Дяла

160

Дэла, в мифологии ингушей и чеченцев глава пантеона богов, демиург. Д. - старший брат бога Селы, отец богини плодородия Тушоли. Имеет антропоморфный облик, живёт на небе. Создал небо и землю. Увидев, что земля оказалась в три раза больше неба, Д. Сжал её, и образовались земляные горы. Затем он укрепил землю каменными горами. Землю держат на своих рогах быки. Д. Создал также птиц, животных, людей. Из земли, сжатой им одной рукой, образовалась женщина (на западе), сжатой другой рукой,- мужчина (на востоке), которым предстояло стать мужем и женой. Филина, пытавшегося воспрепятствовать соединению мужчины и женщины, Д. Наказал, лишив его способности видеть днём. Согласно более архаичным представлениям, управление миром он в значительной мере перепоручил другим богам, действующим самостоятельно - каждый в своей сфере, часто выступающим посредниками между людьми и Д.

С распространением ислама Д. Стал отождествляться с аллахом. Имя Д. Удержалось в молениях, клятвах, народных сказаниях.Лит. Далгат Б., Первобытная религия чеченцев, в кн. Терский сборник, в. 3, кн. 2, Владикавказа, 1893, с. 123-29.А. М.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Дэвы

Дайва (авест.), дивы (фарси), в иранской мифологии злые духи, противостоящие благим духам - ахурам. Представления о Д. Восходят к эпохе индо-иранской и индоевропейской общности. В древнеиндийской мифологии дева - божества (как и родственные им персонажи других индоевропейских традиций - см. Индоевропейская мифология), а асуры - демоны. Д., против которых направлена «антидэвовская надпись» Ксеркса, иранского царя 5 в. До н. Э., почитались, по-видимому, в одной из областей Ирана как боги. Ксеркс у..

Дэйр

I.В мифологии ирландских кельтов - правитель Куальгне, ставший хозяином Донна Куальгне, Бурого Быка из Куальгне (см. Глава 12).II.В мифологии ирландских кельтов Дэйр считался сыном Финна Мак Кумалла. По легенде, он был проглочен чудищем, но все же сумел выбраться из чрева зверя, заодно освободив и других людей, проглоченных тем же чудищем.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дянь-му

(«матушка-молния»), в китайской мифологии богиня молнии. Изображается в разноцветном (сине-эелёно-красно-белом) платье, с двумя зеркалами, которые она держит в поднятых над головой руках. Стоя на облаке, она то сближает, то разводит зеркала, от чего получается молния. В древности Д.-м. Представляли в виде мужчины и именовали Дянь-фу («отец-молния»). Дянь-фу уступил место Д.-м., по-видимому, под влиянием средневековых представлений, по которым молния связана с землёй и соответственно с женским на..

Дятел

Возродился как-то бодхисатва в одной лесной стране в облике дятла — птицы с красивым оперением и длинным острым клювом, могущим пробить любое дерево. Но обычная жизнь дятла была для него невозможна. Проникнутый состраданием, он не питался личинками, во множестве обитавшими в деревьях. Ведя жизнь праведника, он довольствовался побегами и упавшими на землю плодами, следя за тем, чтобы не съесть живущего в них червяка. Перелетая от дерева к дереву, он спасал птенцов, упавших из гнезд, поучал хищны..

Дополнительный поиск Дяла Дяла

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дяла" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дяла, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа