Борте-чино

131

(«сивый волк»), в мифологии монгольских народов первопредок. Согласно генеалогическому мифу в монгольской летописи «Сокровенное сказание» (13 в.), объясняющему происхождение монгольских племён и княжеских фамилий, Б.-Ч. Со своей женой Хо Марал («каурая лань») переплыл море Тенгиз и стал кочевать около горы Бурхан-халдун, у истоков реки Онон. Нашедшие в их именах отражение волк, олень (лань) относятся к числу древнейших тотемов монголоязычных племён Центральной Азии (сяньби, кидани), а волк почитался в средневековье также и рядом тюркских народов (орхонские тюрки, огузы, уйгуры, усуни). Наряду с этим «Сокровенное сказание» называет Б.-Ч. «родившимся по соизволению Дегере-тенгри» («верховного неба»), а летописец 18 в.

Мерген Геген - «сыном неба» (таким образом, в летописях, по-видимому, отразились мифологические представления и о тотемическом, и о небесном происхождении монгольских родоплеменных групп). В «Сборнике летописей» Рашид аддина (14 в.) Б.-Ч. - один из князей (эмиров) монгольских племён, вышедших из урочища Эргунекун. Причиной первоначального переселения Б.-Ч. Летописец 17 в. Лубсан Дандзан называет его конфликт со старшими братьями (сказочный мотив, неоднократно повторяющийся в монгольских генеалогических преданиях, ср. Бодончар). У Мерген Гегена имя Хо Марал переосмысливается, она оказывается «госпожой Марал из рода Хова», которая осталась беременной после смерти мужа - вождя племени, обитавшего около горы Бурхан-халдун.

Б.-Ч. Женится на ней и таким образом занимает пустующее место владыки. В любом случае, появляется ли он вместе с Хо Марал или женится на ней потом, Б.-Ч. Выступает как пришелец, занявший княжеский престол у народа, по тем или иным причинам не имевшего государя (ср. Бодончар). Так к мотивам тотемического и «небесного» происхождения Б.-Ч. Подключается мотив приглашения на царство или занятия трона посредством женитьбы. В летописях 17-18 вв. Монгольский генеалогический миф увязывается с буддийской квазиисторической родословной индийских и тибетских царей. Б.-Ч. Оказывается младшим сыном одного из семи мифических тибетских «престольных государей», а именно - «златопрестольного» (Алтай сандалиту хаган).Лит. См. При ст. БодончарС.

Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Борисфен

(Borysthenes, Βορυσθένης). Древнее название реки Днепр.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Борс

В легендах Артуровского цикла - одно из имен Мирддина, приводимое в "Смерти Артура" Мэлори. (см. Глава 23 и глава 25).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Борхаурали

(алан. «просо аланов», осет. «владыка злаков»), в осетинской мифологии божество, владыка хлебных злаков и урожая. К Б. Обращались с просьбой, чтобы он стал плугарём, сеятелем, бороновал поле, т. К. Это даст возможность получить богатый урожай. Почитается осетинами-дигорцами. В нартском эпосе встречается под именем Хоралдар.Б. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Босели

(букв. «хлев»), в грузинской мифологии божество - покровитель домашних животных и земледелия. На основе анализа обряда, сохранившегося в скотоводческо-аграрном грузинском празднике бослоба, главным персонажем которого является Б., а также эпитетов и самого имени божества, восстанавливается первоначальный образ Б. Как божества, воплощённого в образе быка-производителя.В новогоднем цикле праздников Б. Именуется также Бери или Басили.д. Р.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Борте-чино Борте-чино

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Борте-чино" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Борте-чино, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 10 символа