Голем

234

(евр. Golem, «комок», «неготовое», «неоформленное»), в еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы, оживляемый магическими средствами глиняный великан. Представление о Г. Имеет предпосылки, специфические для мифологии иудаизма. Во-первых, это традиционный рассказ о сотворении Адама с подробностями - библейскими (Яхве лепит человеческую фигуру из красной глины, животворя её затем в отдельном акте вдуваемым «дыханием жизни», Быт. 2,7) и апокрифическими (исполинский рост Адама в его первоначальном облике. Пребывание некоторое время без «дыхания жизней» и без речи - состояние, в котором Адам получает откровение о судьбах всех поколений своих потомков). Во-вторых, это очень высокая оценка магико-теургических сил, заключённых в именах бога.

А также вера в особую сакраментальность написанного слова сравнительно с произнесённым. Эти предпосылки накладываются на общечеловеческую мечту о «роботах» - живых и послушных вещах (ср. Образ изваянных из золота «прислужниц» Гефеста, Hom. Н. XVIII 417-420) и в то же время страх перед возможностью для создания выйти из-под контроля своего создателя (ср. Сюжет об ученике чародея, зафиксированный в «Любителе лжи» Лукиана и использованный Гёте). Согласно рецептам, наиболее популярным в эпоху «практической каббалы» (начало нового времени), чтобы сделать Г., надо вылепить из красной глины человеческую фигуру, имитируя, таким образом, действия бога. Фигура эта должна иметь рост 10-летнего ребёнка. Оживляется она либо именем бога, либо словом «жизнь», написанным на её лбу.

Однако Г. Неспособен к речи и не обладает человеческой душой, уподобляясь Адаму до получения им «дыхания жизней» (мотив предела, до которого человек может быть соперником бога). С другой стороны, он необычайно быстро растёт и скоро достигает исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он послушно исполняет работу, ему порученную (его можно, например, заставить обслуживать еврейскую семью в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу), но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может растоптать своего создателя и т. П.). В качестве создателей Г. Еврейские предания называют некоторых исторических личностей, наиболее знаменит создатель «пражского Г.» раввин Лёв (16 - нач.

17 вв).Лит. Scholem G., Die Vorstellung vom Golem in ihrer telluriechen und magischen Bedeutung, в его кн. Zur Kabbala und ihrer Symbolik, Z., I960.С. С. Аверинцев. Первое упоминание о Г. В европейской литературе содержится у И. Рейхлина («Об искусстве каббалистики»). В 18 в. Опубликована легенда Я. Эмдена о Г., созданном из глины хелмским раввином Элией. К образу Г. Обращались многие романтики - А. Фон Арним («Изабелла Египетская»), Э. Т. А. Гофман («Тайны») и др. Тема бунта искусственного создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М. Шелли «Франкенштейн». Наиболее значительное из произведений европейской литературы 20 в. На этот сюжет - роман Г. Мейринка «Г.». В пьесе К. Чапека «R. U. R.» и опере Э. Д'Альбера «Г.» восставшие против людей искусственные существа обретают человечность, познав любовь.(Источник.

«Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Голем

ГОЛЕМ - в еврейских фольклорных преданиях оживляемый магическими средствами глиняный великан, который послушно исполняет порученную ему работу, но может выйти из-под контроля своего создателя и погубить его.. ..

Голем

Монстр, великан. ..

Голем

В еврейских фольклорных преданиях оживляемый магическими средствами глиняный великан, который послушно исполняет порученную ему работу, но может выйти из-под контроля своего создателя и погубить его.. ..

Голем

«ГОЛЕМ» (евр. «Goilom») - весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («Г.»), созданном из глины для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и гл. Обр. Для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения. Исполнив свое задание, «Г.» превращается в прах. Создание «Г.» народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Ма..

Голгофа

(греч. Γολγοθα, из арам. Gulgaltâ, евр. Gulgôlet. «череп». Ср. Лат. Calvarium, рус. Лобное место), в новозаветном повествовании место распятия Иисуса Христа (Матф. 27,33. Мк. 15, 22. Ио. 19, 17). Расположено в районе пригородных садов и могил, к северо-западу от Иерусалима, за городской стеной. Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности, бесприютности христиан, соотносится с ветхозаветными очистительными обрядами, при которых тела закланных жертвенных животных ..

Голейддидд

В мифологии валлийских кельтов Голейддидд - жена Килидда и мать Куллвха (см. Глава 24).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Голиаф

(евр. Gŏljat), в ветхозаветном предании (1 Царств 17) великан-филистимлянин из Гефа, побеждённый в единоборстве Давидом. Во второй книге царств (21, 19) победитель Г. Носит имя Елханан. Подробнее см. В ст. Давид(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Голл Мак Морна

В мифологии ирландских кельтов Голл Мак Морна - предводитель фианов до Финна Мак Кумалла. По легенде, именно он убил Кумалла, отца Финна, чтобы встать во главе фианов, и он же, согласно той же легенде, стал убийцей сына Финна. По легенде, он присутствовал на свадебном пиру Финна Мак Кумалла и Грайне (см. Глава 15) и был одним из тех, кого Грайне не напоила одурманивающим зельем, задумав бежать вместе с Диармайдом уа Дуибхне.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой ..

Голем

"Один из первых кибернетических роботов, сделан из глины Львом Бен Бецалелем", (Стругацкие).. ..

Дополнительный поиск Голем Голем

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Голем" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Голем, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 5 символа