Ваю

222

(др.-инд. Vâyu, ообств. «ветер», «воздух»), в ведийской и индуистской мифологии бог ветра. В. Тесно связан с Вата. Ему посвящён целиком один гимн в «Ригведе». В нескольких гимнах он славится вместе с Индрой. В. Более индивидуализирован, чем Вата, хотя и его характеристики довольно неопределённы (у него приятная внешность, он тысячеглаз, быстр, как мысль, касается неба и т. Д.). В. Рождён двумя мирами (РВ VII 90, 3), заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2), появляется утром. У него сияющая колесница и множество коней (99, 100, 1000), иногда - быков. С ним в колеснице - сам Индра. В. Щедр, благосклонен, у него богатства, которые он дарит, он награждает жертвователя сыном, даёт потомство, имущество, коней, быков, славу, предоставляет убежище, рассеивает врагов.

Помимо связи с Индрой и с марутами, которых В. Родил (I 134, 4), подчёркивается связь с сомой. В. Имеет право (иногда наряду с Индрой) на первый глоток сомы. Сома приятен ему, течёт навстречу и т. Д. Однажды упоминается, что В. - муж дочери Тваштара (VIII 26, 21-22). К В. Обращаются одновременно с Индрой и Парджаньей, ему приносят в жертву животное белой масти (Майтр.-самх. II 5, 1). В. - жизненное дыхание (ргâná, РВ I 184, 31-32) и сам возник из дыхания Пуруши (X 90, 13).В послеведийский период образ В. Становится более определённым (ср. Вишнудхарма-пур. LVIII 1-6. Антропоморфное изображение), он входит в ряд сюжетов. Так, в «Рамаяне» (I 1, 17, 35) В. Влюбляется в дочерей Кушанабхи и, оказавшись отвергнутым, проклинает их. Там же (IV 1, 32.

V 2. 17-22. V 3, 27-34) В. Выступает как отец Ханумана и Сампатина (в «Махабхарате» он отец Бхимы). В «Бхагавата-пуране» В. По просьбе мудреца Нарады разрушает вершину горы Меру, которая падает в море, давая начало острову Ланка. В ряде случаев В. Сопровождает Индру в битвах. В мифе о победе над Вритрой в версии «Шатапатха-брахманы» (IV) боги посылают на разведку В. В сказании о соперничестве Вишвамитры и Васиштхи из-за коровы Сурабхи (Рам. I) Индра посылает В. И Каму помочь апсаре Менаке. Иногда В. Выступает как даритель. Карттикее (см. Сканда) он даёт колесницу (сказание о Сканде - «Матсья-пурана»), Кали - уши, лук и стрелы («Маркандейя-пурана»). Существенно превращение В. В одного из хранителей мира (см. Локапалы), в его власть был отдан северо-запад, его животным (вахана) стал олень («Матсья-пурана»).

В «Вишну-пуране» упоминается, что В. Входит в группу васу. В упанишадах В. Нередко появляется в списках и при классификациях. Ближайшее мифологическое соответствие В. - авестийское Вайю.Лит. Wikander S. Vayu, Uppsala - Lpz., 1941.В. Н . Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ваю

ВАЮ - в ведийской и индуистской мифологии бог воздушного пространства и ветра, отец Марутов. Передвигается на колеснице.. ..

Ваю

(санскр. Vâyu от корня vâ = индоевр. Vê-, старослав. Ве-. Веять, дуть. Другое название — Vàta, от того же корня, родственно герм. Вотан) — индийский бог ветра. Природное значение его ясно, индивидуальные особенности не выработались. В. — очень почитаемое божество и получает при жертвоприношении первый глоток Сомы (свящ. Напиток в Ведах). По индийскому преданию (Gopatha-Brâhmana), верховный бог Брахман (Брама), после создания воды из своего пота, создал землю — из своей ноги, воздух — из своего ч..

Ваю

(санс.). То же, что Павана, индийский бог ветров.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Ваю

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Ваю

В ведийской и индуистской мифологии бог воздушного пространства и ветра, отец Марутов. Передвигается на колеснице.. ..

Вацилу

В мифологии лакцев священная гора. Согласно поверьям, между двумя примыкающими друг к другу скалами, стоящими на вершине В., может протиснуться лишь безгрешный человек. Грешника скалы задерживают. Бесплодные женщины, проскользнувшие между камнями В., очищаются и могут рассчитывать на успех молитвы, обращённой к богу о ниспослании им детей. В. (ею считается гора возле Кумах - центра Лакского района) являлась местом молитв о дожде, на ней совершались жертвоприношения.Название этой горы (Вацилу) во..

Вач

(др.-инд. Vac, букв. «речь», «слово»), в древнеиндийской мифологии богиня речи, персонификация речи. В «Ригведе» ей посвящён один гимн (X 125), в котором анаграммируется её имя. В, обитает на небе и на земле, её лоно в воде, в море. Она распространяется по всем мирам, достигает неба, веет, как ветер, охватывает все миры. В. Выше неба и шире земли. Она - владычица и собирательница богатств, наделяет ими всех. Тот, кого она любит, становится сильным, мудрым, брахманом, риши. Тех, кто ненавидит бра..

Ве Ньилитимо

(«лик влажного муссона»), в доисламской мифологии бугийцев острова Сулавеси (Западная Индонезия) богиня, дочь Гурурисэллэнга, посланная им на землю. Она поднялась из моря в золотом паланкине, сверкающем молниями, в сопровождении пяти знатных спутниц. В. Н. Становится женой Батара Гуру (см. Батара Гуру 2) и отдаёт своих спутниц ему в наложницы. Впоследствии вместе с Батара Гуру В. Н. Воцаряется на половине неба.ю. С.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Вебула

В мифологии чинов в Бирме (тибето-бирманская группа) холм, где появилась их племенная группа яхао. Согласно мифу, солнце на холме В. Оставило яйцо. Одна бирманская женщина нашла его и положила в горшок, который поместила около очага. Из яйца вышел мальчик, ставший предком яхао.я. Ч.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Ваю Ваю

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ваю" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ваю, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 3 символа