тон, так и достаточно длинное мелодическое построение. Древнерусские невмы называются крюками.Неоклассицизм - одно из направлений в музыке 20 в., для которого типично использование переосмысленных в современном духе жанров, форм, мелодических моделей и т.д. Эпохи барокко и классицизма.Non troppo (нон троппо) - не слишком. Allegro ma non troppo - обозначение темпа. Не слишком быстро.НОТА - графическое обозначение музыкального звука, а также сам звук.НОТНЫЙ СТАН - совокупность пяти горизонтальных линеек в нотном письме.ОБЕРТОНЫ - призвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона.

Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов.Obligato (облигато) - 1) в музыке 17 и 18 вв. Термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно. 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира.ОКТАВА - интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1 . 2.ОКТЕТ - ансамбль из восьми исполнителей, а также камерно-инструментальное произведение для этого состава.Opus (опус) (лат.

Opus, "произведение". Сокращенно - ор.). Обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора.ОРГАННЫЙ ПУНКТ, ПЕДАЛЬ - выдержанный в басу звук (или несколько звуков), на фоне которого свободно движутся другие голоса. Этот прием часто применяется в органной музыке, в классическом стиле органные пункты обычно появляются перед заключительным кадансом.ОРГАНУМ - форма ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии.Основной тон - главный (чаще всего нижний) звук в рамках данной группы звуков (интервалов, аккордов, ладов и т.д.).Ostinato (остинато) - многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто - в басовых голосах).ПАНДИАТОНИКА - стиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии.Параллельное движение - восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние (например, движение параллельными терциями или паралелльными квартами).ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ - восходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией.ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МАЖОР и МИНОР - мажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор).Patter song (англ.) - юмористическая песня, в которой слова положены на простую мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков.

Слова при этом должны произноситься быстро и отчетливо.ПАУЗА - термин употребляется для обозначения как собственно паузы - перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих.Pesante (пезанте) - обозначение выразительности. Тяжело.Пентатоника - пятиступенные лады. Основной тип - бесполутоновая пентатоника ("по черным клавишам"). Подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в частности русской.ПЕРЕКРЕСТНЫЙ РИТМ - одновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного.ПЕРЕЧЕНИЕ - близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы - например, си и си-бемоль.

В некоторых стилях перечения категорически запрещены.Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. "вечное движение"). Пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца.Pianissimo (пианиссимо) - очень тихо. Сокращенно. Pp.Piano (пиано) - тихо. Сокращенно. P.Piu (пиу) - больше. Piu allegro - обозначение темпа. Быстрее.Pizzicato (пиццикато) - щипком. Способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами.ПЛАГАЛЬНЫЙ - 1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдом.

Значения в других словарях
Тереза

МАТЬ ТЕРЕЗА (1910-1997), католическая монахиня, основательница Ордена милосердия, монашеской конгрегации, занимающейся служением бедным и больным. В 1979 мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира. Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 в Скопье (современная Македония, в те годы - Османская империя) в албанской семье. В возрасте 12 лет девочка решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский католический орден, осуществлявший миссионер..

Теренций Публий

ТЕРЕНЦИЙ, ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР(Publius Terentius Afer)ТЕРЕНЦИЙ. Римский комедиограф(ок. 195-159 до н.э.), римский комедиограф. Родился в Карфагене, в качестве раба был привезен в Рим, а затем отпущен на свободу. Теренций сделался близким другом Сципиона Младшего, в чей кружок входили государственные деятели и литераторы, желавшие усовершенствовать латинский язык, придать ему отточенность и изящество. Шесть комедий Теренция были поставлены в 166-160. Все они - в жанре паллиаты (fabula palliata, мо..

Термиты

(Isoptera),отряд растительноядных насекомых. Хотя раньше термитов называли белыми муравьями, от настоящих муравьев они очень далеки. Это самые примитивные из общественных насекомых. Их высокоразвитая социальная организация основана на различных функциях трех основных каст - производителей, солдат и рабочих особей. Больше всего термитов водится в тропиках, хотя встречаются они и в областях с умеренным климатом. Основная их пища - целлюлоза, содержащаяся в древесине, траве и листьях деревьев, поэт..

Термодинамика

Раздел прикладной физики или теоретической теплотехники, в котором исследуется превращение движения в теплоту и наоборот. В термодинамике рассматриваются не только вопросы распространения теплоты, но и физические и химические изменения, связанные с поглощением теплоты веществом, а также, наоборот, выделение теплоты в ходе физических и химических превращений.См. ТакжеТеплота;Химия Физическая;Химическая Термодинамика. Термодинамика находит широкое применение в физической химии и химической физике ..

Дополнительный поиск Термины Музыкальные Термины Музыкальные

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Термины Музыкальные" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Термины Музыкальные, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 19 символа