Ваю
(др.-инд. Vâyu, ообств. «ветер», «воздух»), в ведийской и индуистской мифологии бог ветра. В. Тесно связан с Вата. Ему посвящён целиком один гимн в «Ригведе». В нескольких гимнах он славится вместе с Индрой. В. Более индивидуализирован, чем Вата, хотя и его характеристики довольно неопределённы (у него приятная внешность, он тысячеглаз, быстр, как мысль, касается неба и т. Д.). В. Рождён двумя мирами (РВ VII 90, 3), заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2), появляется утром. У него сияющая колесница и множество коней (99, 100, 1000), иногда - быков. С ним в колеснице - сам Индра. В. Щедр, благосклонен, у него богатства, которые он дарит, он награждает жертвователя сыном, даёт потомство, имущество, коней, быков, славу, предоставляет убежище, рассеивает врагов.
Помимо связи с Индрой и с марутами, которых В. Родил (I 134, 4), подчёркивается связь с сомой. В. Имеет право (иногда наряду с Индрой) на первый глоток сомы. Сома приятен ему, течёт навстречу и т. Д. Однажды упоминается, что В. - муж дочери Тваштара (VIII 26, 21-22). К В. Обращаются одновременно с Индрой и Парджаньей, ему приносят в жертву животное белой масти (Майтр.-самх. II 5, 1). В. - жизненное дыхание (ргâná, РВ I 184, 31-32) и сам возник из дыхания Пуруши (X 90, 13).В послеведийский период образ В. Становится более определённым (ср. Вишнудхарма-пур. LVIII 1-6. Антропоморфное изображение), он входит в ряд сюжетов. Так, в «Рамаяне» (I 1, 17, 35) В. Влюбляется в дочерей Кушанабхи и, оказавшись отвергнутым, проклинает их. Там же (IV 1, 32.
V 2. 17-22. V 3, 27-34) В. Выступает как отец Ханумана и Сампатина (в «Махабхарате» он отец Бхимы). В «Бхагавата-пуране» В. По просьбе мудреца Нарады разрушает вершину горы Меру, которая падает в море, давая начало острову Ланка. В ряде случаев В. Сопровождает Индру в битвах. В мифе о победе над Вритрой в версии «Шатапатха-брахманы» (IV) боги посылают на разведку В. В сказании о соперничестве Вишвамитры и Васиштхи из-за коровы Сурабхи (Рам. I) Индра посылает В. И Каму помочь апсаре Менаке. Иногда В. Выступает как даритель. Карттикее (см. Сканда) он даёт колесницу (сказание о Сканде - «Матсья-пурана»), Кали - уши, лук и стрелы («Маркандейя-пурана»). Существенно превращение В. В одного из хранителей мира (см. Локапалы), в его власть был отдан северо-запад, его животным (вахана) стал олень («Матсья-пурана»).
В «Вишну-пуране» упоминается, что В. Входит в группу васу. В упанишадах В. Нередко появляется в списках и при классификациях. Ближайшее мифологическое соответствие В. - авестийское Вайю.Лит. Wikander S. Vayu, Uppsala - Lpz., 1941.В. Н . Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Ваю
На нашем сайте Вы найдете значение "Ваю" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ваю, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 3 символа