Божья Коровка

269

Мифологическое значение Б. К. Проясняется из анализа её наименований в разных языках и фольклорных текстах. Наиболее распространённый вариант наименования Б. К. Указывает на скот, принадлежащий богу или некоему божественному персонажу. Рус. Божья коровка, болг. Божа кравица (кравичка), польск. Bo¿a krówka, литов. Diçvo karvýtë, румынcк, vaca domnului [«корова (-ка) бога»], серб.-хорв. Божjа овчица, нем. Herrgottschaffchen (т. Е. «овечка бога»), франц. Bête à bon Dieu («животное бога»), poulette a Dieu («курочка бога»). Другой способ наименования Б. К. Указывает на её связь с солнцем (которое тоже иногда обозначается как божье. Верхнелужицк. Бože stónèko, укр. Сонечко, нем. Sonnen-Käfer («солнечный жук»), Sonnen-Kälbchen («солнечный телёночек»).Названия первого типа связывают Б.

К. С распространённым мотивом похищения коров (скота) бога его противником, названия второго типа [с внутренней формой «солнце (солнышко) бога»], основанные на внешнем виде Б. К. (летающее насекомое выпуклой, округлой формы, чаще всего красного или жёлтого цвета),- с сюжетом «небесной свадьбы», особенно отчётливо засвидетельствованным в балтийской традиции, где солнце (или солнцева дочь) выступает как положительный персонаж. Образу солнца в этом цикле соответствует Б. К. Она связана с богом, летает к небу и передаёт просьбы. Приносит детей, помогает разыскивать стадо (т. Е. В какой-то степени дублирует мотивы, связанные с громовержцем), предупреждает об опасности, предсказывает урожай, срок человеческой жизни.Вместе с тем мифологический образ Б.

К. Сохраняет следы тех трансформаций, которые произошли в мифе с отрицательным женским персонажем - женой громовержца, изменившей ему. Ср. Мотив превращения жены громовержца в солнцеподобное насекомое (Б. К.) при аналогичном и, несомненно, более распространённом мотиве, когда согрешившая жена даёт начало вредоносным насекомым (комары, москиты, мухи и т. П.), трактуемым в этом случае как её дети, или превращается в одно из них. В этом же контексте нужно рассматривать и опалённость Б. К., соответствующую мотиву поражения жены громовержца карающим небесным огнём-молнией (ср. «Божья коровка. Улети на небо, принеси нам хлеба, чёрного и белого, только не горелого...»). Ещё очевиднее эта тема наказания огнём выступает в ряде фольклорных текстов (в частности, детских), построенных по такому типу.

«Божья коровка, лети домой, твой дом в огне, твои дети горят» (ср. Нередкую в ряде языковых традиций формулу захода солнца. «солнышко в божий домик идёт», что сопоставимо и с названием Б. К. Как божьего солнышка). Мотив горящих детей, наказанных за некий грех матери («не свои» дети) или за нарушение запрета позволяет с большим вероятием заключить, что Б. К. - не что иное, как «превращённая» жена громовержца, несущая на себе следы наказания огнём. Такой вывод подтверждается, в частности, другими названиями Б. К. - латыш. Mârite (при том, что Мара сочетает черты жены громовержца и богоматери девы Марии), литов. Diçvo marýtë («божья Марьюшка»), нем. Marienkäfer («жук Марии»), англ. Lady-bird («птица богоматери»), lady-bug («жук богоматери»), представляющими собой христианизированную перекодировку в соотношении с богоматерью (т.

Е. Как бы женой бога). Отсюда возникает и связь Б. К. С темой детей наказанной жены громовержца. Первый план развития этой темы актуализирует образ детей солнца, воплощающихся в днях недели, из которых седьмой отмечен как день солнца (ср. Англ. Sunday, нем. Sonntag, «воскресенье»). Второй план подчёркивает мотив наказания огнём детей Б. К., которых семеро (как и дней недели) - по числу пятнышек на её спинке. Ср. Многочисленные названия Б. К. Как «семипятнышковой», «семиточечной», а также строгий запрет убивать Б. К.Оба эти плана соотносятся с темой детей громовержца в «отцовских» версиях мифа. Ср., например, представления о семи детях громовержца в литовской традиции, из которых отмечен именно седьмой, самый младший - только он выдерживает испытание огнём и водой и оказывается «своим» сыном громовержца.

Причастность младшего сына к огню и воде объясняет, почему к Б. К., которая в данном случае выступает именно в этой ипостаси, обращают традиционный вопрос о том, будет ли дождь или хорошая погода, вёдро. Не случайно и то, что с младшим сыном связывается идея вечного возвращения, воскресения, богатства, прямая линия преемственности с солнцем. Те же ассоциации характеризуют в народных верованиях и Б. К. Она нередко связана с переходом от старого к новому году. Слово «бедрик», являющееся одним из украинских названий Б. К., присутствует и в ритуальных текстах, приуроченных к сочельнику (ср. «Дай, боже, и на бедрик!» или «Щедрик-бедрик. Дайте вареник» при «Щедрий вечiр» как обозначение кануна нового года). Наличие варианта ведрик (бедрик) помогает, видимо, объяснить связь Б.

К. С ясной погодой (вёдро).Существуют и прямые свидетельства связи Б. К. С громовержцем и с т. Н. Основным мифом индоевропейской мифологии. Древнеиндийское название Б. К. Indragopa («та, чей пастух Индра») отсылает к мифологическому мотиву коров громовержца . Возвращение похищенных коров вызывает оплодотворяющий природу дождь и солнце.Лит. Топоров В. Н., Балтийские и славянские названия божьей коровки (Coccinella septempunctata) в связи с реконструкцией одного из фрагментов основного мифа , в кн. Этнолингвистические балто-славянские контакты в настоящем и прошлом, М., 1978.В.Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Божья коровка

1. Разг. Небольшой жук с округлым или овальным тельцем пёстрой окраски, обычно с чёрными пятнышками на светлом фоне. Ф 1, 257. 2. Жарг. Авиа. Шутл. Лётчик пассажирских авиалиний. Летчик местных авиалиний. БСРЖ, 281. 3. Жарг. Курс. (авиа). Учебный самолёт. Максимов, 38. 4. Разг. Шутл. Тихий, безобидный человек. Ф 1, 257. БМС 1998, 306. ШЗФ 2001, 21. БТС, 88. 5. Жарг. Угол. Старушка. УМК, 109. 6. Жарг. Нарк. Анаша. VSEA, 15. Балдаев 1, 41. УМК, 109. 7. Жарг. Мол. Шутл. Автомобиль «Volkswagen». Ел..

Божья коровка

См. Кроткий.... ..

Божья коровка

(иноск.) - о наивных, жалких, недомыслящихСр. Только божья коровка, как Лидия Никаноровна, с ее нервами, расшатанными морфием, могла еще терзаться, исходить в надеждах и воздушных замках.П. Боборыкин. Без мужей. 2, 24.Ср. Ведь это здешние ваши божьи коровки, в министерствах, охают о поднятии производительных сил, о кредите, идут на такую удочку.П. Боборыкин. Из Новых. 3, 5.Ср. Он ведь только егозит и петушится, а на деле он божья коровка и к этой службе совсем не способен.Лесков. Смех и горе. 40..

Божья коровка

БОЖЬЯ КОРОВКА. 1. Небольшой жук с округлым или овальным тельцем, пёстрой окраски, обычно с чёрными пятнышками на светлом фоне. По высокой коленчатой соломинке неторопливо поднимается божья коровка (Соколов-Микитов. На тёплой земле). Неожиданно на мою руку села божья коровка. Её ярко-красные лаковые крылышки мгновенно сомкнулись. Божья коровка. Не знаю, кто, когда и за что дал ей это имя. И кто впервые поверил в её способность предсказывать будущее (Ф. Алиева. Божья коровка).2. Ирон. Пренебр. Кро..

Боеций

(Boetius). Римский писатель и государственный человек, известный своим знанием греческой философии и вообще своей образованностью. Он был заключен в темницу и казнен Теодорихом Великим (524 г. От Р.Х.). В темнице он написал свое знаменитое сочинение “об утешении философии”.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Божич

(серб.-хорв. Божић, Božiè, словенск. Bôžiè, болг. Божич, макед. Божик'), в южнославянской мифологии персонаж, упоминаемый в колядках (см. Коляда) наряду с символами (златорогий олень, ворота, свинья) и обрядами, обозначающими начало весеннего солнечного цикла. Соотносится с молодостью (серб. Мâли Бòжић), рождеством, новым годом, в противоположность Бадняку, старому году и т. П. Связь имён Бога и Б. Делает возможным сопоставление Б. С восточнославянским Сварожичем - сыном Сварога. Оба имеют отнош..

Бойн

Река в Ирландии, берущая начало в Бог Аллен в графстве Килдаре и впадающая в Ирландское море неподалеку от Дрогхеды. В мифологии ирландских кельтов - одна из "двенадцати главных рек Ирландии", воды которой не пожелали напоить фоморов (см. Глава 7). Само ее появление - следствие непокорности богини Боанн (см. Глава 5).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Бокхорис

(Бекенренеф)египетский фараон (732-726 до н. Э.), сын саисского правителя Тефнахта, единственный представитель XXIV династии. Власть Бокхориса распространялась только на северную часть страны. Античная традиция рисует Бокхориса мудрым судьей и законодателем, который запретил обращение в рабство за долги свободных египтян, и тем самым повлиял на законодательную деятельность Солона. Бокхорис был побежден эфиопским фараоном Шабакой, который по утверждению Манефона, сжег Бокхориса живьем в его дворц..

Дополнительный поиск Божья Коровка Божья Коровка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Божья Коровка" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Божья Коровка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 13 символа