Ахилл

233

Ахиллес (Άχιλλεύς), в греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днём натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери (Apollod. Ill 13, 6). Согласно другой версии (Stat. Achill. I 269 след.), Фетида купала А. В водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Оскорблённая вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал А. На воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкозвучной кифаре и пению (Apollod.

Ill 13, 6). Как самый юный из поколения героев - будущих участников Троянской войны - А. Не входил в число женихов Елены (по другим версиям мифа, его удержал от сватовства Хирон, обладавший даром предвидения) и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что её сыну всё же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала А. Во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там А. Жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака А. С дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия А. Поход под Трою обречён на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем.

Под видом купцов Одиссей и его спутники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием (мечом, щитом и др.). По версии, восходящей, вероятно, к Еврипиду. Одиссей велел своим воинам сыграть сигнал тревоги. Испуганные девушки разбежались, тогда как А. Схватился за оказавшееся под руками оружие и бросился навстречу врагу (Apollod. Ill 13, 6-8). Так опознанный греками А. Стал участником похода на Трою. Во главе ополчения мирмидонян на 50 кораблях, в сопровождении своего верного друга и побратима Патрокла, прибыл А. В Авлиду. К этому времени относится его участие в жертвоприношении Ифигении. По Еврипиду (трагедия «Ифигения в Авлиде»), Атриды для того, чтобы вызвать Ифигению в Авлиду (для принесения её в жертву), сообщили ей о бракосочетании с А., причём без его ведома.

Поэтому, когда А. Узнал об этом, он готов был с оружием в руках защищать Ифигению. Однако в более ранней версии мифа эта романтическая окраска образа А. Совершенно отсутствовала. Он был заинтересован в жертвоприношении Ифигении не меньше, чем всё войско, чтобы быстрее отплыть под Трою. По дороге в Трою, во время остановки войска на острове Тенедос, от руки А. Погиб царь Тенес. При первой же схватке на побережье Троады А. Убил местного героя Кикна, а вскоре затем - троянского царевича Троила (Apollod, epit. Ill 26, 31-32). Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона, они служат в дальнейшем объяснением мести, которую Аполлон свершает руками Париса над А. На десятом году осады Трои. В этой связи заслуживает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предвещает скорую кончину A.

(Verg. Aen. I 474-478). Особенно прославился А. Уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы - родину Андромахи, Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций А. Взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама), которого продал в рабство на острове Лемнос (Hom. II. II 688-692. VI 397. IX 129. XIX 291-294. XXI 34-43).Из дошедших до нас источников образ А. Наиболее обстоятельно дан в «Илиаде». Мотив неуязвимости А. Не играет здесь никакой роли. А. Является храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу своих личных качеств.

Он знает, что ему суждена короткая жизнь, и стремится прожить её так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков. Поэтому, хотя судьба Елены и Менелая интересует его крайне мало, А. Принимает участие в Троянской войне, предпочитая героическую долю долгой, но бесславной жизни. А. Очень чувствителен в вопросах чести. Поведение Агамемнона, отнявшего у А. Брисеиду, присуждённую ему в качестве почётной добычи, вызывает яростный гнев А., и только вмешательство богини Афины предотвращает кровопролитие среди ахейских вождей. Отказ А. Продолжать после этого войну приводит к тяжёлым последствиям для ахейского войска, но А. Отвергает попытку примирения со стороны Агамемнона. Опечаленный победами троянцев, Агамемнон по совету старца Нестора объявляет через Одиссея и других вождей, что вернёт А.

Брисеиду, даст ему в жёны одну из своих дочерей, а в приданое много богатых городов (кн. IX). Лишь когда троянское войско подступает к ахейским кораблям и троянский герой Гектор поджигает один из них, А. Разрешает другу Патроклу, облачившись в его доспехи, вступить в бой, чтобы отогнать троянцев. Конец гневу А. Кладёт известие о гибели Патрокла от руки Гектора. Получив от бога Гефеста новые доспехи, он устремляется в бой, беспощадно поражает убегающих троянцев и с помощью Гефеста одолевает даже восставшего против него бога реки Скамандр. В решающем поединке с Гектором А. Одерживает победу, предвещающую, однако, его собственную гибель, о которой он знает от своей матери и вновь слышит из уст умирающего Гектора (кн.

XVI- XXII). Насытив свою неистовую ярость, А. Выдаёт Приаму за большой выкуп тело Гектора (кн. XXIII-XXIV).О дальнейшей судьбе А. Сообщает поздний пересказ несохранившейся эпической поэмы «Эфиопида».После сражений, в которых А. Побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона. Первая стрела, попав в пяту, лишает А. Возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь (Apollod, epit. V 3). В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку А., чтобы убить героя.

Эпос, отказавшись от представления о неуязвимости А., ввёл действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть А., равно как и его сражение с Пенфесилеей, в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви А. К троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в святилище Аполлона на троянской равнине, А. Был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Деифоба. В течение 17 дней А. Оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и всё ахейское войско. На 18-й день тело А. Было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребён вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Hom.

Od. XXIV 36-86). Душа А., по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных (Paus. Ill 19, 11 след.).По происхождению первоначально А. Являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм А., в котором совершалось ежегодное празднование. Перед расположенным по дороге из Спарты в Аркадию храмом А. Приносили жертвы спартанские эфебы (Paus. III 20, 8. 24, 5). Культ А. Был занесён также в греческие колонии на Сицилии и в Южной Италии (Тарент, Кротон и др.). Как место культа почитался жителями могильный курган А. И Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры.

Святилища А. Имелись также в городах Византии, Эритрах, близ Смирны. Наконец, локализация умершего А. На острове Левка в устье Дуная объяснялась тем, что как на этом острове, так и в ряде других районов Северного Причерноморья (в Ольвии, у Керченского пролива) имелись храмы, жертвенники и участки, посвящённые А.Лит. Толстой И. И., Ахилл и священная Левка. «Журнал министерства народного просвещения», 1916, [№ 8-9]. Vita A. Di, 11 mito di Achill, Torino, 1932. Rivier A., La vie d'Achille. Illustree par les vases grecs, Lausanne, 1936. Pestalozzi Н., Die Achilleis аls Quelle der Ilias, Z., 1945. Meautis G., L'Achille et Ie probleme de la mort, в его кн. Mythes inconnus de la Grece antique. P., 1949.В. Н. Ярхо. А. - один из популярнейших персонажей античного искусства.

Помпейские фрески («А. И Хирон», «А. Среди дочерей Ликомеда», «спор А. С Агамемноном» и др.), произведения вазописи (сюжеты «Фетида и А.», «поединок А. С Пенфесилеей», «А. И Брисеида», «Приам перед А.», «оплакивание А.»), рельефы римских саркофагов и другие произведения. В средневековом искусстве образ А. Воплощался в основном в иллюстрациях к произведениям о Троянской войне. Лишь с 16 в. Сцены из жизни А. Получили широкое распространение в живописи (Дж. Деи Росси, А. Ван Дейк, Н. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенс и др.).Средневековая литература испытала воздействие «Энеиды» Вергилия с его симпатией к троянцам. Отсюда значительное принижение образа А. По сравнению с Гектором. На протяжении многих веков образ А. Появляется в эпических поэмах, посвящённых Троянской войне.

С 17 в. К образу А. Начинают обращаться драматурги (в т. Ч. Трагедии «А.» Ж. Лафонтена. «Смерть А.» Т. Корнеля. В 18 в.- 1-я песнь поэмы «Ахиллеида» Гёте. В 19 в. - «Пенфесилея» Г. Клейста. В 20 в. - «Ахиллеида» С. Выспяньского. «А. - мститель» А. Сюареса).В музыкально-драматическом искусстве особенно частым было обращение к эпизодам жизни А. На Скиросе. Первые оперы. «Деидамия» Ф. Кавалли. «А. На Скиросе» А. Драги. «А. На Скиросе» Дж. Легренци. Наиболее значительными произведениями последующего периода были оперы. «А. На Скиросе» Р. Кайзера. «А. И Деидамия» А. Кампра. Деидамия» Генделя. В 1736 сюжету дал новую жизнь П. Метастазио. Его пьесу «А. На Скиросе» использовало более 30 композиторов, в т. Ч. А. Кальдара, Н. Йоммелли, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти. Популярны также были сюжеты, связанные с участием А.

В Троянской войне (оперы «Умиротворение А.» А. Драги и А. Лотти, опера «А. И Поликсена» Ж. В. Люлли и П. Коласа, «Разрушение Трои» Р. Кайзера и многие др.). Сюжет «Гнев А.» также привлёк многих композиторов, в т. Ч. Г. Доницетти.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ахилл

Ахиллес, в древнегреческой мифологии храбрейший из греческих героев, осаждавших Трою в период Троянской войны (См. Троянская война). Согласно одному из мифов об А., его мать — морская богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса. Уязвимой осталась лишь пятка, за которую Фетида его держала. А. Погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку. Отсюда выражение ахиллесова пят а, т. Е. Уязвимое место. Наиболее ярко образ А. Дан в «Илиаде». Культ А. Был распрост..

Ахилл

АХИЛЛ (Ахиллес) - в "Илиаде" один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Мать Ахилла - богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса. Лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Ахилл погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку. Отсюда выражение "ахиллесова пята" (уязвимое место).. ..

Ахилл

АХИЛЛ (Ахиллес), в греческой мифологии один из храбрейших героев, осаждавших Трою. Мать Ахилла - Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса. Лишь пятка, за которую она держала Ахилла, не коснулась воды и осталась уязвимой. Ахилл погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку. Отсюда выражение "ахиллесова пята" (уязвимое место).. ..

Ахилл

Сын Пелея и Фетиды, герой Илиады Гомера, олицетворяющий высшую степень воинской доблести, проявленной греками в Троянской войне. Красноречию и ратному делу его обучал Феникс, а охоте, управлению колесницей, музыке и медицине - кентавр Хирон. Фетида, зная, что ему суждено погибнуть, если он примет участие в Троянской войне, отослала его на Скирос ко двору царя Ликомеда, где он некоторое время скрывался, переодетый девицей, и где у него родился сын Неоптолем от дочери Ликомеда Деидамии. Однако хит..

Ахилл

Ахиллес. ..

Ахилл

АХИЛЛЕС (АХИЛЛ) ( герой поэмы Гомера «Илиада» (между Х-VIII вв. До н.э.). В греческой мифологии А. - сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии. По имени отца в «Илиаде» А. Именуется Пелидом или Пелеевым сыном. Мифы рассказывают, что А. Была предсказана гибель в сражении от стрелы, пущенной врагом. Стремясь уберечь сына и сделать его тело неуязвимым, Фетида держала младенца над огнем, погружала в воды Стикса, реки подземного царства мертвых. При этом она держала А. За пятку, ..

Ахилл

(АХИЛЛЕС) Греческий герой, сын царя Пелея и морской богини Фетиды. В «Илиаде», будучи вождем мирмидонян, Ахилл приводит пятьдесят кораблей к берегам Трои, захватывает троянские города, в том числе Лирнесс, где его военной добычей становиться прекрасная Брисеида. Композиционный центр «Илиады» – гневная обида Ахилла на предводителя экспедиции Агамемнона, отнявшего у него девушку. После этого Ахилл отказывается продолжать войну и удаляется в свой шатер, и только гибель от руки Гектара Патрокла, бли..

Ахилл

- в греческой мифологии герой Троянской войны, о которой повествует "Илиада", поэма древнегреческого поэта Гомера. Исследователи считают, что война между греками за западно-малоазийский город Трою (Илион), видимо, могла быть около 1240 - 1230 гг. До н.э.. ..

Ахеяне

Или Ахейцы(Achaei, Αχαιοί). Потомки Ахея, сына Ксуфа и внука Эллииа, составлявшие одно из главных племен греческого народа. Поэтому Гомер часто называет греков ахейцами. Они населяли сначала весь Пелопоннес, но затем были вытеснены оттуда Гераклидами и заняли двенадцать городов на севере Пелопоннеса (Ахаия). Эти двенадцать городов впоследствии составили Ахейский союз для взаимной защиты и восстали против римлян. Одного года войны, впрочем, было достаточно для уничтожения союза, а вместе с ним и ..

Ахи Будхнья

(др.-инд. Ahi Budhnya, «змей глубин»), персонаж ведийской мифологии, обладающий змеиной природой. В «Ригведе» упоминается 12 раз в гимнах «Всем богам», обычно в связи с Аджа Экападом, Апам Напатом, Савитаром, океаном, потоком. Он связан с низом и водами, рождён в водах и сидит в глубине рек, имеет отношение к морю. Вместе с тем А. Б. В какой-то мере причастен к небу и земле, солнцу и месяцу, горам, растениям, животным. В своих истоках А. Б. Идентичен с Вритрой (Вритра тоже ahi-, «змей», лежащий ..

Ахиллес

Или Ахилл(Aehilies, Άχιλλεύς). Главный герой “Илиады” Он был сын Пелея, царя мирмидонов, и. Нереиды Фетиды. Мать его, желая сделать его бессмертным, окунула его, когда он был еще ребенком, в реку Стикс, причем осталась сухой только пятка, за которую она его держала. Воспитателями его были Феникс и кентавр Хирон, из которых первый обучил его красноречию и военному искусству, а второй — искусству врачевания. Когда ему было только девять лет, Калхас объявил, что Троя не может быть взята без его пом..

Ахмеса Папирус

(Папирус Ринда)древнеегипетская математическая рукопись.© В. Д. Гладкий(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Дополнительный поиск Ахилл Ахилл

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ахилл" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ахилл, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 5 символа