Архонты
(греч. Άρχοντες «начальники», «правители»), в христианских представлениях (особенно у гностиков) духи-мироправители. Мысль о том, что земля до эсхатологической катастрофы находится во власти могущественных и таинственных, враждебных богу и человеку существ, довольно отчётливо выражена в канонических новозаветных книгах. Сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в традиционном переводе - «князь мира сего», Ио. 12, 31 и др.). Речь идёт о духовной войне верующего на стороне бога «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Эфес. 6, 12), о бессилии «ангелов», «начал» и «властей» («сил») отлучить христианина от любви божьей (Рим.
8, 38-39. «начала», как и «начальства» в Эфес. 6, 12 - это греч. 'αρχαί - лексический вариант слова «А.»). В ортодоксальной христианской системе А. Безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги дьявола, как и он сам, они выступают как антагонисты бога-творца. Напротив, в гностических представлениях А. Рассматриваются, во-первых, как существа амбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена «совершенным» гностиком, но находится с замыслами бога в очень сложных отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно и нравственного закона как системы запретов и заповедей (в этой своей двуединой роли А. У гностиков сливаются с Яхве - богом Ветхого завета). Это особенно явно в той гностической системе, которая рассматривает Ветхий завет как продукт инспирации со стороны семи А.
(седьмица - космическое число, ср. Также Иран. Амеша Спента, христ. Архангелы), между которыми поделены как имена и эпитеты библейского единого бога, так и имена ветхозаветных пророков (Иао, т. Е. Яхве, «говорил» через Самуила, Нафана, Иону и Михея, Саваоф - через Илию, Иоиля и Захарию. Верховный среди А.- Иалдаваоф, рассматриваемый как отец превзошедшего его Иисуса Христа,- через Моисея, Иисуса Навина, Амоса и Аввакума и т. Д.). У офитов (ранняя гностическая секта) А. Имеют отчасти имена архангелов и зооморфное обличье. У Михаила лик льва, у Суриила - быка, у Рафаила - змия, у Гавриила - орла, у Фавфаваофа - медведя, у Ератаофа - пса, у Фарфаваофа или Оноила («осло-бог») - осла. Между этой семёркой А. Стихии и народы поделены по жребию.
Верховный А., отождествляемый также с Абраксасом, дух космического целого, не будучи абсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования бесконечно превосходящего его абсолютного бога, за которого принимал самого себя. Вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его мудростью и благостью. Иногда, как в гностической системе Василида, образ верховного А. Раздваивается на «великого А.», царившего от Адама до Моисея, и «второго А.», даровавшего при Моисее Закон.Лит. Quispel G., Gnoeis ale Weltreligion, Z„ 1951. Grant R. М. Q. Gnosticism and early Christianity, 2 ed., N. Y., 1966.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Архонты
На нашем сайте Вы найдете значение "Архонты" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Архонты, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 7 символа