Архонты

180

(греч. Άρχοντες «начальники», «правители»), в христианских представлениях (особенно у гностиков) духи-мироправители. Мысль о том, что земля до эсхатологической катастрофы находится во власти могущественных и таинственных, враждебных богу и человеку существ, довольно отчётливо выражена в канонических новозаветных книгах. Сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в традиционном переводе - «князь мира сего», Ио. 12, 31 и др.). Речь идёт о духовной войне верующего на стороне бога «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Эфес. 6, 12), о бессилии «ангелов», «начал» и «властей» («сил») отлучить христианина от любви божьей (Рим.

8, 38-39. «начала», как и «начальства» в Эфес. 6, 12 - это греч. 'αρχαί - лексический вариант слова «А.»). В ортодоксальной христианской системе А. Безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги дьявола, как и он сам, они выступают как антагонисты бога-творца. Напротив, в гностических представлениях А. Рассматриваются, во-первых, как существа амбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена «совершенным» гностиком, но находится с замыслами бога в очень сложных отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно и нравственного закона как системы запретов и заповедей (в этой своей двуединой роли А. У гностиков сливаются с Яхве - богом Ветхого завета). Это особенно явно в той гностической системе, которая рассматривает Ветхий завет как продукт инспирации со стороны семи А.

(седьмица - космическое число, ср. Также Иран. Амеша Спента, христ. Архангелы), между которыми поделены как имена и эпитеты библейского единого бога, так и имена ветхозаветных пророков (Иао, т. Е. Яхве, «говорил» через Самуила, Нафана, Иону и Михея, Саваоф - через Илию, Иоиля и Захарию. Верховный среди А.- Иалдаваоф, рассматриваемый как отец превзошедшего его Иисуса Христа,- через Моисея, Иисуса Навина, Амоса и Аввакума и т. Д.). У офитов (ранняя гностическая секта) А. Имеют отчасти имена архангелов и зооморфное обличье. У Михаила лик льва, у Суриила - быка, у Рафаила - змия, у Гавриила - орла, у Фавфаваофа - медведя, у Ератаофа - пса, у Фарфаваофа или Оноила («осло-бог») - осла. Между этой семёркой А. Стихии и народы поделены по жребию.

Верховный А., отождествляемый также с Абраксасом, дух космического целого, не будучи абсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования бесконечно превосходящего его абсолютного бога, за которого принимал самого себя. Вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его мудростью и благостью. Иногда, как в гностической системе Василида, образ верховного А. Раздваивается на «великого А.», царившего от Адама до Моисея, и «второго А.», даровавшего при Моисее Закон.Лит. Quispel G., Gnoeis ale Weltreligion, Z„ 1951. Grant R. М. Q. Gnosticism and early Christianity, 2 ed., N. Y., 1966.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Архонты

(греч. Archoin, от archein - быть первым, господствовать). Сановники, управлявшие Афинской республикой по смерти Кодра.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)сначала правители афинской республики. Позднее председатели судов.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Архонты

(греч. Arhe - начало, главенство) Высшие должностные лица в городах-государствах Древней Греции.. ..

Архонты

(греч., ед. Ч. Arxon - начальник, правитель) - 1) Старшие начальники, правители, главы обществ откупщиков и т. Д. В полисах Др. Греции и в ряде эллинистич. Гос-в. 2) В Афинах до нач. 5 в. До н. Э. - высшая правительств. Коллегия. Согласно традиции, после гибели в 11 в. До н. Э. Басилея Кодра его сын Медонт был объявлен пожизн. А. В сер. 8 в. До н. Э. Срок власти А. Сократился до 10 лет. Еще у первых пожизн. А. Была отнята воен. Власть и передана военачальнику-полемарху, а все вновь возникавшие ф..

Архимед

(Apchimedes, Αρχιμήδης). Родился в Сицилии в г. Сиракузы в 287 г. До Р.Х. Величайший из древних математиков. Он изобрел так наз. “Архимедову улитку” (водяной винт) и открыл закон о потере веса тел в воде. Царь сиракузский Гиерон заказал мастеру корону из чистого золота. Готовая корона весила столько же, сколько отпущенное для работы золото, но царь все-таки подозревал мастера в том, что он подмешал к золоту низкий металл. Архимеду было поручено расследовать это дело, и он при помощи только что о..

Архит

(Apchytas, Αρχύτας). Философ пифагорейской школы. Жил около 400 г. До Р.Х.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Арштат

(авест.), Аршта (др.-перс. Бехистунская надпись Дария I, 520-518 до н. Э.), в иранской мифологии божество, персонификация чести и правдивой прямоты в мыслях, словах и делах. А. Посвящён «Яшт» (XVIII). А. - основное достоинство сословия свободных и особенно государей. Только неуклонное следование А. Обеспечивало правителю постоянство удачи и славы, символизированных в царственном нимбе - фарне. Существо образа А. В «Авесте» и в Вехисту некой надписи совпадает, но во фразеологии «Яшта» усматривает..

Арьи

Между тем, появление в ареале угасшей или угасавшей хараппской цивилизации пришельцев с северо-запада, арьев, не вызывает сомнений. Они появились после того, как эта цивилизация начала клониться к упадку (Бонгард-Левин, 1993, 9 и сл.). Принадлежность арьев к обширной группе народов, говоривших и продолжающих говорить на близких арьям языке, дает в распоряжение науки в качестве источника ценнейший лингвистический материал. Наличие в языке индоарьев терминологии и образов, сохранившихся в других ..

Дополнительный поиск Архонты Архонты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Архонты" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Архонты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа