Васиштха

110

(др.-инд. Vasistha, букв. «самый богатый»), в ведийской и индуистской мифологии один из семи божественных мудрецов - риши, олицетворяющих звёзды Большой Медведицы. В. Был сыном Брахмы, но вследствие проклятия лишился своего тела (РВ VII 56) и вновь рождён из семени богов Митры я Варуны, воспылавших страстью к небесной деве - апсаре Урваши (VII 33, 11-13). В гимнах седьмой мандалы «Ригведы» (которые ему приписываются) В. Рисуется другом богов и прежде всего Варуны, принимающего его в своём доме, показывающего ему смену дня и ночи, берущего с собой на корабль (VII 88). В индийской традиции К служит идеалом брахмана. Он и его потомки, составлявшие могущественный род васиштхов, считались домашними жрецами (пурохитами) царей Солнечной династии.

Цикл мифов о В. Посвящён вражде между ним и другим риши - Вишвамитрой, тщетно пытавшимся отнять у В. Принадлежавшую ему Сурабхи - «корову желаний». По одному из этих мифов, когда В. Был жрецом царя Калмашапады, Вишвамитра вселил в тело этого царя демона - ракшаса, и тот пожрал одного за другим сто сыновей В. В отчаянии В. Стал искать смерти. Он бросился вниз с горы Меру, но её каменистое подножие сделалось мягким, как трава. Он вошёл в костёр, но огонь стал прохладным. С камнем на шее он попытался утонуть в море, но волны вынесли его на берег. Он погрузился в реку, кишащую крокодилами, но река обмелела, а крокодилы его не тронули. Вскоре после этого В. Узнал, что вдова его старшего сына носит в чреве ребёнка и что тем самым не прекратится его род.

Успокоенный В. Оставил мысли о смерти и, окропив Калмашападу священной водой, избавил его от ракшаса (Мбх. I 166-168). Другой миф рассказывает, что, задумав убить В., Вишвамитра приказал однажды реке Сарасвати принести ему В. На своих волнах. Однако, увидев, что Вишвамитра поджидает его на берегу с оружием в руках, В. Повелел реке течь в обратную сторону. Сарасвати послушалась мудреца, а раздосадованный Вишвамитра на один год превратил её воды в кровь (IX 42). Согласно »Вишну-пуране», женой В. Была Урджа, дочь Дакши. Другие источники называют женой В. Арундхати, которой тщетно домогались А гни и Индра, а она, став олицетворением супружеской верности, была вознесена на небо в качестве утренней звезды.Лит. Oldeberg Н., Über die Liedverfasser des Rigveda, "Zeitschrift fur deutschen Morgenländischen Gesellschaft., 1888, Bd 42, S.

199-247.П. А. Гринцер.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Васиштха

ВАСИШТХА - ведийский мудрец-риши, олицетворение Большой Медведицы.. ..

Васиштха

ВасиштхаВасиштхаАфоризмы, цитаты• Если дерево предложит тебе свою тень, свои плоды и цветы, неужели ты захочешь в благодарность вырвать его из земли и унести с собой?(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Васиштха

Ведийский мудрец-риши, олицетворение Большой Медведицы.. ..

Васиштха

Мифич. Мудрец. В. Приписывается 7-я книга "Ригведы". Позднее В. - один из "семи мудрецов" (саптариши), отождествляемых со звездами Большой Медведицы. Уже в ранних текстах упоминается соперничество В. С др. Великим мудрецом Вишвамитрой. В эпосе оно мотивируется тщетными притязаниями Вишвамитры на обладание чудесной коровой, исполняющей желания, к-рая принадлежала В. Иногда В. Именуется сыном Варуны и апсары Урваши. В "Рамаяне" В. Фигурирует как наследств, жрец Солнечной династии при дворе Дашарат..

Василиск

(лат. Basiliscus, regulus, от греч. Βασιλεύς «царь»), мифический чудовищный змей. По описанию Плиния Старшего (1 в., Plin. Nat. Hist. VIII 78. XXIX 66), В. Наделялся сверхъестественной способностью убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохла трава и растрескивались скалы. Можно было спастись от В., показав ему зеркало. Змей погибал от собственного отражения. Смертельным для В. Считался также взгляд или крик петуха. Имел гребень в виде диадемы, откуда его название - «царь з..

Васитта

Вашитта (Wašitta), в хеттской мифологии гора, родившая сына от человека. Согласно мифу, дошедшему в поэтической форме, бог Кумарби считает месяцы, оставшиеся до родов В. Горы и боги спрашивают В. «Почему рождаешь ты?» В. Отвечает, что «в горы человек пришёл чужой, И он со мною ложе разделил, И я с тех пор беременною стала». Сюжет о рождающей горе проник в хеттскую мифологию из Шумера при возможном хурритском посредничестве.Лит. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, М., 1977, с. 16..

Васу

(др.-инд. Vasu, Vasavah, множ. Ч. От vasu-, «добрый»), в ведийской и индуистской мифологии восемь божеств, образующих особую группу. Вместе с 11 рудрами и 12 адитьями, Дьяусом и Притхиви В. Образуют древнеиндийский пантеон из 33 богов (ср. «Атхарваведу», «Шатапатха-брахману» и др.). В ряде гимнов «Ригведы», в отдельных эпизодах эпоса, в перечислениях и классификациях в упанишадах все три группы богов выступают вместе. Но уже в брахманах В. Связываются с землёй, тогда как рудры - с воздухом, а ад..

Васудева

В индуистской мифологии. 1) (др.-инд. Vasudeva) отец Кришны и брат Кунти, матери пандавов, героев «Махабхараты». 2) (др.-инд. Vasudeva) имя Кришны и Вишну (поскольку Кришна его воплощение). Трактуется как патронимическое образование. «сын Васудевы», отца Кришны. По-видимому, в древности В. Считался неким отдельным божеством, но постепенно слился с образом Вишну - Кришны, причём два варианта его имени были закреплены за двумя персонажами мифа о Кришне.с. С.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Васиштха Васиштха

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Васиштха" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Васиштха, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа