Асмодей

149

(евр. 'ašmedaj, греч. Άσμοδαίος), в иудаистических легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по-видимому, из иранской мифологии (ср. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод. А. Преследует некую иудейскую девицу Сарру своей ревностью, не давая свершиться её браку и последовательно умерщвляя в брачную ночь семерых мужей прежде соития с ней, и только благочестивому Товии, пользующемуся помощью Яхве и архангела Рафаила, удаётся прогнать А. И сделать Сарру своей женой (Тов. 3, 7-8. 9). А. Выступает здесь как особенный недруг одного из «божьих установлений» - брака. Этот мотив развивается в апокрифическом «Завете Авраама», восходящем к 1 в. Уже происхождение А.

Связано с блудом между (падшими) ангелами и «дочерьми человеческими» (упомянутым Быт. 6, 2), и сама природа А. Побуждает его разрушать брачное сожительство средствами бессилия, холодности и отклонения желаний в недолжную сторону (апокрифическое соч. «Завет Соломона» 21-23). Это наиболее существенная сторона легенд об А. С ней связаны две другие линии - перенос на А. В его отношениях с Соломоном мотивов сверхъестественного помощника царя-строителя, а также двойника царя, подменяющего его на престоле до истечения срока наказания, пока царь должен бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свою гордость. В обеих этих линиях, в отличие от первой, А. Наделён амбивалентностью, присущей персонажу сказки, а не легенды.

Он выступает как стихийная сила, непредсказуемая, неподвластная человеческим меркам, опасная, но не злая. Соломону удаётся опоить А., связать в пьяном виде и наложить на него свою магическую власть (мотивы «захвата опоенного чудовища», ср. Сюжет Мидаса и Силена. «чудовища на человеческой службе», ср. Рассказы о джиннах и т. П.). А., как и полагается захваченному чудовищу, выдаёт некую тайну, а именно. Секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, и вообще помогает строить храм, попутно проявляя прозорливость. Возгордившись, Соломон предлагает А. Показать свою мощь и отдаёт ему свой магический перстень (ср. Мотив посрамлённой гордыни Соломона в исламских преданиях, см. Сулайман). А. Немедленно вырастает в крылатого исполина неимоверного роста, забрасывает Соломона на огромное расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место.

А. И здесь выдаёт свою природу блудного беса и недруга брака тем, что, хозяйничая в гареме Соломона, систематически нарушает ритуальные запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца, когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и А. Получила универсальное распространение в литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского средневековья. В славянских изводах партнёр Соломона именуется Китоврасом (ср. Греч. Κένταυρος кентавр), в западноевропейских - Маркольфом (Морольфом, Марольтом).Лит. Веселовский А. Н., Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине, СПБ, 1872.

Rudwin М., Asmodeus, dandy among demons, "The Open Court", 1930, v. 44.С. С. Аееринцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Асмодей

(др.-евр. Ашмедай — искуситель) в ветхозаветной книге Товита (2 в. До н. Э.), в Талмуде и в апокрифах — злой дух, глава демонов, разрушитель браков.. ..

Асмодей

АСМОДЕЙ - в библейской мифологии злой дух.. ..

Асмодей

АСМОДЕЙ, в Библии злой дух.. ..

Асмодей

(собственно Ашмедай, то есть искуситель) — злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. В книге Товия А. Убивает из ревности одного за другим семерых мужей Сарры. В Талмуде он называется князем демонов, т. Е. Сатаною, изгнавшим царя Соломона из его царства. В славянской повествовательной литературе XVI и XVII веков это сказание известно в двух редакциях. Западной, которая носит название — "Разговор Соломона с Морольфом", и восточной — "Сказание о Соломоне и Китоврасе..

Асмодей

(древнеевр. "Ашмедай"), персонаж послебиблейской демонологии. Вероятно, заимствован из иранской мифологии, где Айшма дэва - демон ярости и похоти. Асмодей фигурирует также в качестве царя демонов. Иногда он отождествляется с сатаной. Греки иногда отождествляли его с духом-губителем Аполлионом. Асмодей упоминается в Талмуде. Он известен как дух супружеского несчастья и ревности. В библейской Книге Товита рассказывается история его страсти к Сарре, дочери Рагуила. Она выходила замуж семь раз, и ка..

Асмодей

(·Тов.3:8,17) - злой дух, диавол. Так назывался злой дух, погубивший нескольких женихов Сарры, дочери Рагуиловой. По мнению позднейших Евреев, это главный из демонов, или царь демонов.. ..

Асмодей

(евр. Ascmodai, от haschmed - разрушать). Злой дух плотской любви, разрушитель семейного счастья.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)в книге Товита злой дух, убивший 7 мужей Сарры, дочери Рагуила. В Талмуде - князь демонов. В поэзии - демон, разрушитель браков, дух сластолюбия(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)евр. Aschmodai, от hashmed, разрушать. Злой дух плотской любви.(Источник. "..

Асмодей

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Асмодей

В библейской мифологии злой дух.. ..

Асмодей

(евр. Ашмедай) - искуситель, злой сластолюбивый демон, (шутл.) нарушитель супружеского согласияСр. Перед ней, в ночной тишине, по манию Асмодея поднимались крыши с богатых и бедных домов и раскрывались спрятанные под ними картины общественных бедствий, добродетелей, пороков и всяческой суеты. "Ах, где этот кудесник Асмодей и его волшебство. - говорила Дуня подруге. - он отворяет темницы, разбивает цепи и замки!"Данилевский. На Индию. 1, 2.Ср. (Прабабке Еве) стало скучно под конец!Явился змей. По..

Асмодей

Злой дух, соблазнитель, диавол, бес, сатана.. ..

Асмодей

М.1) Глава демонов, злой дух, разрушитель браков (в древнееврейской апокрифической литературе).2) Употр. Как символ злого духа, разрушителя браков.. ..

Асмодей

(·Тов.3:8,17) - злой дух, диавол. Так назывался злой дух, погубивший нескольких женихов Сарры, дочери Рагуиловой. По мнению позднейших Евреев, это главный из демонов, или царь демонов.. ..

Асмодей

В до-христианских и христианских верованиях злой дух вожделения.. ..

Асклепиад

(Asclepiades, Ασχληπιάδης). Римский врач, живший в I веке до Р.Х. И славившийся своими исцелениями. Имя его произведено от бога Асклепия.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Асклепий

Или Эскулапий(Aesculapius, Ασχλήπιος). Бог врачевания, сын Аполлона и Корониды. Он был воспитан кентавром Хироном, который научил его искусству врачевания и охоты. Асклепий не только исцелял больных, но даже возвращал к жизни умерших. Чтобы мировой порядок не подвергался таким нарушениям и чтобы люди не избавились от страха смерти и не перестали бояться богов, Зевс убил Асклепия молнией. В храмах Асклепия держали змей. Кроме змей, священным животным Асклепия считался петух. В Риме Асклепий почит..

Асоп

(Άσωπος), в греческой мифологии бог одноимённой реки в Греции, сын Посейдона и нимфы Перо (по другим версиям, - сын Океана и Тефиды или Зевса и Эвриномы). У А. Двенадцать дочерей и два сына - эпонимы городов и островов. Дочь А. Эгина, соблазнённая и похищенная Зевсом, родила Эака. Узнав от Сисифа о похищении Эгины, А. Стал преследовать Зевса, но был вынужден возвратиться в родное русло, устрашённый молниями Зевса (Apollod. Ill 12, 6).а. Т.-г.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Аспазия

(Aspasia, Ασπασία).1) Знаменитая греческая гетера, родом из Милета, отличавшаяся замечательным умом и образованностью, а также красотой и грацией. Она была любовницей Перикла, который развелся с женой и жил с нею до самой своей смерти. Дом Аспазии был интеллектуальным центром Афин, и сам Сократ искал общества этой замечательной женщины. После смерти Перикла она сошлась с Лизиклом, который, благодаря ей, сделался Выдающимся оратором.2) Аспазия младшая, родом из Фокеи, известная своей красотой. Он..

Дополнительный поиск Асмодей Асмодей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Асмодей" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Асмодей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа