Боги

130

[слав. «бог» родственно другим индоевроп. Названиям. Ср. Авест. Bауа, «господь», «бог», др.-перс. Baga, др.-инд. Бхага и др., в первоначальном значении - удача, доля, счастье (ср. Ст. Бог). Лат. Deus. Греч. Θεός инд. Deva, от корня div, «светить», «сиять». Нем. Gott от прагерм. Корня неясного значения]. Б. Как могущественные сверхъестественные существа являются главными персонажами большинства мифов в т. Н. Развитых мифологиях. В архаических мифологических системах образ Б. Выражен слабо или даже совсем отсутствует. Для политеистических религий характерна вера во многих Б., для монотеистических - в единого Б.Вопрос о происхождении Б. Многократно ставился в литературе. Богословская точка зрения, согласно которой образ Б. Внушён первым людям непосредственно «божественным откровением», оказала влияние на некоторые направления в науке (концепция «прамонотеизма», защищавшаяся преимущественно католической венской школой этнологии во главе с В.

Шмидтом, пытавшейся доказать наличие в верованиях самых отсталых народов древнего образа верховного небесного существа). Представители мифологической школы (Я. Гримм, М. Мюллер и др.) считали Б. Олицетворениями сил природы, преимущественно небесных тел и явлений (неба, грозы, солнца, луны и пр.). Древние люди, мол, не понимали причин движения светил, перемен погоды и т. П. И объясняли их действиями сверхъестественных существ - отсюда образы божеств неба, солнца, грозы и пр. Им поклонялись как могучим существам, старались умилостивить и задобрить. В дальнейшем происходит постепенный упадок этого древнего возвышенно-мифологического мировоззрения. Небесные Б. «спускаются» на землю, превращаются в человеческие или животные эпические или сказочные образы.

Эта концепция утратила своё влияние после того, как этнографическая наука с 70-х гг. 19 в. Стала открывать в верованиях многих отсталых народов гораздо более древний пласт, чем астральная мифология индоевропейцев. Представители т. Н. Эволюционистского направления в истории культуры (Э. Тайлор, Дж. Леббок, Ю. Липперт и др.) возникновение веры в великих небесных Б. И монотеизм рассматривали как позднейший этап эволюции религиозно-мифологических представлений. Разновидность этой теории составляла теорию «манизма» (Г. Спенсер), связывавшая возникновение понятия о Б. С культом предков (бог как обобщённый предок). Многие эволюционисты придерживались эвгемеристического толкования мифов, согласно которому В. Суть реальные люди-предки.

Иную точку зрения на корни образа Б. Выдвинул Дж. Фрейзер. По его мнению, представления о Б. Зародились в сознании человека тогда, когда он разуверился в собственной способности магически воздействовать на окружающий мир и должен был признать, что есть некие высшие существа, управляющие миром. Сходный взгляд высказал немецкий этнограф К. Прёйс. Он полагал, что Б. - олицетворённые колдовские акты, «действующие субстанции», которые как бы «стягивают к себе волшебные действия многих других субстанций». Близка к этому и теория немецкого учёного Г. Узенера, считавшего (он опирался при этом главным образом на древнеримские имена Б.), что древний человек, вечно боявшийся всего неизвестного, олицетворял и обожествлял каждое отдельное действие и явление в окружающем его мире, - так появились сначала «мгновенные» Б., позже - видовые, или «особые», Б., имена которых означали лишь простые эпитеты, а впоследствии, когда значение этих эпитетов было забыто, они превратились в собственные имена Б.

- тогда и появились великие божества античного пантеона. Фрейдизм рассматривал образ В. Как сублимат подавленного образа отца («каждый создаёт бога по образу своего отца»), а образ богини-матери как сублимат образа матери. Французская социологическая школа Э. Дюркгейма попыталась решить проблему генезиса образа Б., исходя из социальной психологии. По Дюркгейму, Б. - это олицетворение социальных сил, действующих на человека, но непонятных ему. Каждой форме общества соответствует присущее ей представление о Б.Образы Б. Развитых религиозно-мифологических систем очень сложны по структуре и по составу вплетённых в них элементов, но многие из них глубоко уходят корнями в первобытность. В мифологии народов, не достигших стадии зарождения классового общества, преобладает вера в духов, демонов и т.

П., отсутствуют чёткие представления о Б., но существуют отдельные элементы будущего образа Б. Один из наиболее древних истоков представлений о божестве - это мифологический образ культурного героя. Культурные герои, как и позднейшие демиурги, так или иначе «делатели», им приписываются какие-то творческие или мироустроительные акты - пусть на самом элементарном уровне. Позднейшие Б. Тоже часто наделяются функцией «делания», хотя, как показывают данные этнографии, этот элемент в сложном образе Б. Иногда имеет второстепенное значение. Так, у ительменов, одного из самых архаических народов Сибири, Кутх, считавшийся творцом и создателем мира, не только не почитался, но, напротив, подвергался всяческому поношению и насмешкам по той причине, что он-де очень плохо устроил землю - создал горы, тайгу, пропасти, вулканы.

В мифологиях некоторых народов Б.-творец выступает как существо, утратившее интерес к созданным им некогда миру и людям, поэтому бесполезно обращаться к нему с какими-либо просьбами и молитвами. Таковы образы «праздных Б.» в мифологических представлениях многих народов Африки. Образ Б.-творца не играет заметной роли (или отсутствует совершенно) и у индейцев Америки.Одним из идейных истоков происхождения представления о Б. Послужил образ духа-учредителя и покровителя возрастных инициации (см. Инициация и мифы), от имени которого молодёжи сообщаются правила поведения, нормы племенной морали (особенно в виде правил беспрекословного повиновения старшим и в области брачно-половых отношений). Этот образ, несущий на себе важнейшую религиозно-идеологическую нагрузку верховного стража племенной морали, явился, по-видимому, идейным ядром формирования впоследствии более сложного образа племенного Б.Натурмифологические черты древнейших Б.

(т. Е. Олицетворения неба, солнца, луны, грозы и т. Д.) на ранних ступенях исторического развития, по-видимому, не играли особенно важной роли. В тех случаях, когда у отсталых племён есть Б. Натурмифологического происхождения - это обычно олицетворения грозных и опасных для человека явлений природы - к простому олицетворению сил природы примешивается либо страх перед грозными стихиями, либо хозяйственный интерес. Люди надеются на помощь сверхъестественных сил в наиболее важных сферах своей материальной деятельности. Так, Пулугу (Билику) в андаманской мифологии есть олицетворение разрушительных сил сезонных муссонов, Буга у тунгусо-маньчжурских народов - покровитель охотничьего промысла, «хозяин» зверей и т.

Д.Более или менее оформившиеся образы Б. Появляются, как правило, лишь на стадии перехода от доклассового общественного строя к классовому. Одна из самых характерных и наиболее ранних разновидностей Б. Этой исторической ступени - племенной Б., закономерное идеологическое отражение процесса племенной интеграции (племя как сплочённая общественная единица характерно именно для этой переходной эпохи). Племенной В. - это прежде всего Б.-воитель, во имя которого племя ведёт борьбу за преобладание с другими племенами, подчиняет их себе или объединяет вокруг себя. Такие Б. Известны главным образом у воинственных племён. У восточноафриканских масаев - это Б.-воитель Нгаи. У ашанти Гвинейского побережья - Тандо. У островитян Фиджи, где племя мбау подчинило себе большую часть племён архипелага,- Нденгеи.

Воинственные божества народов Центральной Америки были вначале, видимо, племенными Б. Уицилопочтли, Тескатлипока, Ицамна, Кукулькан. Известны многие этнонимические (т. Е. Связанные с названием племён) имена кельтских Б. Аллоброкс - бог племени аллоброгов, Арамо - арамиков, Арвернорикс - арвернов, Бриксантос - бриксантов, богиня Дексива - дексиватов, Воконтия - воконтиев и др.Когда вокруг самого сильного племени-завоевателя складывается союз племён, перерастающий в государство, Б. Отдельных племён сливаются в единый сонм. Образуется система политеизма. Бог племени-гегемона становится во главе этого сонма. Многочисленные боги Древнего Египта были вначале в большинстве местными номовыми божествами, и каждый из них сохранил и в период централизованного государства связи с местом своего происхождения.

Главой пантеона становился попеременно Б. Преобладающего нома. Ра, Амон (Амон-Ра), Гор. Аналогичной была история формирования пантеона шумеро-вавилонских государств Месопотамии. Его возглавлял сначала шумерский Энлиль, затем вавилонский Мардук. Менее ясной была история формирования древнеиндийского пантеона, но, видимо, и он сложился преимущественно из племенных Б., во главе (по крайней мере вначале) с воителем Индрой.Гораздо сложнее история образования политеистического сонма Б. Античной Греции. Эти Б. Разного происхождения - крито-микенского, малоазиатского, эллинского и др. Прослеживаются местные племенные корни некоторых Б. Эпидаврский Асклепий, микенская Гера, аркадская Артемида, аттическая Афина и др. Ряд римских Б.

Также имеют племенное происхождение. Квирин (сабинский), Диана (арицийская), Меркурий, Минерва, Юнона, а может быть, и Юпитер (этрусские).С превращением племенных Б. В великие божества государственного культа изменяются и их функции. Теперь Б. Охраняют неприкосновенность государства, защищают его от внешних врагов, поддерживают его внутренний строй, освещают власть царя (царь - любимый сын Б. Или главного В., их помазанник). Между Б. Новообразованного пантеона устанавливаются связи - родственные, генеалогические, иерархические, распределяются функции. Если раньше Б. Помогал, защищал, покровительствовал своему племени во всех делах и нуждах, то Б. Политеистического пантеона распределяются по «профессиям», хотя и весьма нечётко (Гефест, Б.-кузнец и покровитель кузнецов-оружейников.

Асклепий, Б. Врачевания. Гермес, покровитель торговли, путешествий, вестник богов. Афина, богиня мудрости. Афродита, богиня любви, и др.). Особенно последовательно определена была «специализация» среди Б. Рима. Одно лишь произрастание злаковых растений было поручено покровительству доброго десятка Б.Жрецы сочиняли сложные мифы о Б. И их взаимоотношениях, пользуясь, очевидно, и древними народными сказаниями. Но религиозно-мифологическая фантазия народных масс создавала стихийно и другие образы Б. Тут были страдающие и гибнущие Б. (они же - земледельческие божества, олицетворение растительного процесса). Погибший Б. Вновь воскресал, и на него возлагали свои надежды обездоленные слои населения. Это были боги-спасатели. Такими страдающими богами-спасателями были египетский Осирис, вавилонский Таммуз (Думузи), сирийский Адонис, фригийский Аттис, отчасти фригийско-фракийский Дионис (подробнее см.

Умирающий и воскресающий бог).Образование пантеонов Б. Древних государств было сложным процессом, протекавшим в зависимости от конкретных исторических условий (см. Греческая мифология, Шумеро-аккадская мифология, Индуистская мифология, Иранская мифология и др.).Политеизм - наиболее обычная, почти повсеместно засвидетельствованная форма религиозно-мифологических систем, соответствующая структуре древних государств. Хотя во всех политеистических системах всегда выделялась фигура верховного, главного божества (у греков - Зевс, у вавилонян - Мардук, в брахманизме и индуизме - Брахма, у японцев - Аматэрасу), но верховенство одного бога почти нигде не вело к подавлению всего остального сонма великих и малых Б.

В монотеистических религиях вера в единого бога стала главным религиозным догматом. При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, монотеизм выступает в компромиссной форме. Единый бог имеет три лица (ипостаси). Бог-отец, бог-сын и бог-дух святой («святая троица»). См. Иудаистическая мифология, Мусульманская мифология, Христианская мифологияЛит. Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964. Донини А„ Люди, идолы и боги, пер. С итал., 2 изд., М., 1966. Ньювенгуис Д., Бог, его прошлое и настоящее, М., 1923. Скворцов-Степанов И. И., Происхождение нашего бога (По Г. Кунову), [3 изд.], М., 1958. Фрэзер Дж., Золотая ветвь, в. 3-4, М., 1928. Ярославский Е. М., Как родятся, живут и умирают боги и богини, М., 1959.

Вaumаnn Н., Schöpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrlkanschen Völker, В., 1936. Durkheim Е., Les tormes elementaires de la vie religieuse. 3 ed. P., 1937. Frazer J. G., The worship of nature, v. 1, L. 1926. Gennep A. Van, Mythes et legendes d'Australie, P., [1906]. Mannhardt W., Die Gotterwelt der deutschen und nordischen Völker, В., 1860. Usener Н., Götternamen, Bonn, 1896.С. А. Токарев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Боги

См. Икона.... ..

Боги

-а) кумиры, идолы, фальшивые боги, которые в сущности не боги (Ис 42.17. Иер 2.28. 10.11. 16.20. Гал 4.8). Таким богам язычники поклоняются, надеясь умилостивить их и отвести от себя грозящие им беды. Господь строго запрещает Своему народу следовать этим обычаям окружающих их людей. (См. Идол, идолопоклонство) б) (Исх 21.6. Пс 81.1,6. Ин 10.34,35)-некоторые полагают, что в указанных местах этим словом названы судьи, но судя по Ин 10.35, здесь более высокий смысл (ср. Пс 96.7,9).. ..

Богач

В одной из своих жизней был бодхисатва богачом, обладателем величайших сокровищ, оставаясь при этом человеком непорочным и незлобливым, готовым прийти на помощь любому Многие пользовались его щедростью, так что богатыми стали все, кому он не уставал давать Однажды в час трапезы, когда бодхисатва вкушал яства, приготовленные опытным и благородным поваром, к его жилищу подошел нищий, сжегший огнем своей мудрости все, что могло поддерживать пламень нечистых страстей, и пожелавший общением с бодхис..

Боггарт

В фольклоре Великобритании косматое существо с длинными желтыми зубами. Боггарты очень неуживчивы они не ладят даже друг с другом. Их не любят все остальные волшебные существа. Однако по отношению к человеку боггарты ведут себя дружелюбно.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Боги в Изгнании

См. Глава 11.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Боги Вед

Ведийский пантеон складывался тысячелетиями Индийская мифология, как и многие другие разветвленные мифологические системы, напоминает большой странноприимный дом на перекрестке дорог Состав его обитателей постоянно менялся Одни, едва поселившись, исчезали, оставив лишь имена в книге для гостей, другие, ютившиеся в помещении для слуг, переселялись в господские покои И вот в глазах уже пестрит от множества имен, лиц и одеяний К старым богам, незримым спутникам арьев в «страну обетованную», присое..

Дополнительный поиск Боги Боги

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Боги" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Боги, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 4 символа