Гедеон

195

Гидеон (евр. Gibeõ’n, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал (евр. Jerubb'al, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного союза Израиль в эпоху, предшествовавшую установлению монархической государственности). Согласно библейскому повествованию, после смерти Деворы израильтяне вернулись к языческим обычаям, за что Яхве покарал их, на семь лет «предав в руки» мадианитян, амаликитян и других кочевых хищников, в ежегодных набегах отнимавших урожай (Суд. 6, 1-16). Когда мера страданий народа исполнилась, Яхве посылает ангела к Г., который в это время молотил пшеницу в виноградной давильне, прячась от мадианитян (6, 11). Услышав повеление «спасти Израиля от руки мадианитян», Г.

Возражает. «Господи. Как спасу я Израиля. Вот, и племя мое в колене Манасиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (6, 14-15). Но обещание победы подтверждено знамением. Пищу, приготовленную Г. Для угощения небесного гостя, пожирает огонь, вышедший из конца посоха ангела, а сам ангел исчезает. В согласии с архаическими представлениями Г. Ждёт для себя гибели, ибо видел сверхъестественное существо, но Яхве успокаивает его. По вдохновению от Яхве Г. Разрушает жертвенник Ваала и священное дерево, которым поклонялся его отец, воздвигает вместо них алтарь Яхве и приносит на нём жертву. Соседи готовы его убить, но отец предлагает, чтобы Ваал сам «спорил», или «судился», с Г. (этим эпизодом мотивировано его второе имя, 6, 32).

Когда мадианитяне с союзниками приходят очередным набегом, Г. Трубит в шофар (трубу из бараньего рога), подавая знак священной войны, и на его клич собирается не только его род и всё «колено» Манассии, к которому принадлежит он сам, но также «колена» Асира, Завулона и Неффалима - 32-тысячное ополчение. По просьбе Г. Ему даны ещё два знамения. Сначала «на всей земле» сухо, и роса выпадает только на расстеленную Г. Шерсть, затем «на всей земле» выпадает роса, а шерсть остаётся сухой (6, 36-40). В традиционном христианском истолковании роса - символ благодати. Яхве хочет показать, что победа принадлежит не численности, а избранничеству. Поэтому Г. Ведено отослать по домам боязливых, а из оставшихся Ю тысяч воинов, подвергнутых архаическому испытанию, отобраны всего 300 воинов, «лакавших воду языком своим, как лакает пёс» (7, 5).

С ними Г. Подкрадывается к стану врагов и совершает дикое ночное нападение на превосходящие силы при звуке шофаров и криках «меч Яхве и Гедеона!». Воины неприятеля в суматохе убивают друг друга, беспорядочно бегут. Тогда Г. Обращается за помощью к воинам «колена» Ефрема, которым удаётся на переправе через Иордан захватить и лишить жизни двух предводителей мадианитян - Орива (Ореба) и Зива (Зееба). Г. Преследует двух других мадианит-ских вождей - Зевея (Зебаха) и Салмана (Цалмуны), настигает их и лишает жизни в акте кровной мести за гибель своих братьев. Ещё раньше он подвергает жестокой каре старейшин городков Сокхофа (Суккот) и Пенуэла, насмешливо отказывавших утомлённым воинам в провианте (8, 12-21). Народ предлагает Г.

Царскую власть для него самого и его династии, но Г. Отвечает. «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами. Яхве да владеет вами» (8, 23). Из своей военной добычи Г. Сооружает в родном городке Офре (Афре) какой-то культовый предмет («эфод»), как будто бы посвящённый Яхве, но который легко становится центром языческого культа. Жизнь Г. Завершается мирной эпической старостью в кругу огромной семьи, состоящей из множества жён и 70 сыновей, практически пользующихся полуцарскими привилегиями. После его смерти его побочный сын Авимелех предпринимает попытку захвата царской власти.Лит. Nestle E., Das Vlies des Gideon, «Archiv für Religlonswissenschaft», 1909, t. 12, S. 164-56. Schultz W., Das Flies des Gideon, «Orientalistische Literaturzeitung», 1910, Jg.

13, S. 241-51. Alonso-Schokel L., Heros Gedeon. De genere litterario et historicitate Jdc 6-8, «Verbum Domini», 1954, t. 32, p. 3-20, 65- 76. Whitley С. F., The sources of Gedeon stories, "Vetus Testamentum", 1957, t. 7, p. 157-164. Beyerlin W., Geschichte und heilsgeschichtliche Traditionsbildung im Alten Testament (Richter VI-VIII), «Vetus Testamentum», 1963, t. 13, S. 1-25.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Гедеон

В Ветхом Завете, один из судей израильских, народный герой израильтян догосударственной, родоплеменной эпохи. Гедеон освободил израильские племена от мадианитянского ига. Происходил из колена Манассии. Когда он молотил пшеницу в давильном чане, чтобы скрыть ее от мадианитян, ему явился ангел Господень, призвавший его помочь своему народу (Суд 6:11-16). После победы над мадианитянами соплеменники хотели сделать Гедеона царем, однако он отклонил эту честь и попросил лишь, чтобы все отдали ему по о..

Гедеон

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Гедеон

Гедеон - преподобный инок Серпуховского Владычного монастыря. В "Книге глаголемой о российских святых" он показан в числе калужских подвижников. Не канонизован.. ..

Гедеон

Пропов. 1815 г., архим.{Венгеров} Гедеонархим. Ниже-Ломов. Монаст. Пенз. Епарх. 1911 г. Сост. Опис. Монаст.{Венгеров}. ..

Гедеон

Гедеон - преподобный инок Серпуховского Владычного монастыря. В "Книге глаголемой о российских святых" он показан в числе калужских подвижников. Не канонизован.. ..

Гедеон

Гидеон (др.-евр., букв. - каменотес), - прозвище "судьи", т. Е. Выборного вождя израильских колен Ефрема (Эфраима) и Манассея (Менаше), 12 в. До н. Э. Наст. Имя - Иерубаал. Отразил набег воинств. Кочевников мидианитян и амалекитян на Палестину. В позднейшей библ. Традиции Г. Представлен благочестивым чудотворцем, побеждающим врагов не силой оружия, а исключительно благодаря помощи бога Яхве.. ..

Гедеон

(евр. Гидон, от араб. "с поврежденной рукой" или "разрушать, разбивать на куски" ), сын Иоаса, потомка Авиезера из колена Манассии, живший в см. Офра (2) (Суд 6:11). Вероятно, Г. Жил прим. В XII в. До Р.Х. Он был призван стать судьей в то время, когда Господь наказал израильтян за непослушание, предав их произволу мадианитян на 7 лет. Мадианитяне вместе с амаликитянами и племенами с востока нападали на израил. Земли вплоть до Газы, опустошая поля всякий раз, когда они были засеяны, и уводя скот...

Гедеон

(Герасим Покровский) еп. (1844-1922), рус. Правосл. Богослов, миссионер, церковно-обществ. Деятель. Род. В Орловской губ., в семье псаломщика. Окончил Орловскую ДС (1869), рукоположен во священника в 1872. В 1875 постригся в монахи. В 1884 окончил КДА и был назначен в Японскую духовную миссию (Токио). По возвращении из Японии с 1887 преподавал в Каз. ДС основное, догматич. И нравств. Богословие, был смотрителем, а затем ректором Холмской ДС (с 1889). Хиротонисан во епископа в 1892. Управлял епар..

Гедеон

(разрушитель). А) (Суд.6:11 ) - сын Иоаса из ·г.Офры, колена Манассиина, 7-й судья Израильский. Он был от природы очень скромный, и когда Ангел Господень предложил ему идти во имя Господне и спасти Израильтян от ига Мадианитян. Отвечал. Вот и племя мое в колене Манассиином самое бедное и я в доме отца моего младший (Суд.6:15 ). Господу угодно было обнадежить а поразительными знамениями Своего могущества и помощи, о которых подробно упоминается в 6, 7 и 8 главах ·кн. Судей. Затем, с 300 безоружны..

Геба

(Hebe, Ηβη). Богиня юности, дочь Зевса и Геры. Она наливала богам нектар, пока виночерпием на Олимпе не сделался Ганимед. Она считалась небесной супругой, Геркулеса.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Гевьон

(др.-исл. Gefjon, букв. «дающая»), в скандинавской мифологии одна из богинь, жена Скьёльда - сына Одина. Т., юной деве, прислуживают те, кто умирает девушками. В «Младшей Эдде» и «Саге об Инглингах» рассказывается о том, что шведский конунг Гюльви предложил наградить Г. За её занимательные речи таким количеством земли, которое утащат четыре быка. И Г. Отпахала плугом, в который были под видом быков впряжены её четыре сына-великана, огромную площадь земли, названную ею «Зеландией» (миф о происхож..

Геенна

(греч. Γέεννα,лат. Gehenna, от евр. Gç’hinnôm, «долина Хинном»), в иудаистической и христианской традиции символическое обозначение конечной погибели грешников и отсюда ада («Г. Огненная»), Долина Хинном или Бен-Хинном («долина сыновей Энномовых») к югу от Иерусалима, возле т. Н. Солнечных ворот, бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей (Иерем. 7, 31). Отсюда ненависть к этому месту верных культу Яхве иудеев. В библ. «Книге пророка Иеремии» предсказывается, что ..

Гееох

- (греч. Землеколебатель) одно из прозвищ Посейдона как бога землетрясений.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Дополнительный поиск Гедеон Гедеон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гедеон" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гедеон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа