Чжи-разумность

211

"Разумность", "хитроумие", "мудрость", "интеллект" (чжи1). В узком смысле - качество "совершенного (благородного) мужа" (цзюнь цзы), в широком - свойство, выделяющее человека из животного мира. Как философская категория понятие "чжи1" использовалось главным образом мыслителями-конфуцианцами. Конфуций (6-5 вв. До н.э.) поставил чжи1 на второе место в триаде достоинств цзюнь цзы между "гуманностью" (жэнь2) и "мужеством" (юн1). Понятие "разумности" у него (и в раннеконфуцианских текстах) выражено омонимом чжи2 ("знание, знать, ведать, познание"), означая качество, избавляющее от сомнений ("гуманность" - от уныния, а "мужество" - от страха). По Конфуцию, "высшая разумность", как и "низшая глупость", неизменна.

Моисты (мо цзя) считали чжи1 высшей ступенью и целью познания. В легистском трактате Хань Фэй-цзы (3 в. До н.э.) понятие "чжи1" употреблено в негативном смысле. "опутанное хитроумием" (чжи1) и эгоизмом "сердце" (синь1) не способно воспринять "всеобъемлемость великого тела" (цюань да ти) Вселенной. В даосском памятнике Ле-цзы (4 в. До н.э. - 4 в. Н.э.) "разумность" (чжи1) и "рассудительность" (люй) объявлены "тем, благодаря чему человек ценнее птиц и зверей", но руководящим началом "разумности" названы "благопристойность" (ли2) и "должная справедливость" (и1) (возможно, позднейшая конфуцианская интерполяция). В конфуцианских текстах коннотации чжи1 исключительно положительны. Чжун юн (5-2 вв. До н.э.) ставит чжи1 уже на первое место в комплексе с "гуманностью" и "мужеством".

Формула "чжи - жэнь - юн" подана как выражение понятия "распространяющаяся (всеобъемлющая) добродетель Поднебесной" (Тянь ся чжи да дэ) и в этом виде стала канонической Как средство "приближения к чжи1" в Чжун юне рассматривается "любовь к учебе". В Мэн-цзы (4-3 вв. До н.э.) "началом разумности" объявлено "утверждающее и отрицающее сердце", а "разумность" - исконно присущей природе человека наряду с "гуманностью", "долгом/справедливостью", "благопристойностью". В Хань шу (1 в.) "способность участия в совершении добра и неспособность участия в совершении зла" определяется как "высшая разумность". Ей противопоставляется "низшая глупость" как способность только к "совершению зла". Промежуточное положение занимает "средний человек", способный творить и добро, и зло.

На основании этой троичной схемы строится девятеричная классификация мифических и исторических персонажей. Ван Чун (1 в.) соотносил "высшую разумность" у Конфуция с носителем "предельного добра" (цзи шань). Хань Юй (8-9 вв.) включил "разумность" в пятеричный набор качеств, "делающих человеческую природу (син1) тем, что она есть", наряду с "гуманностью", "благопристойностью", благонадежностью" (синь2) и "должной справедливостью". В китайском буддизме иероглиф "чжи1" применялся для обозначения понятия "джняна" - высшего полного знания, получаемого в результате медитации при растворении объекта в субъекте и охватывающего все виды знания, не являясь их суммой.ЛИТЕРАТУРААнтология мировой философии, т. 1, ч.

1. М., 1969 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.

Значения в других словарях
Чжань Жошуй

Чжань Юаньмин, Чжань Минцзэ, прозвище Ганьцюань (1466-1560), китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, педагог, член академии Ханлинь. Родился 20 ноября 1466 в Цзэнчэне (совр. Провинция Гуандун). Происходил из богатой семьи. В 1505 получил высшую ученую степень цзиньши. Сначала находился в фаворе у императора Ши-цзуна (1521-1566), в 1524 стал главой Государственного университета в Южной столице - Нанкине, в 1533-1540 возглавлял в Нанкине три ведомства. Ритуалов, чинов и военное,..

Чжао Цзыян

(р. 1919), китайский политический деятель, занимавший пост премьера государственного совета КНР с 1980 по 1987 и генерального секретаря ЦК КПК с 1987 по 1989. Родился в 1919 в провинции Хэнань. В возрасте 15 лет вступил в партизанский отряд. Во время китайско-японской войны (1937-1945) и гражданской войны (1946-1949) работал в органах местного самоуправления. В 1949 армия, куда был направлен для ведения партийной работы Чжао Цзыян, была передислоцирована в южную провинцию Гуандун. В 1965 он был ..

Чжи-син

"Знание - действие". Терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии. Чжи2 - "[[действенное]] знание" ("сознание", "познание", "разумность", "мудрость", "понимание", "видение") и син3 - "[[сознательное]] действие" ("деятельность", "активность", "поступок", "осуществлять", "идти"). Чжи2 как философская категория подразумевает, с одной стороны, чистые формы познания, с другой - целесообразные сознательные действия, практический опыт (ср. "ведать..

Чжоу Дуньи

Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, Чжоу Юань-гун (1017-1073), китайский философ и литератор, главный основоположник неоконфуцианства. Родился в 1017 в Индао (совр. Уезд Даосянь провинции Хунань). Происходил из семьи чиновника, в 1036-1071 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Через своего дядю по матери, ставшего ему приемным отцом, крупного чиновника Чжэн Сяна был связан с консервативной группировкой при дворе, которая противодействовала реформам В..

Дополнительный поиск Чжи-разумность Чжи-разумность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чжи-разумность" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чжи-разумность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 14 символа