Бушменов Мифология

111

Мифологические представления бушменов Намибии и прилегающих к ней районах Ботсваны, Анголы и ЮАР. Б. М. Принадлежит к числу архаических мифологий, для неё характерны антропоморфизация природы, тотемические представления. Центральным персонажем мифологии значительной части племён бушменов, вокруг которого циклизуется большая часть мифов, является Цагн (кузнечик-богомол), совмещающий в себе черты тотемического культурного героя, демиурга, прародителя, патрона племенных инициации, а также мифологического трикстера. Аналогом Цагна во многих отношениях выступает в мифах кунг Цуе. Согласно мифам, явления природы, небесные светила, животные - все некогда были людьми «древнего народа», населявшего страну до бушменов.

Нередко в Б. М. Сотворение мира наряду с Цагном связывается с людьми этого «древнего народа». Согласно одному мифу, солнце было человеком, у которого светились подмышки. Если он поднимал руку, земля озарялась солнечным светом, ложился спать - всё погружалось во тьму. Тогда люди «древнего народа» забросили его на небо. По другому варианту мифа, когда-то жил человек-огонь, голова которого светилась. Он приносил удачу на охоте, но требовал себе самый лучший кусок мяса. Люди убили его и каменными ножами отрезали ему голову. Один охотник насадил голову на палку и швырнул её вверх. Так на небе появилось солнце. Каждый день оно проходит путь с востока на запад, но не может найти на земле своё тело. Солнце в одном из мифов преследует своего соперника - луну, отрезая у неё куски мяса.

Когда луне удаётся вырваться, она понемногу опять обрастает мясом. В другом сюжете луна - сандалия человека «древнего народа». Однажды его дочь положила мокрые сандалии отца слишком близко к огню, от одной остался лишь пепел, а другая сгорела наполовину. Рассердившись, отец кинул вверх полусгоревшую сандалию, которая стала луной. Брошенный девушкой вверх пепел другой сандалии превратился в звёзды и Млечный путь. С луной бушмены связывают происхождение смерти. Луна никогда не умирает до конца, у неё остаётся спинной хребет, и она снова вырастает и возвращается к жизни. Когда-то люди также возвращались к жизни, как и луна. Но однажды ребёнок, оплакивавший свою умершую мать, не поверил луне, которая уверяла, что его мать вернётся.

Разгневанная луна ударила его по лицу, разбила верхнюю губу и сказала, что отныне он будет зайцем, а люди теперь будут умирать навсегда. Согласно одному из астральных мифов, Млечный путь, красные и белые звёзды - это древесная зола, зрелые и молодые коренья хуин, которые подбросила в небо девушка, рассердившись на мать за то, что та дала ей мало кореньев. От заброшенной в небо ею кожуры корня куисси возникла саранча. Согласно другому варианту, одна девушка, обладавшая магической силой, при наступлении половой зрелости взглянула на львов, и они превратились в звёзды. Существует миф о Юпитере, называемом бушменами «Сердце утренней зари». Он женился на рыся, а гиена околдовала и отравила его жену, заняв её место.

Младшая сестра рыси разоблачила гиену, и «Сердце утренней зари» прогнал её. С тех пор он ходит в ночи, его огромные глаза горят, как огонь, и отпугивают гиен и шакалов.Лит. Бьерре И., Затерянный мир Калахари, [пер. С англ.], М., 1963. Эллекбергер В., Трагический конец бушменов, пер. С франц., вступит. Ст. Д. А. Ольдерогге, М., 1956. Mantis and his friends, collected by W. Н. I. Bleek and L. C. Lloyd, L., [1924]. Вleek W. Н. I., Lloyd L. C., Specimens of Bushman folklore, L., 1911. Schapera I., The Kholsan people of South Africa, L., 1930.E. С. Котляр.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Бучжоушань

(«неполная», «ущербная»), в китайской мифологии гора, расположенная будто бы к северо-западу от гор Куньлунь. Некогда была опорой, подпиравшей небо. Однажды в гневе дух вод Гун-гун ударился о неё головой, Б. Сломалась, одна из сторон земли (юго-восточная) обрушилась, а небосвод наклонился на северо-запад, и в нём тоже появились провалы. Во время этих потрясений горы и леса охватил огромный пожар. Воды, хлынувшие из-под земли, затопили сушу, и земля превратилась в сплошной океан, волны которого д..

Бучу

В тунгусо-маньчжурской мифологии один из духов - покровителей шаманов. Изображался в виде человека на одной кривой ноге.Г. В.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Буян Химаваты

Однажды, когда на исходе критаюги словно бы от подземного толчка впервые заколебалась добродетель, владыка богов Брихаспати (1) решил во искупление грехов провести жертвоприношение по древним уставам. На Химавату (2) были приглашены все пьющие сому и питающиеся дымом во главе с Индрой, божественные риши и предки вместе с Брахмой и неисчислимое множество рожденных живыми, вылупившихся из яиц, произведенных от пота. И прибыли они к месту жертвоприношения на берег Ганги, где Дакша (3) уже собрал с..

Бхавачакра

(санскр. Bhavacakra, «колесо бытия»), в буддийской мифологии бесконечность перерождений. См. Сансарал. М.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Бушменов Мифология Бушменов Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бушменов Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бушменов Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 18 символа