Асмодей
(евр. 'ašmedaj, греч. Άσμοδαίος), в иудаистических легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по-видимому, из иранской мифологии (ср. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод. А. Преследует некую иудейскую девицу Сарру своей ревностью, не давая свершиться её браку и последовательно умерщвляя в брачную ночь семерых мужей прежде соития с ней, и только благочестивому Товии, пользующемуся помощью Яхве и архангела Рафаила, удаётся прогнать А. И сделать Сарру своей женой (Тов. 3, 7-8. 9). А. Выступает здесь как особенный недруг одного из «божьих установлений» - брака. Этот мотив развивается в апокрифическом «Завете Авраама», восходящем к 1 в. Уже происхождение А.
Связано с блудом между (падшими) ангелами и «дочерьми человеческими» (упомянутым Быт. 6, 2), и сама природа А. Побуждает его разрушать брачное сожительство средствами бессилия, холодности и отклонения желаний в недолжную сторону (апокрифическое соч. «Завет Соломона» 21-23). Это наиболее существенная сторона легенд об А. С ней связаны две другие линии - перенос на А. В его отношениях с Соломоном мотивов сверхъестественного помощника царя-строителя, а также двойника царя, подменяющего его на престоле до истечения срока наказания, пока царь должен бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свою гордость. В обеих этих линиях, в отличие от первой, А. Наделён амбивалентностью, присущей персонажу сказки, а не легенды.
Он выступает как стихийная сила, непредсказуемая, неподвластная человеческим меркам, опасная, но не злая. Соломону удаётся опоить А., связать в пьяном виде и наложить на него свою магическую власть (мотивы «захвата опоенного чудовища», ср. Сюжет Мидаса и Силена. «чудовища на человеческой службе», ср. Рассказы о джиннах и т. П.). А., как и полагается захваченному чудовищу, выдаёт некую тайну, а именно. Секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, и вообще помогает строить храм, попутно проявляя прозорливость. Возгордившись, Соломон предлагает А. Показать свою мощь и отдаёт ему свой магический перстень (ср. Мотив посрамлённой гордыни Соломона в исламских преданиях, см. Сулайман). А. Немедленно вырастает в крылатого исполина неимоверного роста, забрасывает Соломона на огромное расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место.
А. И здесь выдаёт свою природу блудного беса и недруга брака тем, что, хозяйничая в гареме Соломона, систематически нарушает ритуальные запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца, когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и А. Получила универсальное распространение в литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского средневековья. В славянских изводах партнёр Соломона именуется Китоврасом (ср. Греч. Κένταυρος кентавр), в западноевропейских - Маркольфом (Морольфом, Марольтом).Лит. Веселовский А. Н., Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине, СПБ, 1872.
Rudwin М., Asmodeus, dandy among demons, "The Open Court", 1930, v. 44.С. С. Аееринцев.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Асмодей
На нашем сайте Вы найдете значение "Асмодей" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Асмодей, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 7 символа