Додола

111

В южнославянской мифологии женский персонаж, упоминаемый в магических обрядах вызывания дождя. Известен в сербо-хорватской (Д., дудулейка, додолице, додилаш), болгарской (Д., дудула, дудулица, дудоле, преимущественно в западных областях Болгарии), а также румынской и других традициях (ср. Польск. Мифологическое имя Дзидзиля). Д., как и Перперуна, связана с культом Перуна, его именами, действиями или эпитетами, родственными литов. Dundulis - прозвищу Перкунаса (букв. «раскаты грома», ср. Сербо-лужицк. Дундер) - и латыш. Dûdina pçrkuoninš - «погромыхивает громом». Очевидно, имя Д. И т. П. Имена - результат древней редупликации (удвоения) корня dhu, означавшего «трясти бородой» в отношении громовержца. [др.-инд. Œmaœru dόdhuvad (об Индре), греч.

Θύων (о потрясаемом в бою оружии), др.-исл. Dyja, «трясти» (о волосах громовержца Тора). Ср. Отчасти сходное удвоение в хетт. Tethai, «греметь» (о громе)]. Сравнительный анализ додольских песен и ритуалов позволяет предположить, что в мифе Д. Первоначально - жена громовержца, а в ритуале - представлявшие её жрицы. След такого ритуала можно видеть у сербов в Алексиначском Поморавье, где додолицы - шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет. Четыре поют, две представляют Додола (видимо, древнего громовержца) и Додолицу (видимо, его жену). Их украшают венками, льют на них воду (что должно вызвать дождь), преподносят им хлеб. Для додольских песен характерны мотивы отмыкания врат (болг. «Отвори врата, домакина, ой додоле!»), моления о дожде или влаге - росе (серб.

«Додолица бога моли. Да ми, боже, ситну росу!»). Возможно, что раннее заимствование имени жены громовержца Д. Объясняет мордовское обозначение женщины-молнии Jondol-baba и имя бога Jondol-pas (замена d на j. Ср. Зап.-болг. Ойлуле как вариант имени Д.).Лит. Антониjевић D., Алексиначко Поморавље, Београд, 1971. Арнаудов М., Студии върху българските обреди и легенди, т. 1, София, 1971. Dömötör Т., Eperjessy E., Dodola and other Slavonic Folk-Customs in Country Baranya (Hungary), «Acta Ethnographica», 1967, v. 16, fasc. 3-4.В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Додола

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Довт

Знаменитый доисторический погребальный курган неподалеку от урочища Дрогхеда в графстве Луг. Часть Бруг-на-Бойн (см. Глава 11).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Догонов Мифология

Комплекс мифологических представлений догонов (Мали, преимущественно район плато Бандиагара). Д. М., типологически близкая мифологии бамбара (см. Бамбара мифология), отличается большой сложностью и эклектизмом, развитой мифологической символикой, охватывающей различные области - идеологическую, хозяйственно-экономическую, политическую. Мифы до-гонов имеют большое число вариантов.Согласно одному из вариантов космогонического мифа, мир принадлежит 14 Амма, которые господствуют над 14 землями, расп..

Додона

(Dodona, Δωδώνη). Город в Эпире, известный древним оракулом Зевса, где жрецы предсказывали будущее по шелесту листьев священного дуба и по журчанию источника.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Докшиты

(тибет. Drags-gsed, «гневный палач»), в ламаистской мифологии гневные божества группы идамов - Хеваджра, Калачакра, Ваджрапани, Ямантака. А также божества чойджины - Махакала, Шри Деви (тибет. Лхамо, монг. Охин-тенгри), Яма (тибет. Чойджал, монг. Эрлик Номун-хан, см. Эрлик). К Д. Относятся гневные дакини. Жёлтая Тара (монг. Шар Дар-эхе) - гневная эманация будды Ратнасамбхава. В Монголии почитание Д. Возникло не позднее 14 в. (когда был зафиксирован культ богини Махакали). Число Д. Варьируется. Л..

Дополнительный поиск Додола Додола

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Додола" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Додола, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа