Жалмауыз Кемпир
В мифологии казахов и киргизов (желмогуз кемпир) демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Ж. К. - людоедка, похитительница детей. В образе лёгкого она плавает на» поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына (сказка «Ер-Тостик»). Существует мнение, что образ Ж. К. (как и близкой ей мыстан кемпир казахов) восходит к культу матери-покровительницы. На это указывают присущие ей иногда функции шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража «страны смерти». (Черты доброй бабы-яги, покровительницы героя, Ж. К. Сохранила в некоторых волшебных сказках, в которых она рассказывает, как добыть самоиграющую домбру, помогает достать волшебное зеркало и жениться.) У киргизов разновидность Ж.
К. - демон мите, представлявшийся старухой в лохмотьях, которая живёт в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в свой шалаш и незаметно сосёт у них из колена кровь. Когда жертва ослабеет, мите её съедает. Мите близок демон жалмавыз [ялмавыз (карчык)] казанских татар. Аналогичный персонаж имеется в мифологиях уйгуров и башкир [колдунья-людоедка ялмауз (ялмауыз)], узбеков [старуха-людоедка ялмоFиз (кампир) или жалмовиз (кампир)] и ногайцев (елмавыз).Лит. Баялиева Т. Д., Доисламские верования и их пережитки у киргизов, Ф., 1972, с. 103.В. Б.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Жалмауыз Кемпир
На нашем сайте Вы найдете значение "Жалмауыз Кемпир" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жалмауыз Кемпир, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 15 символа