Борте-чино
(«сивый волк»), в мифологии монгольских народов первопредок. Согласно генеалогическому мифу в монгольской летописи «Сокровенное сказание» (13 в.), объясняющему происхождение монгольских племён и княжеских фамилий, Б.-Ч. Со своей женой Хо Марал («каурая лань») переплыл море Тенгиз и стал кочевать около горы Бурхан-халдун, у истоков реки Онон. Нашедшие в их именах отражение волк, олень (лань) относятся к числу древнейших тотемов монголоязычных племён Центральной Азии (сяньби, кидани), а волк почитался в средневековье также и рядом тюркских народов (орхонские тюрки, огузы, уйгуры, усуни). Наряду с этим «Сокровенное сказание» называет Б.-Ч. «родившимся по соизволению Дегере-тенгри» («верховного неба»), а летописец 18 в.
Мерген Геген - «сыном неба» (таким образом, в летописях, по-видимому, отразились мифологические представления и о тотемическом, и о небесном происхождении монгольских родоплеменных групп). В «Сборнике летописей» Рашид аддина (14 в.) Б.-Ч. - один из князей (эмиров) монгольских племён, вышедших из урочища Эргунекун. Причиной первоначального переселения Б.-Ч. Летописец 17 в. Лубсан Дандзан называет его конфликт со старшими братьями (сказочный мотив, неоднократно повторяющийся в монгольских генеалогических преданиях, ср. Бодончар). У Мерген Гегена имя Хо Марал переосмысливается, она оказывается «госпожой Марал из рода Хова», которая осталась беременной после смерти мужа - вождя племени, обитавшего около горы Бурхан-халдун.
Б.-Ч. Женится на ней и таким образом занимает пустующее место владыки. В любом случае, появляется ли он вместе с Хо Марал или женится на ней потом, Б.-Ч. Выступает как пришелец, занявший княжеский престол у народа, по тем или иным причинам не имевшего государя (ср. Бодончар). Так к мотивам тотемического и «небесного» происхождения Б.-Ч. Подключается мотив приглашения на царство или занятия трона посредством женитьбы. В летописях 17-18 вв. Монгольский генеалогический миф увязывается с буддийской квазиисторической родословной индийских и тибетских царей. Б.-Ч. Оказывается младшим сыном одного из семи мифических тибетских «престольных государей», а именно - «златопрестольного» (Алтай сандалиту хаган).Лит. См. При ст. БодончарС.
Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Борте-чино
На нашем сайте Вы найдете значение "Борте-чино" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Борте-чино, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 10 символа