Ахурамазда

120

Ахура Мазда (авест.), Аурамазда (др.-перс.), Ормазд (пехл.), в иранской мифологии верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов (см. Амеша Спента). Буквальное значение - «господь премудрый». Первоначально имя А. Выступало в качестве замены запретного имени божества. Оба элемента имени употреблялись раздельно даже в поздних фрагментах «Младшей Авесты» (см. Мазда). В ахеменидских текстах (6-5 вв. До н. Э.) этот термин писался слитно, т. Е. Воспринимался как новое имя древнего божества. В западноиранской ономастике имя Мазда упоминается с 8 в. До н. Э. «Авеста», в отличие от большинства родственных иранской мифологии индоевропейских традиций (хеттской, греческой, латинской, балто-славянской, ведийской), где верховным божеством выступал воин-громовержец (Зевс, Индра, Перун и т.

Д.), изображала А. Жрецом, подчёркивая духовность его сущности и действий. Он творит мир усилием или посредством мысли («Ясна» 19, 1-6) и требует себе чисто духовного поклонения, молитвы перед священным огнём («Ясна» 43, 7). Из обычных форм жертвоприношения в честь А. Допускалось только возлияние смеси сока хаомы с молоком («Ясна» 29, 6-7). Учение Заратуштры о функциях и поступках А. Содержит новые для индоиранской традиции оттенки религиозного символизма. О личном избранничестве Заратуштры А. Как посредника между небом и землёй, апокалиптические понятия о страшном суде, вершимом А. («Ясна» 47, 6 и др.), об абсолютной свободе воли А. (43, 1), о грядущей победе А. И его приверженцев над силами зла, об ответственности каждого живущего существа перед А.

(30, 3-6, 44, 14 и др.). В «Ясне семи глав» образ А. Более традиционен и натуралистичен. Видимым его проявлением, буквально «телом», назван огонь (Атар. 36, 6), небесные воды именуются его жёнами. «Яшт» (XVII, 16) величает А. Отцом низших божеств Аши, Сраоши, Рашну. Митры и самой религии. Но во всех случаях, вплоть до сочинений пехлевийской эпохи, А. Выводился идеальным прототипом жреческого сословия. Однако ахеменидские скальные надписи (6-4 вв. До н. Э.) и сасанидские рельефы (3-7 вв.) трактуют его царём-миродержцем. Он «всемогущ, велик, победоносен». Помимо этих двух основных трактовок, в «Авесте» сохранялись остатки архаических представлений. «Ясна» (30, 5 и 51, 30) и «Яшт» (XIII, 3) донесли раннеиндоираиский образ высшего божества как олицетворения небесной звёздной (ночной) тверди.

Тот же «Яшт» (XIII, 80) приписывал А. Личного гения - фраваши, что подразумевало знак его, А., сотворённости и, тем самым, вторичности. Показательно, что каноническая «Авеста» умалчивала о происхождении А. Почитатели бога времени Зервана считали Ормазда сыном этого божества и братом-двойником злого духа Ахримана (ср. Близнечные мифы). В «Гатах» А. - отец святого духа Спента-.Майнью и духа зла Ангро-Майнью. В «Младшей Авесте» Спента-Майнью абсорбируется с А. Ахурамазда сотворил всё бытие («Ясна» 44, 4-5. Поздние пехлевийские переводчики подставили отсутствующее в оригинале определение «благое»), облёк предшествовавшие духовные формы плотью, заранее предначертал все мысли, слова и деяния. Человек должен избрать благие мысли, слова и дела и тем усилить лагерь добра (30, 3-6, 31, 11) в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми Ангро-Майнью.

А. В «Гатах» стоит над этой борьбой, но в «Младшей Авесте» он лично в ней участвует, ищет сторонников среди младших божеств, обучает Заратуштру правилам жертвенных ритуалов («Яшт» XIV 50) и шаманскому искусству гадать на птичьих перьях («Яшт» XIV 35). Младоавестийский образ А. (греч. Форма имени - Оромаздес) был известен Платону и Аристотелю (5-4 вв. До н. Э.), что даёт хронологическую веху в истории почитания А. И с учётом ранних ассирийских и ахеменидских сведений служит одной из предпосылок для исторической реконструкции маздеизма в целом.Лит. Wesendonk О. G„ Zu altpersisch Auramazda, «Zeitschrift fur Indologie und Iranistik», Lpz., 1929. Hartman S., Der Name Ahura Mazdah, в кн. Synkretismus im syrisch-persischen Kulturgebiet.

Gott., 1975 (Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologiech-Historische Klasse, Folge 3, № 96).Л. А. Лелеков.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ахурамазда

верховный бог в ряде древних и раннесредневековых иранских религий Передней и Ср. Азии (а также в древнеармянском пантеоне, некоторых эллинистических синкретических культах и пр.), в настоящее время у парсов (См. Парсы) и гебров (См. Гебры). В древнеперсидской религии величайший (но не единый) бог А. — создатель неба, земли, человека, а также покровитель царя, гарант государственного правопорядка. В «Гатах» Заратуштры А. — единый бог с функциями основных старых богов, в Младшей «Лвесте» — глава..

Ахурамазда

АХУРАМАЗДА - верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала.. ..

Ахурамазда

АХУРАМАЗДА, верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала.. ..

Ахурамазда

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Ахурамазда

Верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала.. ..

Ахурамазда

Верховный бог в религии у зороастрийцев и маздеистов, культ к-рого в древности и в раннем средневековье был распространен в Ср. Азии и Иране. В Авесте повествуется о вечной борьбе доброго бога А. Со злым богом Анхра-Майнью.Лит. Струве В. В., Родина зороастризма, в сб. СВ, т. 5, М.-Л., 1948. Его же, Надпись Ксеркса о "дэвах" и религия персов, "ИАН", серия ист. И филос., 1944, т. 1, No 3.. ..

Ахурамазда

Верховное божество зороастризма. Творец всех противоборствующих сил. Сыновья-близнецы Ахурамазды - Спента Майнью (Дух святости) и Ангро-Майнью (Дух зла). Посредниками между Спента Майнью и человечеством являются семь бессмертных духов - Амеша Спента - добродетельных спутников Ахурамазды.. ..

Ахтиа

(авест.), Ахт (пехл.), в иранской мифологии злой волшебник, задающий 99 запутанных и каверзных вопросов (Яшт V). В литературе на среднеперсидском языке, в книге о Явиште, сыне Фрияна (см. Йоишта), рассказывается, как Ахт грозил погубить Иран, если. Никто не сумеет ответить на его вопросы. Девять тысяч жрецов стали его жертвами после первого же вопроса («Какой рай лучше - земной или небесный?»), на который они ответили. «небесный», и Ахт, приглашая их туда, казнил всех до одного. Лишь юный Явишт ..

Ахумида

Героиня нартского эпоса адыгов, дочь нарта Емизага, гордая красавица, руки которой добиваются знаменитые нарты. Своеобразие образа А. В том, что она не играет, подобно другим женским персонажам, активной роли в жизни нартов, не обладает богатырской силой. А. Умертвила, согласно мифу, Амыша, его мясо (согласно варианту, его стрелу) выставила напоказ для испытания женихов. Кто угадает, чьё это мясо, за того она выйдет замуж. Нарт Ашамез, получивший, как и другие, отказ, в гневе забыл в доме А. Сво..

Ахуры

(авест.), в иранской мифологии (особенно в «Авесте») класс божественных существ, боровшихся за упорядочение космоса и социума, против хаоса, тьмы, зла. Представления об А. Восходят к эпохе индоиранской общности (ср. Ведийских асуров). Подобные им божества были известны в германо-скандинавской мифологии (асы). В архаической индоиранской традиции считались старшим из двух враждующих поколений богов и последовательно противопоставлялись своим младшим братьям - дэвам, благим в древнеиндийской мифоло..

Ахын

В адыгской мифологии бог - покровитель крупного рогатого скота. Согласно одному из западноадыгских преданий, ноги А. Имеют раздвоенные копыта. По мифологическим представлениям кабардинцев и черкесов, А. - очень уродливый человек могучего телосложения, храбрый. Имеет длинное копьё, которым убивает диких зверей и птиц. Согласно шапсугской легенде, А. - могучий и богатый скотовод, с помощью посоха (длиной в 100 сажен, с железным наконечником) перепрыгивающий с горы на гору через долину реки Туапсе...

Дополнительный поиск Ахурамазда Ахурамазда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ахурамазда" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ахурамазда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 10 символа