Трубецкой Евгений Николаевич

106

(1863-1920), русский философ, правовед, общественный деятель. Родился в Москве 23 сентября 1863. Окончил юридический факультет Московского университета (1885). В 1897 защитил докторскую диссертацию Религиозно-общественный идеал западного христианства в ХI в. Миросозерцание папы Георгия VII и публицистов - его современников. Профессор Киевского (1897-1905) и Московского университетов. Трубецкой - видный представитель религиозно-философской мысли, один из организаторов издательства "Путь" и Религиозно-философского общества им. Вл.Соловьева. К религиозной метафизике Трубецкой, так же как и его брат С.Н.Трубецкой, пришел под непосредственным и значительным влиянием Вл.Соловьева, с которым на протяжении многих лет поддерживал дружеские отношения.

Среди философских сочинений Трубецкого - Философия Ницше (1904), История философии права (1907), Миросозерцание Вл.С.Соловьева (1913), Метафизические предположения познания (1917), Смысл жизни (1918) и др. Он был автором ряда блестящих работ о древнерусской иконописи. Умозрение в красках, Два мира в древнерусской иконописи, Россия в ее иконе. Во время гражданской войны участвовал в белом движении. Умер Трубецкой в Новороссийске 23 января 1920. В трудах Трубецкого нашли отражение основные принципы метафизики всеединства Вл.Соловьева. В то же время он принимал далеко не все в наследии основоположника российской метафизики всеединства и в своем фундаментальном исследовании Миросозерцание Вл.С.Соловьева глубоко критически оценивал пантеистические тенденции в соловьевской метафизике, католические и теократические увлечения философа.

Можно сказать, что радикальный онтологизм соловьевской метафизики всеединства существенно корректируется Трубецким, настаивавшим на определяющем значении и даже "первичности" метафизического познания. Своеобразный гносеологизм философии всеединства Трубецкого отчетливо выражен в первую очередь в его учении об Абсолютном, Всеедином сознании. Безусловное, абсолютное начало, по Трубецкому, присутствует в познании как "необходимая предпосылка всякого акта нашего сознания". Последовательно настаивая на "нераздельности и неслиянности" Божественного и человеческого начал, он следовал тем же принципам и при характеристике процесса познания. "Наше познание...возможно именно как нераздельное и неслиянное единство мысли человеческой и абсолютной".

Полное же единство такого рода в человеческом познании невозможно, считал Трубецкой, и соответственно невозможно полное постижение абсолютной истины и абсолютного смысла бытия, в том числе человеческого бытия ("в нашей мысли и в нашей жизни нет смысла, которого мы ищем"). Идея Абсолютного сознания оказывается у Трубецкого своеобразной метафизической гарантией самого стремления к истине, оправдывает это стремление и в то же время предполагает надежду и веру в реальность "встречного" движения, в самораскрытие Абсолюта, в Божественную Любовь и Благодать.ЛИТЕРАТУРАТрубецкой Е.Н. Два зверя. М., 1918 Трубецкой Е.Н. Из прошлого. М., 1918 Трубецкой С.Е. Минувшее. Париж, 1989 Андрей Белый. Между двух революций. М., 1990 Трубецкой Е.Н.

Три очерка о русской иконе. М., 1992.

Значения в других словарях
Труба

ТРУБАобщее наименование мундштучных духовых инструментов, имеющих длинные узкие и относительно прямые трубки, в отличие от изогнутых конических трубок, которые обычно ассоциируются с рогом. Трубы ведут свое происхождение от полых стволов растений или раковин, употреблявшихся примитивными народами первоначально для придания своему голосу неестественного звучания, внушавшего благоговейный страх, а позднее - для извлечения громких звуков, которым придавалось магическое значение. После того как чело..

Трубадуры

(от прованс. Trobar - находить, создавать),средневековые поэты южной Франции, сочинявшие стихи на провансальском наречии лангедок (langue d'oc). Расцвет лирики трубадуров пришелся на 12-13 вв., в ходу тогда были условности, утвердившиеся благодаря знакомству духовенства и чиновничества с латинской лирикой. Вероятно, не обошлось и без арабского влияния, тем более что Септиманией (область между р.Роной и Пиренеями) прежде правили мавры. Трубадуры, зачастую происходившие из знати, распевали свои пе..

Трубецкой Николай Сергеевич

(1890-1938), языковед, философ, публицист. Уроженец России, князь, родился 4 (16) апреля 1890 в Москве. Писал на русском, немецком, французском языках. В 1913 окончил Московский университет, затем преподавал там до 1916, принадлежал к школе Ф. Ф. Фортунатова. В годы гражданской войны недолго был профессором Ростовского университета, затем эмигрировал. В 1920-1922 жил в Болгарии, с 1922 до конца жизни - профессор Венского университета, с 1930 - член Венской Академии наук.Умер Трубецкой в Вене 25 ..

Трубецкой Сepгей Николаевич

(1862-1905), русский философ, историк философии. Родился в с.Ахтырка Московской губернии 23 июля 1862. Происходил из старинного дворянского рода. В юности испытал влияние позитивизма (прежде всего Г.Спенсера), но уже очень скоро в центре его интересов оказывается немецкая классическая философия, сочинения славянофилов и Вл.С.Соловьева. С Соловьевым его на протяжении многих лет связывали дружеские отношения. В 1885 Трубецкой окончил историко-филологический факультет Московского университета (клас..

Дополнительный поиск Трубецкой Евгений Николаевич Трубецкой Евгений Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Трубецкой Евгений Николаевич" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трубецкой Евгений Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 28 символа