Буха-нойон Бабай
(«бык господин батюшка»), персонаж бурятской мифологии. Особое место занимает в мифах булагатов и эхиритов, в которых выступает как тотемный первопредок. Связанный с ним цикл мифов широко распространён у бурят Прибайкалья, известен и в Забайкалье. Согласно одному из вариантов, Бохо Муя, сын Заян Саган-тенгри (западный тенгри), повздорил с Бохо Тели, сыном Хамхир Богдо-тенгри (восточный тенгри). Оба спустились на землю, превратившись. Бохо Муя - в сивого быка Б.-н. Б. (известен и под именами Хухэ буха. Нойон бабай), Бохо Тели - в пёстрого быка Тарлан Эрен буха, и стали гоняться друг за другом вокруг Байкала. Наконец, встретившись во владениях Тайжи-хана - одного из бурятских князей в Тункинской долине, начали бодаться, топча всё вокруг.
Дочь Тайжи-хана прогнала их, но забеременела от взгляда (или мычания) Б.-н. Б. По версии булагатов, у неё родился мальчик, которого Б.-н. Б. Признал своим сыном, поместил в железной люльке на горе, кормил его и охранял. Две сестры, бездетные шаманки Асыхан (Асуйхан) и Хосыхан (Хусыхан), устроив Б.-н. Б. Специальный тайлаган (камлание с жертвоприношением), заполучили этого мальчика, дав ему имя Булагат Буха дорогхо олдоксон [«из-под пороза (быка) найденный Булагат»]. Он стал предком племени булагатов. Согласно эхиритской версии, дочь Тайжи-хана родила двух мальчиков. У Булагата был близнец, который в раннем детстве жил в щели на берегу Байкала. Когда Булагат, живший у сестёр-шаманок, подрос и стал ходить на берег Байкала, он встретил там своего близнеца.
Шаманка Асыхан хитростью заполучила и этого сына Б.-н. Б., назвав его Эхиритом. Он стал предком племени эхиритов. Эхиритская версия о близнецах Булагате и Эхирите, сыновьях Б.-н.б., - бурятский вариант близнечного мифа. Мифологический сюжет - борьба сивого быка Б.-н.б. С пёстрым быком Тарлан Эрен буха толкуется фольклористами двояко. Либо как отражение борьбы реальных родов, либо как солярный миф - борьба дня и ночи, где Б.-н.б. - день, а его противник - звёздная ночь.Б.-н.б. - персонаж мифов и других бурятских племён. В шаманском пантеоне бурят он - западный хан, сын Эсеге Малан-тенгри. Его девять сыновей - эжины (см. Эдзены), духи-хозяева ряда местностей в Бурятии. Известны шаманские призывания, где упоминается имя Б.-н.б.
Имеются специальные места почитания Б.-н.б. - горы, носящие его имя (около села Далахай Тункинского района и Санага Закаменского района Бурятской АССР).С распространением ламаизма Б.-н.б. Был введён в ламаистский пантеон богов под именем Ринчин-хана (ламаистская иконография изображает его всадником на белом коне), а православная миссия объявила Б.-н.б. Идентичным христианскому святому Пафнутию. До 30-х гг. 20 в. Б.-н.б. Оставался объектом тройного почитания. У ламаистов, шаманистов, православных. Б.-н. Б. Как мифологический персонаж встречается у монголов Северной Монголии.Н. Л. Жуковская.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Буха-нойон Бабай
На нашем сайте Вы найдете значение "Буха-нойон Бабай" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Буха-нойон Бабай, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 16 символа