Беллерофонт

192

(Βελλεροφών, Βελλεροφόντης), в греческой мифологии один из главных героев старшего поколения, сын коринфского (у Гомера II. VI 152 след. - Коринф идентифицируется с городом Эфира) царя Главка (вариант. Бога Посейдона), внук Сисифа. Первоначальное имя Б. - Гиппоной, но после того, как он убил коринфянина (вариант. Родного брата) Беллера, его стали называть «убийца Беллера» (греч. Беллерофонт) (типичный этиологический миф). Полагают, что слово βελλέρος догреческого происхождения и означало «чудовище», впоследствии оно, став непонятным, было, как это принято в этиологических мифах, осмыслено как имя собственное.Опасаясь кровной мести, Б. Был вынужден бежать в Арголиду, где его гостеприимно встретил тиринфский царь Прет.

Жена Прета Сфенебея (вариант. Антея) влюбилась в Б., но была отвергнута им, после чего она обвинила юношу в покушении на её честь. Поверив жене, но не желая нарушать законы гостеприимства, Прет направляет Б. К своему тестю, царю Ликии Иобату, вручив ему письмо, содержащее приказ погубить Б. Чтобы выполнить приказ, Иобат даёт Б. Одно за другим опасные для жизни поручения. Вначале ему пришлось сразиться с обитавшей в горах Ликии трёхглавой огнедышащей химерой - страшным чудовищем, соединением льва, козы и змеи. Боги, покровительствовавшие Б, подарили ему крылатого коня Пегаса (Pind. 01. XIII, 63 след. Paus II 4, 1). Напав на химеру с воздуха, Б. Победил и уничтожил с помощью Пегаса опустошавшее страну чудовище. Затем он отбил нападение воинственного племени солимов и уничтожил вторгшихся амазонок (Hom.

II. VI 179). Иобат устроил возвращавшемуся с войны Б. Засаду, но герой перебил всех напавших на него. Поражённый силой пришельца, ликийский царь отказался от своих замыслов, отдал Б. В жёны дочь Филоною и, умирая, оставил ему своё царство (Apollod. II 3, 1 и 2). От этого брака родились Гипполох, унаследовавший ликийское царство, Исандр, погибший в войне с солимами, и Лаодамия, родившая Зевсу Сарпедона. Узнав от тестя о письме Прета, Б. Отправился в Тиринф, чтобы отомстить. Притворившись влюблённым, он уговорил оклеветавшую его Сфенебею бежать с ним на Пегасе, но, поднявшись в воздух, сбросил её в море (известно по фрагментам не дошедшей до нас трагедии Еврипида «Сфенебея»). По другому варианту мифа (Hyg. Fab. 57 и 243), Сфенебея сама покончила с собой.

Дальнейшая судьба Б. Описана Гомером (Il. VI 200 след.). Б. Утратил расположение богов, и его постигло безумие. Причиной этого Пиндар (Isthm. VII 44 след.) считает надменность Б, решившего на Пегасе достигнуть вершины Олимпа. Зевс наслал на коня овода, Пегас взбесился и сбросил седока на землю. Хромой и слепой скитался Б. До самой смерти по Алейской долине («долине странствий»). В не дошедшей до нас трагедии «Беллерофонт» Еврипид рассказывал о гибельной попытке Б. Подняться на Олимп и его смерти после того, как он был исцелён от своей непомерной гордости и примирился с богами. Развитию мифа о Б. Была также посвящена не сохранившаяся трагедия Софокла «Иобат».Культ Б. Был распространён в Ликии и Коринфе, затем по всей Греции.

Имена Б. И связанных с ним Пегаса, химеры, солимов негреческого, восточного происхождения, но всё же существование в ранней Греции мифа о Б. Не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют и изображения борьбы Б. С химерой на протокоринфских вазах, и наивный, характерный для времени появления письменности рассказ Гомера о письме Прета. В раннегреческих мифах Б. Часто связан с морской стихией (изображения Б. С трезубцем, происхождение его от Главка или Посейдона), но вместе с тем в образе Б. Встречаются черты солнечного бога (полёт в небо на крылатом коне). Существует предположение, что в мифе о Б. Объединились черты двух богов различного происхождения. Изображения Б. И его коня (по-хеттски Пихассассиса) часто встречаются на малоазийских печатях (в Малой Азии крылатый конь был божеством неба и погоды).

Возможно, культ Б., первоначально возникший в Греции, был занесён в Малую Азию, где его связали с местными культами Пегаса, химеры и др. На возникновение встречающегося у Гомера рассказа о Сфенебее, несомненно, повлиял распространённый по всему Средиземноморью сюжет о преследовании героя отвергнутой им замужней женщиной (египетская «Сказка о двух братьях», ветхозаветный рассказ о целомудренном Иосифе, мифы об Ипполите и Федре, Пелее и жене Акаста и др.).М. Н. Ботвинник. В 17-18 вв. Драматические обработки мифа о Б. Создавались лишь как оперные либретто (напр., пьеса "Б." Т. Корнеля, Б. Фонтенеля и Н. Буало, ставшая основой оперы Ж. Б. Люлли, и в немецком переводе - оперы К. Граупнера). Из произведений, созданных в 19-20 вв., следует отметить драму «Б.» Г.

Кайзера. В 17-18 вв. Созданы также оперы «Б.» Ф. Сакрати, «Иобат и Б.» Р. Кайзера, «Б.» Ф. Арайи и «Б.» И. Мысливечека, в 20 в. - «Б.» Д. Куклина. В античном изобразительном искусстве Б. - один из популярных персонажей, особенно в вазописи (битва с химерой) и пластике, главным образом в рельефах (сюжеты. Б. С Пегасом, битва с химерой, наказание Сфенебеи и др.), а также в помпейских росписях (Б. У Прета, обретение Пегаса). Среди произведений европейского искусства, редко обращавшегося к мифу, миниатюры 9 в. (евангелие Лотаря и Библия Карла Лысого), бронзовая фигура «Б. Верхом на Пегасе» Бертольдо ди Джованни, эскиз П. П. Рубенса.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Беллерофонт

в древнегреческой мифологии герой, совершивший на укрощенном им крылатом коне Пегасе несколько подвигов (победил трёхглавое чудовище Химеру, одолел амазонок и др.). Пытался взлететь на Олимп, но был сброшен Зевсом на землю, где, став хромым и слепым, скитался до смерти. Мифы о Б. Послужили сюжетами для несохранившихся трагедий Софокла («Иобат») и Еврипида («Беллерофонт», «Сфенебея»).. ..

Беллерофонт

БЕЛЛЕРОФОНТ - в греческой мифологии герой, победивший трехглавое чудовище Химеру, одолевший амазонок и др. На укрощенном им крылатом коне Пегасе.. ..

Беллерофонт

По греческой мифологии. Имя богатыря, который, с помощью богини Минервы, давшей ему крылатого коня Пегаса, победил чудовище Химеру.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Беллерофонт

БЕЛЛЕРОФОНТ - в греческой мифологии - прозвище Гаппоноя, внука Сизифа. По другим источникам - сына Посейдона. Б. Нечаянно убил одного коринфянина и бежал в Тиринф к царю Прету. Жена последнего Алтея влюбилась в Б., но, не пользуясь взаимностью, обвинила его в покушении на ее честь. Тогда Прет отправил Б. К своему зятю Иобату в Ликию с тайной просьбой убить Б. Но Иобат не решился на это и стал посылать Б. В опасные походы, во время к-рых Б. Прославился своими подвигами. Когда Иобат догадался о б..

Беллерофонт

Сын коринфского царя Главка, внук Сизифа и герой одной из легенд, подробно рассказанной Гомером в «Илиаде» (VI). Большинство его приключений схожи с подвигами Геракла и принадлежат к общему источнику. При дворе Прета, царя Аргоса, Беллерофонт отклонил домогания старой царицы и был оклеветан ею. Прет отправил Беллерофонта к своему тестю – царю Ликии, Иобату, снабдив письмом, в котором (о чем Беллерофонт не подозревал) просил погубить его. Царь Ликии тоже решил не губить Беллерофонта своими руками..

Беллерофонт

- в мифах древних греков один из главных героев, внук Сисифа. Сначала он имел имя Гиппоной, но после того, как убил коринфянина (вариант. Родного брата) Беллера, его стали называть убийца Беллера (по-гречески Беллерофонт). Опасаясь кровной мести, Беллерофонт бежал в Арголиду к царю Прету. Жена Прета Сфенебея влюбилась в юношу, но он отверг её, и тогда она обвинила юношу в покушении на её честь. Поверив жене, Прет отправил Беллерофонта к своему тестю, царю Ликии Иобату, с письмом, в котором проси..

Бели

В мифологии валлийских кельтов Бели считался отцом Ллуда и Ллефелиса. Он также был супругом богини Дон.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Беллерофон

(Bellerophon, Βελλεροφω̃ν). Мужественный герой, любимый богами, сын коринфского царя Главка, внук Сизифа. Его возненавидела Антея, жена Прэта, царя Аргоса, который послал его к своему тестю Иобату с письмом, требующим смерти Беллерофона. Иобат поручил Беллерофону умертвить чудовище Химеру, думая, что посылает его на верную погибель. Беллерофон, однако же, победил и убил Химеру при помощи крылатого коня Пегаса, на котором он поднялся на воздух. Тогда Иобат послал его в Ликию против воинственного ..

Беллона

(Bellona). Римская богиня войны, сестра Марса.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Белобог

В западнославянской мифологии бог удачи и счастья (см. Также Доля). Название Б. Реконструируется на основании топонима горы Bjely boh у лужицких сербов, связываемой с положительным началом (как и урочища со сходными названиями у других славян), в отличие от горы Corny boh, с которой было связано представление о не чёте (числе три - об отрицательном значении нечёта см. В ст. Славянская мифология) и о боге, который у балтийских славян назывался Чернобогом. Б. И Чернобог различались также у кашубов..

Дополнительный поиск Беллерофонт Беллерофонт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Беллерофонт" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Беллерофонт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 11 символа