Гудрун

116

(др.-исл. Guðrun. Этимология. Gunnr, guðr, «битва», run, «тай на», магический знак, руна), Кримхильда (нем. Kriemhild, средневерхненем. Kriemhilt), германо-скандинавский мифо-эпический образ, жена Сигурда (Зигфрида). Трактовка образа в скандинавском и немецком вариантах эпоса сильно различается.Скандинавский вариант. Г. - представительница рода Гыокунгов, правивших бургундами, сестра Гуннара и Хёгни. Когда ко двору бургундских королей прибыл герой Сигурд, мать Г. Дала ему испить напиток забвения и он, забыв о своём обручении с Брюнхильд, женился на Г., Брюнхильд же обманом была выдана за Гуннара, причём Сигурд помог ему в сватовстве, выполнив за него брачные испытания. После того как во время спора между Г. И Брюнхильд о том, чей муж доблестнее, обман раскрылся, Брюнхильд, любящая Сигурда и оскорблённая его невольным клятвопреступлением, стала подстрекать Гуннара убить Сигурда и добилась своего.

Убийство мужа повергло Г. В сильное горе, и в песнях о Г. (в «Старшей Эдде») рассказывается о ритуальных плачах окружающих её женщин и о её собственных вдовьих сетованиях. Однако в скандинавском эпосе Г. Далека от мысли мстить братьям за смерть мужа, и сам Сигурд, умирая, утешает её напоминанием о том, что ещё живы её братья («Краткая песнь о Сигурде» 25). Братья - кровные родичи ближе ей, чем муж. Впоследствии Г. Выходит замуж за гуннского владыку Атли (в прозаическом вступлении ко «Второй песни о Гудрун» сказано, что прежде чем она согласилась на новый брак, ей дали выпить напиток забвения). Г. Тщетно пыталась предостеречь братьев от поездки к Атли, а после того как он с ними жестоко расправился, отомстила ему.

Умертвила своих сыновей от брака с Атли и дала ему съесть приготовленное из их сердец блюдо, после чего убила и самого Атли, предав огню его палаты вместе со всеми их обитателями («Старшая Эдда», «Песнь об Атли»). В более поздних «Речах Атли» («Старшая Эдда») Г. Принимает участие в схватке своих братьев с гуннами и подаёт Атли испить пиво, смешанное с кровью убитых ею детей. В роли мстительницы выступает Г. И в эддических песнях «Подстрекательство Гудрун» и «Речи Хамдира». Здесь она фигурирует как жена конунга Йонакра, дочь которого Сванхильд подверглась жестокой казни за супружескую измену, и Г. Подстрекает своих сыновей отомстить виновнику - конунгу Ёрмунрекку. Коллизия завершается гибелью всех её детей.В эддических песнях, в которых фигурирует Г., обычно не усматривают существенного мифологического содержания, видимо, потому, что в ряде песней Г.

Изображается в элегических тонах (оплакивание ею Сигурда и собственной судьбы). Но эти черты, судя по всему, вторичные, в генезисе песней их появлению предшествовал, как показал А. Вольф, непсихологизированный образ суровой мстительницы, которая совершает акт родовой мести и исполняет жертвенные ритуалы, подчиняясь лишь велениям коллективного этоса, понимаемого как судьба. Умерщвление ею собственных сыновей имело, возможно, в качестве исходного мотива характер жертвоприношения. В «Речах Атли» (78) в этой связи устами самих сыновей прямо сказано. «принеси детей в жертву, коль желаешь». Готовясь к убийству Атли, Г. Раздаёт золото и другие сокровища, причём это место в «Песни об Атли» (39) содержит выражение. «она выращивает судьбу» (очевидно, речь идёт о ритуальных актах, и следующее за ними убийство гуннского короля опять-таки выглядит как принесение жертвы).

Высказывалось предположение (в частности, Г. Шнайдером), что в первоначальной версии эпоса Г. И сама погибла в огне, на который она обрекла дом Атли. Толкование этого и подобных поступков (Брюнхильд в песнях о Сигурде, Сигню в «Саге о Вёльсунгах») А. Хойслером как «кары», которой героиня добровольно подвергает себя за содеянное зло, принять трудно, более убедительным представляется их понимание как жертвенных самозакланий. Иными словами, в песнях о Г. И Атли, по-видимому, содержалась ритуальная основа, затемнённая в период их последующего бытования и пересочинения.Немецкий вариант. В первой части «Песни о нибелунгах» Кримхильда изображена нежной бургундской принцессой, затем женой Зигфрида, гордой своим славным мужем.

Она преисполнена феодальной сословной гордости, которая проявляется в «ссоре королев», когда Кримхильда трактует Брюнхильду как служанку и наложницу своего супруга. Убийство Зигфрида сопровождается перерождением Кримхильды. Отныне она живёт лишь мыслью об отмщении, ради него соглашается на брак с Этцелем (Атли) и долго вынашивает план расправы с Хагеном (Хёгни) и братьями. В этой версии эпоса привязанность к покойному супругу сильнее родственных чувств. Кримхильда выступает инициатором приглашения бургундов в гости к гуннам, где она намерена с ними расправиться. С их приездом она делает всё возможное, чтобы спровоцировать ссору между ними и Этцелем, и добивается своего. Взаимное истребление бургундов и гуннов, во время которого Кримхильда жертвует и собственным сыном, завершается пленением её брата Гунтера и его старшего вассала Хагена, после чего Кримхильда их собственноручно убивает.

Поведение Кримхильды, архаический прообраз которой - Г. Был наделён чертами героического демонизма, автор немецкой эпопеи - христианин склонен толковать как дьявольское. Ею завладела нечистая сила, толкающая её на чудовищные злодеяния, и дружинник Дитриха Бернского Хильдебранд, рассекающий Кримхильду мечом, лишь осуществляет правосудие.Прежняя связь эпоса с мифом в этом варианте уже утрачена, но не полностью. Сохранён в видоизменённой форме мотив золотого клада (см. В ст. Нибелунги). В сознании Кримхильды сокровища Зигфрида, которым завладели бургундские правители, неразрывно объединяются с самим героем, и теперь уже она сама (а не Атли, как в эддических песнях) требует у Хагена отдать ей золотой клад, выступающий как символ её былого процветания, власти и супружеского счастья.

Таким образом, и здесь ещё можно обнаружить следы архаического представления о золоте - воплощении «удачи» и благополучия его обладателя, - но уже в стёртом виде, видимо, уже не вполне ясные автору эпопеи.Лит. Мелетинский Е. М., "Эдда" и ранние формы эпоса, М., 1968. Гуревич А. Я., «Эдда» и сага, М., 1979. Zeller R., Die Gudrunlieder der Edda, Stuttg., 1939. Wolf A., Zu Gestaltung und Funktion der Rede in germanischer Heldendichtung, «Literaturwissenschaftliches Jahrbuch», N. F., 1962, Bd 3. Веуschlag S., Das Motiv der Macht bei Siegfrieds Tod, в сб. Zur germanisch-deutschen Heldensage, Darmstadt, 1961. Schröder W., Die Tragödie Kriemhilds im Nibelungenlied, "Zeitschrift fur deutsches Altertum und deutsche Literatur".

1960/61. Bd 90. Schröder W. J., Der Zank der Königinnen im Nibelungenlied, "Mainzer Universitätsgespräche», 1964. Kuhn Н., Der Teufel im Nibelungenlied. Zu Gunthers und Kriemhilds Tod, "Zeitschrift fur deutsches Altertum und deuteche Literatur". 1965, Bd 94, Н. 4.А. Я. Гуревич.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Гудрун

ГУДРУН - в скандинавской мифологии героический женский образ, жена Сигурда. По смерти Сигурда став женой Атли, жестоко мстит мужу за гибель братьев. Судьбе Гудрун посвящены песни "Старшей Эдды" и "Сага о Вельсунгах".. ..

Гудрун

(Gudrun, сред.-выс. Герм. Kûtrûn или Kûdrûn) — знаменитая нем. Народная эпическая поэма, составленная в конце XII или нач. XIII в. Неизвестным бавар. Или австр. Поэтом по образцу песни о Нибелунгах. В устах певцов она подверглась разным переделкам и пополнениям. Единственная рукопись Г., начала XVI в., найдена в 1820 г. В замке Амбрас близ Иннсбрука. Описываемые в поэме события происходят в сев. Германии, Фрисландии, Ирландии и др. Приморских странах, из чего можно заключить, что первоначальные ..

Гудрун

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Гудрун

В скандинавской мифологии героический женский образ, жена Сигурда. По смерти Сигурда став женой Атли, жестоко мстит мужу за гибель братьев. Судьбе Гудрун посвящены песни "Старшей Эдды" и "Сага о Вельсунгах".. ..

Гуахайоке

В мифологии чибчамуисков божество могил, злой демон. Г. Приносились человеческие жертвы для предотвращения эпидемий и бедствий.с. Я. С.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Гудил

В мифологии табасаранцев, татов, рутульцев (Гуди), цахуров (Годей), лезгин (Пешапай), лакцев (Зювил) божество дождя. Следы культа Г. Сохранялись в обрядах вызывания дождя, в которых Г. Изображал мужчина или юноша, покрытый зелёными ветками.х. Х.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Гуинас

Один из вариантов имени Гвин ап Нудда, встречающийся в "Смерти Артура" сэра Томаса Мэлори.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Гуй

В древнекитайской мифологии душа (дух) умершего. С распространением буддизма Г. Стало общим названием демонов и обитателей ада. Различные Г. Входили в даосский пантеон. Согласно поздним народным представлениям, Г. Похож на человека, но он не имеет подбородка, не отбрасывает тени, внезапно становится невидимым, принимает облик пса, лисицы и других зверей, мужчины или женщины, чтобы завлекать людей и убивать их. Различались Г. Утопленника (шуйциньгуй), повесившегося (дяоцзингуй), съеденного тигром..

Дополнительный поиск Гудрун Гудрун

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гудрун" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гудрун, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа