Джангар

245

(калм. Жањhр, монг. Жангар), центральный персонаж богатырских поэм, популярных у монгольских народов (прежде всего калмыков и западных монголов). У волжских калмыков поэмы сложилисьв монументальный эпический цикл. В Монголии имя героя широко варьируется. Джангар, Джангарай, Джанрвай, Джунра, Джунгар (в последнем случае, возможно, эпическое воспоминание о Джунгарском ханстве). Из предлагаемых исследователями многочисленных этимологий (от перс. Джехан-гир, «завоеватель мира», от монг. Жингэнэх, «звенеть», и др.) наиболее убедительной представляется «сирота», «одинокий», что соответствует характерным для эпоса тюрко-монгольских народов Сибири древнейшим представлениям об эпическом герое как о первопредке и первом человеке.

При данной этимологии имя Д. Сопоставимо с Эр-Соготох («муж-одинокий») у якутов, Чагыс («сирота-одинокий») - у шорцев и др. Согласно эпосу, Д.- сирота, родившийся в мифические «начальные времена» (см. Время мифическое). В возрасте одного года он ведёт борьбу с различными чудовищами (мангусами), пяти лет попадает в плен к богатырю Шикширги, который пытается погубить Д. Он велит Д. Угнать табун у мудреца-предсказателя Алтан Чеджи, в результате Д. Оказывается раненым, и ему угрожает смерть. Исцеляет его жена Шикширги, уступившая сыну Хонгору, просившему её спасти Д. В семилетнем возрасте Д. Женится на красавице Шабдал, дочери властителя юго-восточного края, и становится государем идеальной страны Бумба (от тибет. Бумба - центральная часть буддийской ступы, культовой постройки, символизирующая мифологический средний мир, с которым, вероятно, ассоциировалось государство Д.).

По другому варианту, государем Д. Провозглашает Хонгор, когда они вместе спасаются в горной пещере от четырёх ханов, разоривших царство отца Д. Хонгор становится в государстве Д. Первым богатырём (во всех версиях эпоса существует тесная взаимосвязь между Д. И Хонгором, их судьбы оказываются переплетёнными), а Алтан Чеджи - мудрым советником Д. В дружину Д., характеризуемую магическим числом 12 (12 богатырей), добровольно или принудительно включаются также Санал, Сабар, Мингйан, в прошлом удельные князья, покинувшие свои семьи и владения, а потому характеризуемые, подобно самому Д., сиротами, одинокими.Как и Гесер, Д. Совмещает отдельные черты культурного героя (в его демоноборческой ипостаси) и вселенского государя.

Власть его признают 40 ханов (фольклорно-мифологическое выражение всеобщности). Его противники или просто «чужие» ханы, часто называемые «владыками четвёртой части земли»,- четыре хана, враги его отца, и четыре хана, предлагающие ему в жёны своих дочерей (эти персонажи отчасти связаны с представлениями о властителях четырёх стран света). Возможно, при формировании представлений о Д. Были привнесены переосмысленные идеи буддийской мифологии о царе-чакраватине (владеющем семью чудесными сокровищами, включая чудесное оружие, чудесного коня, прекрасную жену, мудрого советника и т. Д.), не противоречащие, впрочем, собственно эпическим идеалам (так, именно чудесные сокровища Бумбы, обычно числом 5, являются предметом притязаний её врагов).

Соответственно в некоторых вариантах эпоса имя Д. Подвергается модификации - Джагар-хан, т. Е. «царь Индии» (Жаhãр, Жанат, Жасар - от тибет. Rgya-gar, «Индия») или Джангарай (Жанрай, Жанрвай - от тибет. Spyanras-gzigs, см. Авалокитешвара). Однако в первую очередь Д.- эпический монарх типа Монаса в мифологии киргизов. В более поздних версиях (особенно в монгольских) наблюдается дегероизация Д., изображаемого подчас слабодушным и трусливым. Он оттесняется на второй план, а в качестве главного героя выдвигается Хонгор. В многочисленных песнях, посвящённых военным походам Д. И его богатырей (чаще всего Хонгора) против различных демонических противников, некоторые сюжеты сохранили в значительной мере мифологическую архаику.

В одном из них Д. Сватает Хонгора за красавицу Зандан Герел, которая оказывается демонической девой, уже имеющей женихом (или любовником) небесного богатыря Тегя Бюса (Томор Бюс, Томор Тевег - в монгольской версии, мангус - в бурятской). Победив соперника в единоборстве, жестоко расправившись с невестой и её отцом, Хонгор после долгого странствия находит свою настоящую суженую Герензал. Сватом вновь выступает Д. (имеется соответствие между этой его ролью и тем, что в некоторых монгольских и бурятских версиях он является отцом Хонгора). В другом сюжете Д. Борется с персонажами, в своей основе, очевидно, хтоническими, затем ставшими небесными. Д. Убивает сорокачетырёхголового муса (см. Мангус), который превращается в небесное чудовище Кюрюл Эрдени.

Д. Вступает в единоборство с Кюрюл Эрдени, но тот, приняв облик орла, уносит Д. На небо и подвергает там страшным пыткам. Героя выручает дочь солнца, третья жена Кюрюл Эрдени, которую некогда Д. Вызволил из утробы сорокачетырёхголового муса. Усыпив чудовище, она освобождает пленника. Д. Убивает Кюрюл Эрдени, найдя и уничтожив его «внешнюю душу», хранившуюся в виде птенчика в брюхе марала. Д., спустившись с неба с помощью птицы Гаруды (её детей он спас от змея), долго странствует по земле, по верхнему (небесному), нижнему (подземному) мирам. Возвратившись домой, Д. Находит свою жену Шабдал уже состарившейся. Внезапно он вновь уезжает из своей страны. Отъезд Д. Обижает его богатырей, покидающих вслед за ним Бумбу. Воспользовавшись этим, на Бумбу нападает хан шулмасов Шара Гюргю (ситуация напоминает центральный сюжет эпоса о Гесере.

Войну с шарайгольскими ханами. Шара Гюргю, возможно,- модификация их имени, которое отражено в эпосе и непосредственно. Три хана Шаргули - данники Д.). Вставший на защиту Бумбы Хонгор терпит поражение, попадает в плен к шулмасам и ввергается на дно адского озера в седьмой преисподней. Спасать его отправляется Д., вернувшийся в свою разгромленную ставку после того, как у него появился наследник. Он спускается в нижний мир через «широкое красное отверстие», расположенное под одинокой чёрной лачугой, из которой идёт дым (этот мотив соответствует широко распространённому мифологическому представлению о том, что путь в нижний мир идёт через очаг). По дороге к адскому озеру Д. Убивает демоническую старуху, её семерых кривых сыновей и последнего её сына - младенца в железной люльке, считавшегося неуязвимым (эпизод схож с мифом о Масанге, распространённом и у калмыков).В калмыцкой традиции в соответствии с представлениями о сверхъестественной природе дара эпического певца отмечается мифологическое происхождение песен о Д.

Первый джангарчи (исполнитель «Джангариады») услышал сказания о Д. В потустороннем мире, при дворе Эрлик Номин-хана (Эрлика) и принёс их людям (см. Ойрат-калмыцкая мифология)Лит. Козин С. А., Джаигармада. Героическая поэма калмыков, М. - Л., 1940. Джангар. Калмыцкий народный эпос, пер. С. Липкина, Элиста, 1977. Джангар. Калмыцкий героический эпос, [составитель А. Ш. Кичиков, под ред. Г. И. Михайлова], т. 1-2, М., 1978. Жангарын туульс. Удяртгал ба тайлбар сэлт уйлдэж, хэвлэлд бэлтгэсэн У. Загдсурэн, Улаанбаатар, 1968. Кичинов А. Ш., Исследование героического эпоса «Джангар», Элиста, 1976. Его же, К вопросу о происхождении имени «Джангар». В кн. Записки Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы, истории, в. 2, Элиста, 1962. Михайлов Г.

И., Калмыцкий «Джангар» и мифы, «Вестник Калмыцкого научно-исследовательского института», 1976, № 14. Lörincz L., Der Märchentyp 301 als tibetisches Element im Heldenlied des Dschangar, «Acta Orient.», 1969, t. 22, fasc. 3.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Джангар

(«Джа́нгар»,) калмыцкий героический эпос, воспевающий воинские подвиги калмыкских богатырей и их предводителя Джангара, защитников сказочной страны Бумбы. В эпосе отражены надежды и чаяния калмыкского народа, его многовековая борьба за своё национальное существование. О бытовании «Д.» среди калмыков было известно ещё в 18 в. Первое исследование и перевод эпоса на русский язык принадлежат А. А. Бобровникову (1854). В 1910 был издан записанный со слов знаменитого джангарчи (исполнителя «Д») Ээлян ..

Джангар

"ДЖАНГАР" - героический эпос калмыкского народа, в котором изображены сказочная счастливая страна Бумба и ее богатыри-защитники. Предполагают, что эпос сложился к 15 в. Наиболее полная запись сделана в 1911 по варианту сказителя-джангарчи Овлана Эля.. ..

Джамаспа

(авест.), в иранской мифологии зять Заратуштры, один из первых его последователей, за что восхваляется в проповеди Заратуштры на свадьбе дочери пророка с Д. («Гаты»).и. Б.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Джамшид

Джамшед (фарси), в иранской мифологии и эпосе шах из династии Пишдадидов. В «Авесте» - Йима. В «Шахнаме» описывается семисотлетнее царствование Д. - «золотой век». Д. Обучает людей носить вместо звериных шкур одежду из ткани, создаёт государственность и деление на сословия. Его искушает Ахриман, вселив гордыню в душу. Д. Возомнил себя богом, за что и был наказан. Вельможи решили пригласить изноземного царя Заххака. Заххак напал на Иран, убил Д. И положил начало тысячелетнему царству зла. Мстител..

Джанна

(djjanna. Араб., букв. «сад»), в мусульманской мифологии наиболее частое обозначение рая. Другие названия. «сад вечности» (Коран 25:16), «сады эдема» (9:73), «сады благодати» (5:76), «фирдаус» (18:107), «обиталище мира» (6:127), «место пребывания» (40:42), «возвышенное» (83:18). Предание считает эти названия обозначением различных частей рая, расположенных на восьми небесных сферах.Подробное описание Д. Содержится в различных сурах Корана (47:16- 17. 55:54-76. 56:12-39. 76:12-22). Праведники пре..

Джата

В мифологии нгаджу острова Калимантан (Западная Индонезия) змееобразное женское божество нижнего подводного мира. Д. Извечна, она обитает в подводной стране, вход в которую находится в глубоком омуте на мировой реке. Эту страну населяют подданные Д., антропоморфные крокодилы, принимающие звериный облик только на земле. Земля, созданная Махаталой, лежит в мировом океане между хвостом и головой Д. И опирается на её горб. По другим версиям, Д. Обвила землю и кусает собственный хвост (ср. Пане на Бо..

Дополнительный поиск Джангар Джангар

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джангар" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джангар, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа