Чернышевский Николай Гаврилович
(1828-1889), русский писатель, публицист, общественный деятель. Родился 12 июля 1828 в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После университета преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах "Современник" и "Отечественные записки". В 1855 Чернышевский защищает магистерскую диссертацию Эстетические отношения искусства к действительности. В 1862 был арестован и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. В 1883 Чернышевскому было разрешено поселиться в Астрахани, а за полгода до смерти переехать в Саратов.
Умер Чернышевский в Саратове 17 октября 1889. Чрезвычайно сильное влияние оказало на Чернышевского философское учение Л.Фейербаха. Уже в конце жизни он писал, что считает себя верным последователем немецкого материалиста. "Единственной философской системой, верной научному духу" называл Чернышевский учение одного из основоположников позитивизма - О.Конта. В то же время многое в учении Конта он не принимал и оценивал весьма критически (в частности, контовскую концепцию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества). Идеализм во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики - непримиримой и радикальной. У Фейербаха он особенно ценил именно такой подход. В фейербаховской критике гегелевской философии он видел образец решительного и последовательного преодоления "метафизической трансцендентальности", хотя и признавал заслуги представителей немецкого классического немецкого идеализма (прежде всего Гегеля и Шеллинга) в сфере диалектики, в определении "общих форм, по которым двигался процесс развития".
К основным философским трудам Чернышевского относятся Эстетические отношения искусства к действительности (1855). Антропологический принцип в философии (1860). Характер человеческого знания (1885). В.И.Ленин писал, что от сочинений Чернышевского веет духом классовой борьбы. Действительно, даже среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой "чистой науки" для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности. "Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ".
Причисляя себя к материалистическому направлению в философии, Чернышевский критиковал не только последовательный философский идеализм, но и все, в чем усматривал уступку идеалистическому мировоззрению. Скептицизм, дуализм и пр. Можно сказать, что и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть "так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей. В ней есть разнородная материя с разнородными качествами. Они сталкиваются - начинается жизнь природы". Столь же безапелляционно Чернышевский формулировал и суть своего понимания основ материалистической гносеологии.
"Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль. Во-первых, тут есть внешний предмет, производящий ощущение. Во-вторых, существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение. Чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние. А когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет". Моральная философия И.Бентама, родоначальника этики утилитаризма, была хорошо известна в России 19 в. Чернышевский в своей теории "разумного эгоизма" дал своеобразную революционную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики. Критерий морали - достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Концепция "разумного эгоизма" оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для "разумной личности".
"Новые люди" в его знаменитом романе Что делать. Осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как "удовольствие". Обращение Чернышевского к моральной сфере было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В своей эстетике, в отношении к искусству мыслитель-революционер руководствовался теми же общими принципами. "Искусство для искусства, - утверждал он, - мысль такая же странная в наше время, как "богатство для богатства", "наука для науки" и т.д. Все человеческие дела должны служить на пользу человеку.., искусство также должно служить на какую-нибудь существенную пользу, а не на бесплодное удовольствие".ЛИТЕРАТУРАКотляревский Н.
Очерки из истории общественного настроения 60-х гг. Н.Г.Чернышевский и новая вера в философском одеянии. - Вестник Европы, 1912, дек. Стеклов Ю.М. Н.Г.Чернышевский. Его жизнь и деятельность, 2-е изд. М. - Л., 1928 Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений, тт. 1-15. М., 1939-1953 Н.Г.Чернышевский в воспоминаниях современников. М., 1982.
Дополнительный поиск Чернышевский Николай Гаврилович
На нашем сайте Вы найдете значение "Чернышевский Николай Гаврилович" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чернышевский Николай Гаврилович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 31 символа