Жалмауыз Кемпир

629

В мифологии казахов и киргизов (желмогуз кемпир) демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Ж. К. - людоедка, похитительница детей. В образе лёгкого она плавает на» поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына (сказка «Ер-Тостик»). Существует мнение, что образ Ж. К. (как и близкой ей мыстан кемпир казахов) восходит к культу матери-покровительницы. На это указывают присущие ей иногда функции шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража «страны смерти». (Черты доброй бабы-яги, покровительницы героя, Ж. К. Сохранила в некоторых волшебных сказках, в которых она рассказывает, как добыть самоиграющую домбру, помогает достать волшебное зеркало и жениться.) У киргизов разновидность Ж.

К. - демон мите, представлявшийся старухой в лохмотьях, которая живёт в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в свой шалаш и незаметно сосёт у них из колена кровь. Когда жертва ослабеет, мите её съедает. Мите близок демон жалмавыз [ялмавыз (карчык)] казанских татар. Аналогичный персонаж имеется в мифологиях уйгуров и башкир [колдунья-людоедка ялмауз (ялмауыз)], узбеков [старуха-людоедка ялмоFиз (кампир) или жалмовиз (кампир)] и ногайцев (елмавыз).Лит. Баялиева Т. Д., Доисламские верования и их пережитки у киргизов, Ф., 1972, с. 103.В. Б.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ехидна

(Эхидна) — чудовище, полудева-полузмея, породившая от Тифона целый ряд чудовищ. Сфинкс, Цербера, немейского льва, Орфа, химеру и др. От Геракла (или Зевса) родила Скифа.// Алексей ФАНТАЛОВ. Потомство Эхидны(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Ешап

В нарт-орстхойском эпосе ингушей и чеченцев антропоморфное, бесполое чудовище, охраняющее вход в ел (не пропускает в него живых и не выпускает из него мёртвых). Имеет девять глаз, девять рук и ног, из его пасти торчат клыки. У него огромное тело, обросшее длинными космами, облепленное вшами. Человек не в силах причинить ему какой-либо вред. Иногда Е. Предстаёт в женском облике. Сыграв на женском тщеславии Е., героям Сеска Солсе и Бятару удаётся проникнуть в ел и выбраться из него.В волшебных ска..

Жан-шарх

(от адыг. Жан, «острое», шарх, «колесо»), в нартском эпосе адыгов громадное железное колесо с острыми выступами, предмет состязания нартов. Ж.-ш. Скатывали с вершины Харама-ошха, а нарт, стоявший у её подножия, должен был ударом (ладони, груди) вернуть его на гору. Враги Сосруко, узнав о его уязвимом месте, предложили ему оттолкнуть Ж.-ш. Бёдрами. Когда Сосруко сделал это, Ж.-ш. Отрезало ему ноги. Осетинский аналог Ж.-ш. - колесо Балсага.м. М.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Жар-птица

В восточнославянской мифологии чудесная птица. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Ж.-п., её золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого царства»), откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Ж.-п. Может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем. Она уносит мать героя ..

Дополнительный поиск Жалмауыз Кемпир Жалмауыз Кемпир

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жалмауыз Кемпир" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жалмауыз Кемпир, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 15 символа